Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Педагогика
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Педагогика
Важнейшим принципом педагогики остается соблюдение требования активности и сознательности в обучении. Педагог, реализуя данный принцип, готовит студентов к выполнению заданий, обеспечивает мотивацию обучающихся на выполнение работы, последовательно наращивает степень их самостоятельности при выполнении учебных задач, использует разные по степени сложности и стимулированию умственной активности виды самостоятельной работы.
В условиях изменения стратегии образования эти педагогические аксиомы приобретают особое значение. Если ранее основной целью образования были конкретные знания, то сегодня знания рассматриваются как средство, а целью становится формирование у обучающегося способности действоватьна основе имеющихся умений, знаний и практического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине Педагогика»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы
по учебной дисциплине Педагогика
Для студентов, обучающихся по специальностям
44.02.02 Преподавание в начальных классах
49.02.01Физическая культура.
Для студентов очной и заочной формы обучения
Внеаудиторная работа
Голышманово, 2014
Рекомендовано к изданию и использованию в качестве методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы для студентов по учебной дисциплине «Педагогика» методическим советом ГАПОУ ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»
Протокол № 5 от «18» декабря 2014 г.
Составитель: Попова Л.Ю., преподаватель ГАПОУ СПО ТО «Голышмановский агропедагогический колледж»
Рассмотрено и принято на заседании ЦМК
психологии и педагогики
протокол №_____ от «____»________ 201__г.
Зав. ЦМК: ________/Шмелева Л.В../
Рецензент: Л.В. Шмелева
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по педагогике являются частью учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 49.02.01 Физическая культура.
Методические рекомендации включают в себя разные виды самостоятельной работы по всем темам педагогики, предусмотренных учебной программой в объеме 42 часов.
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения.
Голышманово, 2014
Содержание
Введение
5
Тема 1. Сочинение на тему «Педагогическая профессия в 21 веке».
7
Тема 2. Сочинение на тему «Учитель в моей жизни».
8
Тема 3. Целеполагание уроков математики и русского языка.
9
Тема 4. Целеполагание внеурочных мероприятий по нравственному, эстетическому воспитанию.
Тема 21. Презентация вопроса «Деятельность учителя и учащихся на уроке».
29
Тема 22. Реферат «Нетрадиционные системы оценивания».
30
Тема 23. Презентация вопроса «Психолого-педагогические основы оценочной деятельности».
31
Список использованной литературы и интернет ресурсов.
33
Введение
Важнейшим принципом педагогики остается соблюдение требования активности и сознательности в обучении. Педагог, реализуя данный принцип, готовит студентов к выполнению заданий, обеспечивает мотивацию обучающихся на выполнение работы, последовательно наращивает степень их самостоятельности при выполнении учебных задач, использует разные по степени сложности и стимулированию умственной активности виды самостоятельной работы.
В условиях изменения стратегии образования эти педагогические аксиомы приобретают особое значение. Если ранее основной целью образования были конкретные знания, то сегодня знания рассматриваются как средство, а целью становится формирование у обучающегося способности действоватьна основе имеющихся умений, знаний и практического опыта.
Обучающийся в процессе учения приобретает способность совершать два вида действий: внешние (практические) и внутренние (действия мысли). Задача преподавателя - организовать процесс тренировки в форме самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студента (СРС) - это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений в процессе фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности, осуществляемой под руководством преподавателя, но без непосредственного участия педагога.
Важнейшие характеристики СРС:
может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время;
сопровождается большой активностью протекания познавательных процессов;
допускает оказание помощи в работе в случае необходимости.
Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
СРС требует руководства со стороны преподавателя. Процесс руководства СРС включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап.
1.1. Отбор целей самостоятельной работы.
1.2. Отбор содержания СРС.
1.3. Отбор форм, типов и видов СРС.
1.4. Комплексное методическое обеспечение СРС.
2.Основной этап.
2.1. Мотивация СРС.
2.2. Руководство выполнением СРС.
3. Заключительный этап.
3.1. Организация контроля СРС.
3.2. Рефлексия (анализ СРС).
На каждом этапе руководства СРС важно учитывать следующие факторы:
сложность изучаемого материала;
объем изучаемой дисциплины;
курс обучения и получаемая специальность;
используемые педагогом технологии;
методическое обеспечение учебной дисциплины;
возможность использования информационно-коммуникационных средств обучения;
численность состава группы;
особенности студентов и уровень их самостоятельности.
Таким образом, самостоятельная работа студентов – особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без непосредственного участия преподавателя. В процессе творческой деятельности преподаватель формирует собственную систему руководства самостоятельной работой студентов.
Тема 1. Сочинение на тему «Педагогическая профессия в 21 веке».
Самостоятельная работа № 1
Время – 2 часа
Тема. Сочинение на тему «Педагогическая профессия в 21 веке».
Цель: формировать умения осуществлять критический анализ литературы по проблеме будущей профессиональной деятельности.
План подготовки самостоятельной работы.
1.История возникновения педагогической профессии.
2. Современные аспекты педагогической деятельности.
3. Общественное значение педагогической профессии.
Литература.
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
- форма: индивидуальная.
- тип: творческая работа.
- вид: повторная работа над учебным материалом.
Критерии оценки.
- полнота раскрытия темы и логика изложения;
- наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа;
- оформление сочинения.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент правильно и полностью раскрыл содержание темы, проявил творчество и сделал собственные выводы.
Оценка «4» ставится при наличии неточностей, не носящий принципиальный характер, или в работе допущена некоторая нелогичность в изложении материала.
Оценка «3» ставится при наличии грубых ошибок, сжатом изложении материала.
Тема 2. Сочинение «Учитель в моей жизни».
Самостоятельная работа № 2.
Время - 2 часа.
Тема. Сочинение «Учитель в моей жизни».
Цель: формировать умения осуществлять критический анализ литературы по проблема будущей профессиональной деятельности.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Показать роль учителя в обществе.
2.Описать идеал своего учителя
3.Нравственная составляющая профессии учителя.
Литература.
1. Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
- форма: индивидуальная.
- тип: творческая работа.
- вид: повторная работа над учебным материалом.
Критерии оценки.
- полнота раскрытия темы и логика изложения;
- наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа;
- оформление сочинения.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент правильно и полностью раскрыл содержание темы, проявил творчество и сделал собственные выводы.
Оценка «4» ставится при наличии неточностей, не носящий принципиальный характер, или в работе допущена некоторая нелогичность в изложении материала.
Оценка «3» ставится при наличии грубых ошибок, сжатом изложении материала.
Тема 3. Сформулировать цели урока математики и русского языка.
Самостоятельная работа № 3.
Время – 1 час.
Тема. Сформулировать цели урока математики и русского языка (1 класс, 1 четверть).
Цель: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Сформулировать образовательную цель урока.
2. Сформулировать развивающую цель урока.
3. Сформулировать воспитательную цель урока.
Литература.
Учебные программы по математике и русскому языку.
- форма: групповая;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: подготовка к проведению уроков (формулирование целей).
Критерии оценки.
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
- обоснованность и четкость в изложении ответа.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент правильно отразил содержание материала в целях.
Оценка «4» ставится при наличии неточности, не носящей принципиальный характер (неполно отражено содержание учебного материала в целях).
Оценка «3» ставится при наличии грубых ошибок (незнание названий целей, частично отражено содержание материала в целя.
Тема 4. Сформулировать цели внеурочных мероприятий по нравственному, эстетическому воспитанию.
Самостоятельная работа № 4.
Время – 2 час.
Тема. Сформулировать цели внеурочных мероприятий по нравственному, эстетическому воспитанию.
План подготовки самостоятельной работы.
1. Сформулировать образовательную цель мероприятия.
2. Сформулировать развивающую цель мероприятия.
3. Сформулировать воспитательную цель мероприятия.
Литература.
Журнал «Воспитание школьников», «Классный руководитель»
- форма: индивидуальная;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: проектирование компонентов профессиональной деятельности.
Критерии оценки.
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических заданий;
- обоснованность и четкость в изложении ответа.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент правильно отразил содержание материала в целях.
Оценка «4» ставится при наличии неточности, не носящей принципиальный характер (неполно отражено содержание материала в целях).
Оценка «3» ставится при наличии грубых ошибок (незнание названий целей, частично отражено содержание материала в целях).
Тема 5. Презентация вопроса «Принципы обучения».
Самостоятельная работа № 5.
Время – 2 часа.
Тема. Презентация вопроса «Принципы обучения».
Цель: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Изучить вопрос о принципах обучения.
2. Изобразить на слайдах краткое содержание принципов обучения.(12)
Литература.
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: индивидуальная;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: аналитическая обработка текста.
Критерии оценки.
- предъявление материала в систематизированном и структурированном виде; последовательность подачи учебного материала;
- обеспечение связи информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения и личного опыта.
Оценка «5» ставится, если студент учел все требования педагогической презентации, отразил полноту содержания учебного материала, проявил творчество.
Оценка «4» ставится при несоблюдении требований, не носящих принципиальный характер.
Оценка «3» ставится при несоблюдении большинства требований, неполном раскрытии содержания.
Оценка «5» ставится, если студент подобрал достаточное количество ситуаций (10) содержание которых соответствует мотивации учебной деятельности школьников.
Оценка «4» ставится в том случае, если студент подобрал 8 педагогических ситуаций содержание которых соответствует проблеме мотивации учебной деятельности.
Оценка «3» ставится в том случае, если студент подобрал 5 педагогических ситуаций содержание которых не совсем полно отражает проблему мотивации учебной деятельности.
Тема 13. Разработка конспектов уроков математики и русского языка
(2 класс) по программе Л.В. Занкова.
Самостоятельная работа № 13.
Время – 2 часа.
Тема. Разработка конспектов уроков математики и русского языка (2 класс) по программе Л.В. Занкова.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний, творческое применение знаний способов деятельности в будущей профессиональной работе.
План подготовки самостоятельной работы.
1. Изучить программу Л.В.Занкова.
2. Подобрать материал по содержанию урока.
3. Составить конспект урока.
Литература:
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: групповая;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: подготовка к проведению занятий.
Критерии оценки.
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений.
Оценка «5» ставится, если студент правильно отобразил структуру урока и раскрыл содержание структурных элементов, правильно сформулировал цели урока.
Оценка «4» ставится в том случае, если студент допустил незначительные нарушения в написании конспекта: неполно описаны структурные элементы.
Оценка «3» ставится в том случае, если студент некорректно сформулировал цели урока, в содержании урока не реализованы цели.
Тема 14. Разработка конспекта урока математики
и русского языка (3 класс) с учетом индивидуального подхода.
Самостоятельная работа № 14
Время – 2 часа
Тема. Разработка конспекта урока математики и русского языка (3 класс) с учетом индивидуального подхода.
Цель: углубление и расширение теоретических знаний, творческое применение знаний способов деятельности в будущей профессиональной работе.
План подготовки самостоятельной работы.
1. Изучить учебную программу для 3класса (на выбор).
2. Подобрать материал для содержания уроков.
3. Составить конспект уроков с учетом индивидуального подхода.
Литература:
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: групповая;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: подготовка к проведению занятий.
Критерии оценки.
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений.
Оценка «5» ставится, если студент правильно отобразил структуру урока и раскрыл содержание структурных элементов, правильно сформулировал цели урока.
Оценка «4» ставится в том случае, если студент допустил незначительные нарушения в написании конспекта: неполно описаны структурные элементы.
Оценка «3» ставится в том случае, если студент некорректно сформулировал цели урока, в содержании урока не реализованы цели.
Оценка «5» ставится, если студент подобрал достаточное количество ситуаций (10) содержание которых соответствует мотивации учебной деятельности школьников.
Оценка «4» ставится в том случае, если студент подобрал 8 педагогических ситуаций содержание которых соответствует проблеме мотивации учебной деятельности.
Оценка «3» ставится в том случае, если студент подобрал 5 педагогических ситуаций содержание которых не совсем полно отражает проблему мотивации учебной деятельности.
Тема 21. Презентация вопроса
«Деятельность учителя и учащихся на уроке».
Самостоятельная работа № 21.
Время – 2 часа.
Тема. Презентация вопроса «Деятельность учителя и учащихся на уроке».
Цель: развитие умений самостоятельно получать новые знания. Углубление и расширение теоретических знаний.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Изучить вопрос о этапах деятельности учителя и учащихся .
2.Изобразить на слайдах этапы деятельности и их краткое содержание.
Литература.
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: индивидуальная;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: аналитическая обработка текста.
Критерии оценки.
- предъявление материала в систематизированном и структурированном виде;
- последовательность подачи учебного материала;
- обеспечение связи информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения и личного опыта.
Оценка «5» ставится, если студент учел все требования педагогической презентации, отразил полноту содержания учебного материала, проявил творчество.
Оценка «4» ставится при несоблюдении требований, не носящих принципиальный характер.
Оценка «3» ставится при несоблюдении большинства требований, неполном раскрытии содержания.
Тема 22. Подготовка сообщения
«Нетрадиционные системы оценивания».
Самостоятельная работа № 22.
Время – 2 часа.
Тема. Подготовка сообщения «Нетрадиционные системы оценивания».
Цель: развитие умений самостоятельно получать новые знания, углубление и расширение теоретических знаний.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Подобрать литературу по теме.
2.Изучить вопрос по теме сообщения.
3.Изложить материал с выделением главных вопросов.(10л.)
Литература.
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: индивидуальная;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: сообщение.
Критерии оценки.
- полнота раскрытия темы и логика изложения;
- наличие собственных выводов, обобщений, критического анализа;
- оформление сообщения.
Оценка «5» ставится в том случае, если студент правильно и полностью воспроизвел содержание конспекта или допустил незначительные неточности, не носящие принципиальный характер.
Оценка «4» ставится при наличии неточности, не носящие принципиальный характер или при пропуске какого-либо незначительного фрагмента сообщения.
Оценка «3» ставится при наличии грубых ошибок или при написании недостаточной части сообщении.
Тема 23. Презентация вопроса
«Психолого-педагогические основы оценочной деятельности».
Самостоятельная работа № 23.
Время –2 час.
Тема. Презентация вопроса «Психолого-педагогические основы оценочной деятельности».
Цель: развитие умений самостоятельно получать новые знания. Углубление и расширение теоретических знаний.
План подготовки самостоятельной работы.
1.Изучить вопрос о оценочной деятельности .
2.Изобразить на слайдах виды оценочной деятельности и их краткое содержание (10)
Литература.
Борытко Н. М. Педагогика / Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.
Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2012.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров.- М.: Академия, 2002.
- форма: индивидуальная;
- тип: реконструктивная работа;
- вид: аналитическая обработка текста.
Критерии оценки.
- предъявление материала в систематизированном и структурированном виде;
- последовательность подачи учебного материала;
- обеспечение связи информации с практикой путем увязывания содержания и методики обучения и личного опыта.
Оценка «5» ставится, если студент учел все требования педагогической презентации, отразил полноту содержания учебного материала, проявил творчество.
Оценка «4» ставится при несоблюдении требований, не носящих принципиальный характер.
Оценка «3» ставится при несоблюдении большинства требований, неполном раскрытии содержания.
Список использованной литературы и интернет ресурсов
1. Борытко, Н.М. Педагогика / Н. М. Борытко. – М.: Академия, 2007. 360 С.
3. Морева, Н.А. Технология профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Н.А.Морева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 432 С.
4. Пидкасистый, П.И. Организация деятельности ученика на уроке [Текст] / П.И. Пидкасистый, Б.И. Коротяев. – М.: Знание, 2008. – 85 С.
5.Реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. Сборник нормативных правовых документов [Текст]: под ред. П.Ф.Анисимова. - М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2002. – 410 С.
6.Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. – М.: Академия, 2002. – 430 С.
7.Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2012. – 620 С.
8.Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова. - М: Академия, 2009 – 288 С.