kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики »

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет число семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Статус «социально опасное положение» имеют дети и  подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья,   либо не отвечающей требованиям к их содержанию и воспитанию, либо совершающие правонарушения или иные антиобщественные действия.

    Правовую основу деятельности специалистов СПС( социально-психологической службы) по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях, профилактике семейного неблагополучия составляют: Конституция РФ, Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об образовании».(Слайд 2)

          Для защиты и поддержки несовершеннолетних и их семей, оказания им помощи на государственном уровне, оперативного и качественного решения возникающих вопросов и проблем, особенно актуальным становится осуществление комплексного взаимодействия субъектов системы профилактики. Ключевой фигурой в этом процессе, ведущим субъектом и координатором этой работы в школе является социальный педагог.

Именно социальный педагог владеет наиболее полной информацией об особенностях и проблемах социального положения ребенка и его семьи, особенностях семейного воспитания несовершеннолетнего и той конкретной сложной жизненной ситуацией, в которой оказалась семья. Владение этой информацией помогает определить круг межсубъектного взаимодействия, вовремя подобрать адекватные формы и методы работы с семьей и  подростком.

   Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа(Слайд 3),которая направлена на развитие личности, сведение к минимуму воздействия факторов риска, возникновения девиантного поведения, преодоление стрессов, развитие уверенности, продуктивного взаимодействия с окружающими.

Все действия и профилактические мероприятия, проводимые образовательными учреждениями и службами системы профилактики, направлены на защиту прав и  законных интересов несовершеннолетних.

К таким мероприятиям относятся: (Слайд 4)

  • Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (специалисты СПС, классный руководитель, администрация).
  • Мероприятия по социальной адаптации ребенка, т.е. оказание помощи в процессе активного приспособления ребенка, находящегося в социально опасном положении, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям при изменении социального статуса (Школьные мероприятия, волонтерские движения, внеурочная занятость)
  • Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных или деформированных социальных связей и функций ребенка, восполнению среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем ( СЦРН «Надежда», ЦСЗН, опека, школа)
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении (4, из ст.1 ФЗ).

Согласно ст.4 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» к субъектам системы профилактики относятся: (Слайд 5)

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы управления образованием;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи и семейной политики;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел.

В соответствии с ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних»(4) алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики в работе с детьми и их семьями данной категории строятся следующим образом: (Слайд 6)

1. Выявление. Сообщение. Учет.

1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей, относящихся к одной из целевых групп, с которыми будет проводиться индивидуально-профилактическая работа (ИПР).

Способы получения социальным педагогом информации: составление социального паспорта школы; собеседование с классными руководителями; из сообщений должностных лиц органов и учреждений;

в ходе проведения совместных рейдов с субъектами системы профилактики; из сообщений родителей и детей; из заявлений родственников, соседей; из сообщений граждан.

1.2. Систематизация полученной информации

На стадии выявления, сообщения, как правило, не содержат подробных сведений о семье и ребенке и имеющейся проблеме, в связи с этим социальным педагогом проводится сбор дополнительной информации и документов и дополнительная диагностика.

Сбор информации и документов включает: обследование жилищно-бытовых условий; беседы с ребенком, родителями, родственниками и др. лицами; получение: обзорных справок на семью и ребенка от субъектов профилактики; справок о регистрации по месту жительства; копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положения; медицинских справок и иных документов.

Дополнительная диагностика может включать: характеристику взаимоотношений в семье; характер взаимоотношений в семье; позицию ребенка в семье; выявление членов семьи, оказывающих на ребенка неблагоприятное влияние; контроль за поведением и учебой школьника; оценка семьи как воспитательного коллектива; характеристику социального неблагополучия семьи и др.

1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребенка происходит процесс квалификации и переквалификации группы учета семьи и ребенка в соответствии с действующим законодательством, а также определяется перечень мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка и ИПР (1) , заполняются необходимые документы. Пакеты рабочей документации ведется социальным педагогам

на ребенка и семью.

2. Индивидуально-профилактическая работа  и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Индив.Профил.Работа включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребенка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройство.

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком данной категории: ( Слайд 7)

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, направления в центры психолого-педагогической помощи и т.д.)

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т.п.)

- защита прав и интересов ребенка (на образование, отдых, труд, жилищные права, имущественные и неимущественные права и т.д.)

- организация досуга (в различных учреждениях по месту жительства)

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т.д.)

       В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует: (Слайд 8)

- инспектора ОДН ОМВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально-опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;

- органы опеки и попечительства – о детях, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- органы соцзащиты – о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, трудоустройстве, оздоровлении;

- органы здравоохранения – о нуждающихся  в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотиков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ; органы по делам молодежи – об организации досуга и отдыха;

- КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Проводит совместные рейды с инспектором ОДН ОМВД, принимает участие в мероприятиях, организует систематические сверки учетов учащихся и их семей, находящихся на внутришкольном контроле.

3. Проведение совместной ИПР

Совместная работа проводится с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

ИПР осуществляется посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов помощи.

 Установлены следующие сроки проведения индивидуально-профилактической работы: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушения, антиобщественным действиям, безнадзорности; достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи; наступления других обстоятельств.

Выполняя свои функции: профилактическую, защитно-охранную и организационную, социальный педагог на всех этапах координирует работу субъектов системы профилактики, взаимодействует с ними и выстраивает в целом процесс решения проблем ребенка и его семьи, требующих вмешательства субъектов профилактики. Это позволяет улучшить качество социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семьей и обеспечивает своевременность этой помощи.

В заключение следует отметить, что работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении, будет наиболее эффективна при условии: (Слайд 9)

  • раннего выявления проблемы;
  • своевременного информирования служб системы профилактики;
  • совместной скоординированной индивидуально- профилактической работы

При работе с подростками, находящимися в социально опасном положении нам необходимо помнить главное: дети нуждаются в нашей помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность),

одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка.

Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь  им вырасти.(Слайд 10)

Помощь специалистов СПС (в данном случаи) – это комплекс мероприятий, направленных на содействие детям в предупреждении, разрешении психологических и социальных проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей детей для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование детей и родителей о причинах возникших проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Методика работы социального педагога / Под редакцией Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. М., Школьная пресса, 2004
  2. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К, Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. Сборник материалов для специалиста образовательного учреждения. СПб, Каро, 2000
  3. ФЗ РФ от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями от 13.01.2001 и 07.07.2003. Статьи 1, 4, 9
  4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М. Издательский центр «Академия», 2007

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » »

«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и  семей ,находящихся  в социально опасном положении» Социальный педагог Пенькова Е.А.

«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей ,находящихся в социально опасном положении»

Социальный педагог Пенькова Е.А.

Конституция РФ  Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ  Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об образовании».
  • Конституция РФ
  • Конвенция «О правах ребенка»,
  • Семейный Кодекс РФ
  • Закон РФ «Об основах, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
  • Закон РФ «О полиции», Закон РФ «Об образовании».
Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа

Важной составляющей взаимодействия субъектов системы профилактики на семью и подростка является профилактическая работа

Профилактические мероприятия

Профилактические мероприятия

  • Индивидуальная профилактическая работа
  • Мероприятия по социальной адаптации ребенка
  • Социальная реабилитация ребенка
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Субъекты системы профилактики

Субъекты системы профилактики

  • - комиссии по делам несовершеннолетних;
  • - органы управления социальной защитой населения;
  • - органы управления образованием;
  • - органы опеки и попечительства;
  • - органы по делам молодежи и семейной политики;
  • - органы управления здравоохранением;
  • - органы службы занятости;
  • - органы внутренних дел.
Алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики  1. Выявление. Сообщение. Учет.  1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей 1.2. Систематизация полученной информации  1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.  2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Алгоритм работы социального педагога и порядок взаимодействия с субъектами системы профилактики

  • 1. Выявление. Сообщение. Учет.
  • 1.1. Сбор информации, сведений, выявление детей и семей
  • 1.2. Систематизация полученной информации
  • 1.3. Анализ полученных результатов и определение плана мероприятий индивидуально профилактической работы.
  • 2. Индивидуально-профилактическая работа и мероприятия по защите прав и законных интересов ребенка

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком

Комплекс мероприятий по индивидуально профилактической работе с семьей и подростком

  • - социальная адаптация
  • - социальная реабилитация
  • - защита прав и интересов ребенка
  • - организация досуга
  • - оказание различных видов помощи
В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует :

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 120 социальный педагог незамедлительно информирует :

  • - инспектора ОДН ОМВД
  • - органы опеки и попечительства
  • - органы соцзащиты
  • - органы здравоохранения
  • - КДН и ЗП
Работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении

Работа социального педагога во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, находящегося в социально опасном положении

  • раннее выявление проблемы;
  • своевременное информирование служб системы профилактики;
  • совместная скоординированная индивидуально- профилактическая работа
Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь им вырасти.

Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить и удобрить почву, посадить полезные растения и помочь им вырасти.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики »

Автор: Пенькова Елена Алексеевна

Дата: 06.01.2015

Номер свидетельства: 150691

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Социально- педагогические  технологии работы  социального педагога  с  неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "164073"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422568703"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Планирование работы социального педагога по профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних "
    ["seo_title"] => string(129) "planirovaniie-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-profilaktikie-biesprizornosti-i-bieznadzornosti-sriedi-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "137683"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417422505"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(144) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "306996"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231735"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов."
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktika-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-shkoly-siem-i-i-obshchiestviennykh-institutov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306997"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458231742"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства