kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные мероприятия.                Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

    С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

    В процессе работы составляется «карта семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения, знаменательные события в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

    «Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.

       Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

      Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

      Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

     Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями с приглашением в школу.

   По исследованиям американских ученых, проблемы есть в каждой седьмой семье. Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на проблемы ребенка.

    Здесь необходима чуткость социального педагога, кроме помощи ребенку, нужно обратить свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем ребенку.

    Нужно убедить родителей искать выход из создавшегося положения, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на установление контакта с ним. 

        Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

      Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник.

     Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога »

Основные формы, методы работы, документация, права


и обязанности школьного социального педагога



Не секрет, что социальный педагог в школе выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители. И в целом он выполняет следующие функции:


1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых.


2. Диагностическая, т.е. постановка “социального диагноза”, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.


4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума.


6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на несовершеннолетних.


7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.


Сюда можно дополнить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Этот факт касается и социального педагога .

Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Каковы же основные методы работы социального педагога с семьей учащегося? Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача создать внутри нее новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные мероприятия. Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно вместе убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В процессе работы составляется «карта семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения, знаменательные события в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье.

Возможно ли сотрудничество внутри семьи, или все отношения сводятся к приказам взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться при посещении семей, проведении групповых консультаций, а также консультаций с отдельными родителями с приглашением в школу.

По исследованиям американских ученых, проблемы есть в каждой седьмой семье. Для социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей и реагирование взрослых членов семьи на проблемы ребенка.

Здесь необходима чуткость социального педагога, кроме помощи ребенку, нужно обратить свое внимание на родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем ребенку.

Нужно убедить родителей искать выход из создавшегося положения, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на установление контакта с ним.

Самым распространенным и естественным является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

При работе с подростками в обязанности школьного социального педагога входит:


* обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;


* изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность, его интересы, потребности;


* организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей и взрослых;


* содействие детям и взрослым в решении личных и социальных проблем; предотвращение правонарушений; реабилитация подростков;


* представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами оказывает содействие в повышении социального статуса семьи.


Наряду с обязанностями школьный социальный педагог имеет следующие права:


* представлять и защищать интересы несовершеннолетних в органах законодательной и исполнительной власти;


* собирать информацию, связанную с нуждами несовершеннолетних; проводить социальные опросы, диагностические обследования;


* делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем несовершеннолетних;


Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.


Социальный педагог должен быть посредником, он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, чаще всего вступают в конфликты с приемными родителями.

Социальный педагог сталкивается с проблемой лишения родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, плохо влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство.

Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д.

Социальный педагог, работающий в школе, в своей деятельности должен руководствоваться следующей документацией:


1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе. Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;


2. Должностная инструкция;


3. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю;


4. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения;


5. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для отдельных групп населения;


6. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;


7. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;


8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству;


9. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;


10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы;


11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;


12.Методические рекомендации для родителей;


13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

Необходимые журналы:

1.Журнал учета рабочего времени

Дата

Время

Содержание работы

Примечания





2.Журнал учета посещаемости занятий учащимися (заполняется дежурным классом)

3.Журнал посещения квартир

Дата посещения

Посещённая квартира (с кем)

Причина посещения

Результаты посещения





4.Журнал посещения уроков и внеклассных мероприятий

5.Журнал учета работы с учащимися, не посещающими школу

Дата

ФИ учащегося

Результаты работы




6.Регистрационный журнал приема посетителей

Дата

ФИО посетителя

Причина посещения

Предпринятые меры





7.Журнал учета индивидуальной работы с учащимися «группы риска» и состоящими на ВШК (протоколы бесед)

8.Протоколы заседаний Совета по профилактике правонарушений

9.Протоколы заседаний наркопоста

10.Протоколы заседаний Комиссии по распределению денежных средств из фонда ВСЕОБУЧ

11.Журнал учета питания учащихся из социально-незащищенных семей


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Мусиенко Аксана Викторовна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "представила и обобщила результаты свей профессиональной деятельности  по профилактической программе "Проблемные семьи и дети" "
    ["seo_title"] => string(140) "priedstavila-i-obobshchila-riezul-taty-sviei-profiessional-noi-dieiatiel-nosti-po-profilaktichieskoi-proghrammie-probliemnyie-siem-i-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "214415"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432300096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства