Просмотр содержимого документа
«Методы работы социального педагога.»
Методы работы социального педагога.
Достаточно много времени в работе социального педагога занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.
Какие же методы использует социальный педагог? Метод наблюдения – это самый распространенный и естественный метод.
Классификация видов наблюдения.
Условия проведения наблюдения.
Клинические естественные.
Способ записи и регистрации данных.
Запись с графической регистрацией, с цифровой регистрацией, фото- и кинонаблюдения, комплексные.
Объекты и формы организации наблюдения.
Индивидуальные, групповые, командные.
Способы взаимоотношений наблюдателя и наблюдаемого.
Обычные, включенные, участвующие.
Способы наблюдения.
Визуальные, приборные, самонаблюдения.
Этот метод используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Что для этого необходимо? Выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений: мимика, жесты, речь, движения. И главное – научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: на уроке, в игре, в общении. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.
Алгоритм педагогического наблюдения.
Этапы педагогического наблюдения
Общая характеристика действий социального педагога на этапе педагогического наблюдения
I этап. Подготовительный
Необходимо подготовиться к проведению педагогических наблюдений: сформулировать цель и задачи наблюдения, составить его план, подобрать средства и методы регистрации исследуемых показателей, подготовить место проведения наблюдения, провести инструктаж помощников и наблюдаемых, подготовить протоколы и бланки для записи наблюдаемых характеристик
II этап. Педагогическое наблюдение
На втором этапе осуществляется самонаблюдение. Здесь очень важно следить за ходом наблюдения, правильностью заполнения протоколов и бланков, исправностью применяемой аппаратуры
III этап. Обработка результатов педагогического наблюдения
Сюда входит первичная обработка данных, включающая в себя уточнение и восстановление выпавших данных и вычисление производных характеристик (отношений, разности, суммы, процентов и т.п.) и статистическая обработка результатов (расчет средней арифметической, стандартных отклонений, вариаций и т.п.)
IV этап. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов педагогического наблюдения
Этап предусматривает анализ полученных результатов, описание исследуемого процесса, обсуждение материалов наблюдения, формулировки выводов, разработку практических рекомендаций, предложения по внедрению результатов наблюдений в практику, планирование новых наблюдений
Памятка для проведения педагогического наблюдения.
• Социальный педагог изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности подопечного(ых), воспитанника(ов).
• Социальный педагог не может активно вмешиваться в ход педагогических событий (урока, мероприятия, беседы, игры и др.), ситуаций (конфликта, спора и др.) или протекания психических процессов.
• Социальный педагог как исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить.
• Социальный педагог фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения.
• Социальный педагог фиксирует факты поведения подопечных воспитанников (или клиентов) и личностных проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.
• Социальный педагог как исследователь не может воспроизвести заново явление, которое он уже наблюдал, сохраняя те же условия и обстоятельства.
• Хронометрирование осуществляется на одном ученике с наиболее типичными характеристиками (или с характеристиками значимыми для социально-педагогического наблюдения). Методика хронометрирования должна соблюдаться в строгой последовательности.
К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры:
1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы;
2) обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
3) варьирование вопросов, постановка их в приятной для собеседника форме;
4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.
Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.
Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.
При составлении вопросов нужно иметь в виду следующие основные требования:
- опрос не должен носить случайный характер, а быть планомерным (при этом понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные - позднее);
- вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для всех отвечающих;
- вопросы не должны противоречить педагогическому такту и профессиональной этике.
При опросе следует придерживаться следующих правил:
1) во время интервью исследователь должен быть наедине с отвечающим;
2) каждый устный вопрос следует прочитать с вопросного листа дословно, в неизменной форме;
3) следует точно придерживаться порядка следования вопросов;
4) отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующее за очередным вопросы;
5) интервью должно быть кратковременным (с учащимися, как правило, не более 15-20 мин, с взрослыми не более 30 мин);
6) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);
7) если интервьюирующий не понимает ответа, то он может задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например, "Что Вы хотели этим сказать?", "Объясните немного подробнее?");
8) если отвечающий не понимает вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз (нельзя разъяснять отвечающему вопрос); если вопрос все еще не понят и после повторного чтения, против него следует написать: "Вопрос не понят".
9) ответы записываются в вопросник только во время опроса в заранее подготовленную графу вопросника.
Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование, проведение которого предусматривает получение информации от респондентов путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Для проведения анкетирования необязателен личный контакт исследователя с респондентами, так как анкеты можно рассылать и по почте или раздавать с помощью других лиц. Одним из преимуществ анкетирования перед беседой можно считать возможность опросить сразу всех, это зависит от количества подготовленных бланков анкет. Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Необходимо, чтобы вопросы были понятными, однозначными, краткими и объективными. Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимущество анкетирования перед вышеперечисленными методами опроса в том, что этот метод очень удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики. Приступая к составлению анкеты необходимо:
- хорошо знать самому исследуемую проблему,
- уяснить цель опроса (Какой хочешь получить ответ?),
- предусмотреть выявление зависимости от социального положения, пола, стажа опрашиваемых,
- учесть возраст и подготовленность опрашиваемых,
- продумать место и время проведения опроса,
- проконсультироваться со специалиста.
Классификация вопросов:
По содержанию
Прямыевопросы. Такие вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Косвенные вопросы. Прямые вопросы перефразируют, если респондент неохотно отвечает.
По степени свободы ответа
Открытые вопросы. Такие вопросы не ограничивают ответа респондента. Закрытые вопросы. Возможность выбора заранее ограничивают определенным числом вариантов ответов.
По цели
Для получения новой информации.
Для подтверждения каких-то данных.
Для проверки на лживость.
По форме
Дезъюктивные вопросы- выбор одного варианта ответа.
Конъюктивные вопросы - выбор нескольких вариантов ответа.
Шкалированные вопросы - перевод качественного показателя в количественный. Используется оценка ответов по бальной системе.
Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. При использовании анкетного опроса очень важно правильно составить анкету.
«Памятка о подготовке бланка анкеты»
Общий план опросного листа (анкеты) включает в себя:
1. Введение (кто и для чего проводит опрос, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, фамилия и инициалы исследователя);
2. Вступительные вопросы с целью заинтересовать респондента, максимально облегчить вхождение в работу (нельзя вступительные вопросы начинать с паспортных данных, задавать трудные; нельзя острые, интимные вопросы давать во второй части анкеты),
3. Заключительные вопросы (в конце анкеты следует давать легкие вопросы, а также вопросы о паспортных данных, в заключение выразить благодарность респонденту). При проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:
• разъяснение цели и практического значения опроса респондентам;
• предоставление возможности анонимных ответов (т.е. не указывать фамилию и другие данные, если этого не требуют задачи исследования);
• возможность на вписывание дополнительных данных и сведений помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы.
Педагогическое тестирование — это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых. Педагогическое тестирование — это форма, основанная на применении педагогических тестов.
Педагогический тест — это инструмент, предназначенный для измерения облученности учащегося, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Отличительные черты педагогического тестирования:
- точность;
- простота;
- доступность;
- возможность автоматизации.
Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Слово «эксперимент» - латинского происхождения, в переводе означает «опыт», «испытание».
Цель эксперимента — установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом.
Эксперимент, по сути, является строго контролируемым педагогическим наблюдением. Его особенность состоит в том, что экспериментатор ведет наблюдение за процессом, который сам и осуществляет. В педагогической практике различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса, в привычной для испытуемого обстановке) и лабораторный, который протекает в специально созданных и контролируемых условиях. Чаще всего все же используется естественный эксперимент.
Правила организации педагогических экспериментов.
Недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых.
Гарантия от нанесения вреда испытуемым самочувствию, жизнедеятельности в настоящем и будущем.
Еще один метод – это метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности. Этот метод позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.
Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.
В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.