kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально- педагогические

 технологии работы

социального педагога

с  неблагополучной семьей

Семья является одним из самых главных институтов социализации, черезкоторый ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Важно, что семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. Такими считаются:

-потребности физиологические (сон, отдых, питание);

-потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищенность);

-потребность в любви и уважении, чтоб с ним считались.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей относят:

-семьи с низким материальным достатком;

-семьи,  ведущие асоциальный образ жизни;

-семьи.в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.)

Независимо, какая это семья, все это  в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Неблагополучие семьи волнует социального педагога так как в центре социального педагога находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей  ребенка и защиту его базовых прав –права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня:

-профилактический,

-диагностический,

-реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика –это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семье.

При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию. Необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснитьгуманистические методы воспитания. Такие семьи, необходимо обязательно просвещать. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают поведений, к которым может привести физическое наказание ребенка. Чаще всего, это родители, которые копируют, то как с ними поступали в их «детстве».

 

Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества. Разбираться в конкретной ситуации.

Социальный педагог должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Помочь найти выход из создавшейся ситуации.

Например:

хвалить детей за хорошие поступки;

показывать свой пример делом;

поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительное, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

интересоваться его жизнью, его друзьями;

стараться  научить исправить ребенка неправильный поступок;

разговаривать с  детьми  в тоне уважения и сотрудничества; вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

избегать пустых угроз;

не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

стараться быть справедливым;

использовать любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания,

нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактическую форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и родителями, чему способствует проведение индивидуальных консультаций, классных часов совместно с родителями, тематических встреч, праздников, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, данная семья не испытывала. Так они учатся общаться, узнают друг друга с другой стороны, учатся проводить вместе время.

Диагностический уровень.На этом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога.

Когда клиент обратился сам (добровольное обращение) –оценка ситуации в случае необходимости организация консультации психолога;

При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье (обязательное посещение семьи, составление акта посещения, разговор с соседями и т.д.), организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Этапы диагностики:

Сбор информации; Анализ информации.
         Постановка социального диагноза.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

Объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (очень важно смотреть на проблему исходя из интересов клиента)

Этические принципы:

Конфиденциальность;

Степень открытости;

Невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы (могут быть опрошены психологом*):

Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента)

Беседа (диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану)

Анкета (письменный опрос);

Тесты (набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

А) шкальные методики. Для определения результата в совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.

Б) Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска).

В) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (агрессия, переживание)

Г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

Д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения).

Е) анализ документации. Изучение документов - важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

Ж) метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи.

Реабилитационный уровень. Является важнейшим в системе работы социального педагога с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий:

Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе  которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.

Методы (приемы консультирования):

-беседа;

-включенное наблюдение;

-убеждение;

В своей работе социальный педагог может использовать исходя из ситуации: одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать.

Метод легенд (вымысла) - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента, приглашение к себе в кабинет и убеждение в помощи.

Метод «письмо-обращение», доверие - цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство.

Групповой уровень реабилитационной работы.  Группа - это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.

Методы групповой реабилитации:

Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.

Лекция – передача информации лектором.

Диспут - подготовленное обсуждение одного важного вопроса.

Дискуссия - столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.

Собрание - плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини – лекция, диспут, беседа, презентации, используются видеоматериалы.приемы игротерапии, мозгового штурма.

Одна из технологий социальной педагогики – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (объявления, листовки, флаеры, памятки, приглашение, анкетирование).

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка.

Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. И в первую очередь думать о ребенке и что для него лучше. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой стороны – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.

Просмотр содержимого документа
«Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей »









Социально- педагогические

технологии работы

социального педагога

с неблагополучной семьей



























Семья является одним из самых главных институтов социализации, черезкоторый ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Важно, что семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка. Такими считаются:

-потребности физиологические (сон, отдых, питание);

-потребность в безопасности (крыша над головой, социальная и материальная защищенность);

-потребность в любви и уважении, чтоб с ним считались.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей относят:

-семьи с низким материальным достатком;

-семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

-семьи.в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие.)

Независимо, какая это семья, все это в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.

Неблагополучие семьи волнует социального педагога так как в центре социального педагога находится ребенок. Соответственно социально- педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав –права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Этим обусловлено и существенное сходство в структуре технологий, которые обязательно включают три уровня:

-профилактический,

-диагностический,

-реабилитационный.

Профилактический уровень. Профилактика –это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семье.

При работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию. Необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснитьгуманистические методы воспитания. Такие семьи, необходимо обязательно просвещать. Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают поведений, к которым может привести физическое наказание ребенка. Чаще всего, это родители, которые копируют, то как с ними поступали в их «детстве».


Педагогическое просвещение включает деятельность информационного и обучающего плана по рассмотрению основных закономерностей развития ребенка, возрастных психологических факторов становления его личности на конкретных стадиях, проблем каждого возраста и выработке общих рекомендаций по их разрешению. Необходимо уделять внимание таким проблемам, как роль матери во взаимоотношениях с ребенком на ранних стадиях его жизни, значение эмоциональных факторов во взаимоотношениях в семье, познакомить с понятием возрастных кризисов, проводить работу по формированию и развитию умений общаться с детьми, руководить их деятельностью, развивать речь, положительные качества. Разбираться в конкретной ситуации.

Социальный педагог должен заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Помочь найти выход из создавшейся ситуации.

Например:

хвалить детей за хорошие поступки;

показывать свой пример делом;

поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительное, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

интересоваться его жизнью, его друзьями;

стараться научить исправить ребенка неправильный поступок;

разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества; вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

избегать пустых угроз;

не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

стараться быть справедливым;

использовать любую возможность, чтобы высказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания,

нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности.


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения. Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы.. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактическую форму для определения проблемы.

Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и родителями, чему способствует проведение индивидуальных консультаций, классных часов совместно с родителями, тематических встреч, праздников, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, данная семья не испытывала. Так они учатся общаться, узнают друг друга с другой стороны, учатся проводить вместе время.

Диагностический уровень.На этом уровне возможны два варианта деятельности социального педагога.

Когда клиент обратился сам (добровольное обращение) –оценка ситуации в случае необходимости организация консультации психолога;

При недобровольном обращении – сбор достоверной информации о семье (обязательное посещение семьи, составление акта посещения, разговор с соседями и т.д.), организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.

Этапы диагностики:

Сбор информации; Анализ информации.
Постановка социального диагноза.

Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.

Методологические принципы:

Объективность в сборе фактов и их интерпретации, множественность источников информации. Достоверность информации. Клиентоцентризм (очень важно смотреть на проблему исходя из интересов клиента)

Этические принципы:

Конфиденциальность;

Степень открытости;

Невмешательство в частную жизнь.

На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы (могут быть опрошены психологом*):

Наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента)

Беседа (диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану)

Анкета (письменный опрос);

Тесты (набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).

Широко используются в диагностике:

А) шкальные методики. Для определения результата в совместной работе предлагается шкала, на которой он должен отметить состояние своей проблемы до и после визита к социальному педагогу.

Б) Карточные методики – набор карт с определенным смысловым содержанием (любовь, ненависть, развод, тоска).

В) проективные методики - разновидность тестов, нацеленных на определение неосознаваемых клиентом состояний (агрессия, переживание)

Г) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений;

Д) экспрессивные методики (основаны на рисовании: рисунок семьи, рисунок в виде животного, растения).

Е) анализ документации. Изучение документов - важная часть работы социального педагога, необходимых для дальнейшей работы с семьей, в помощь другим специалистам, правоохранительным органам, для отчетности, для защиты своих интересов;

Ж) метод социальных биографий - сбор информации об истории жизни человека и его семьи.

Реабилитационный уровень. Является важнейшим в системе работы социального педагога с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация - это система мер, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используется несколько технологий:

Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.

Методы (приемы консультирования):

-беседа;

-включенное наблюдение;

-убеждение;

В своей работе социальный педагог может использовать исходя из ситуации: одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать.

Метод легенд (вымысла) - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента, приглашение к себе в кабинет и убеждение в помощи.

Метод «письмо-обращение», доверие - цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.

Методы групповой реабилитации:

Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.

Лекция – передача информации лектором.

Диспут - подготовленное обсуждение одного важного вопроса.

Дискуссия - столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.

Собрание - плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини – лекция, диспут, беседа, презентации, используются видеоматериалы.приемы игротерапии, мозгового штурма.

Одна из технологий социальной педагогики – это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью – средства массовой информации (объявления, листовки, флаеры, памятки, приглашение, анкетирование).

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка.

Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. И в первую очередь думать о ребенке и что для него лучше. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой стороны – учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.








Список литературы:




  1. Галагузова М.А. Социальная педагогика. -М.. 2003.

  2. Галагузова М.А., Л.В. Мардахаев. Методика и технология работы социального педагога..- М.2002 Технологии работы социального педагога с семьей.

  3. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Жадан Ольга Сергеевна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей "
    ["seo_title"] => string(82) "sotsial-no-piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-raboty-s-nieblaghopoluchnoi-siem-iei"
    ["file_id"] => string(6) "229352"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441712959"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Социально - педагогическая технология работы социального педагога с неблагополучной семьей"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial_no_piedaghoghichieskaia_tiekhnologhiia_raboty_sotsial_nogho_piedaghogha_"
    ["file_id"] => string(6) "430148"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506629131"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему : "Технология работы социального педагога с неблагополучными семьями""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_tiemu_tiekhnologhiia_raboty_sotsial_nogho_piedaghogha_s_nieblaghopoluc"
    ["file_id"] => string(6) "391507"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487017821"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Педагогический совет "Здоровье сберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе" "
    ["seo_title"] => string(119) "piedaghoghichieskii-soviet-zdorov-ie-sbierieghaiushchaia-orghanizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156500"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421430873"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства