kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка учебного занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная  записка

Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество  часов  отводится  на  практические  и  лабораторные  занятия.

При  проведении  теоретических  занятий    используются  знания  студентов  из  области  педагогики  и  психологии.  Практические   и лабораторные  занятия  готовят  студентов  к   прохождению  различных  видов  практик,   в  частности  преддипломной  практики.

На  тему «Изучение  педагогом  личностных   и познавательных  способностей,  особенностей  детей  и  предростков»  отводится  учебной  программой  6 часов.

Тема  занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.

На  занятии  по данной  теме  студенты  проявляют  и применяют  аналитические,  прогностические  и  конструктивные  умения.  Тема  занятия     актуальна  для  будущих  учителей, т.к.  развитие  ученика – это  основная  задача   педагогической  науки. 

В  рамках  ведущей  цели  занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни,  были  поставлены  следующие  задачи  деятельности:

  1. Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
  2. Развивать прогностическое  умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной  деятельности педагога.
  3. Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.

В  основу  решения  задач  урока  положено  учебно-педагогическое  исследования.

Через  анализ  результатов  диагностирования   конкретного  подростка  студенты   определяют  затруднения  в  школьной  жизни,  пытаются  спроектировать  систему   педагогических  действий  по  определению  затруднений – разрабатывают  рекомендации.

Инструктивная  карта  к  проведению  учебного   исследования  и  алгоритм  выполнения  аудиторной самостоятельной  работы  помогает  студенту  реализовать  задачи  урока.  Основной  метод  исследования  работы  студентов  на  занятии   - метод  педагогического  анализа.

Завершает  занятие  коллективная  рефлексия,  направленная  на выявление    степени  достижения   поставленных  задач  деятельности.

 На  занятии  использовалась  электронная   презентация,  которая  помогала  систематизировать  студентам  знания  по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия. »

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
















Методическая разработка учебного занятия



Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.









Уч. дисциплина

Психолого-педагогический практикум

Специальность

44.02.02. Преподавание в начальных классах

Курс, группа

4 курс, гр. 41 Н

Вид занятия

Практическое занятие с элементами учебно-педагогического исследования

Преподаватель

Филиппова С.И.









2014 г.


Пояснительная записка


Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество часов отводится на практические и лабораторные занятия.

При проведении теоретических занятий используются знания студентов из области педагогики и психологии. Практические и лабораторные занятия готовят студентов к прохождению различных видов практик, в частности преддипломной практики.

На тему «Изучение педагогом личностных и познавательных способностей, особенностей детей и предростков» отводится учебной программой 6 часов.

Тема занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.

На занятии по данной теме студенты проявляют и применяют аналитические, прогностические и конструктивные умения. Тема занятия актуальна для будущих учителей, т.к. развитие ученика – это основная задача педагогической науки.

В рамках ведущей цели занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни, были поставлены следующие задачи деятельности:

  1. Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.

  2. Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.

  3. Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.

В основу решения задач урока положено учебно-педагогическое исследования.

Через анализ результатов диагностирования конкретного подростка студенты определяют затруднения в школьной жизни, пытаются спроектировать систему педагогических действий по определению затруднений – разрабатывают рекомендации.

Инструктивная карта к проведению учебного исследования и алгоритм выполнения аудиторной самостоятельной работы помогает студенту реализовать задачи урока. Основной метод исследования работы студентов на занятии - метод педагогического анализа.

Завершает занятие коллективная рефлексия, направленная на выявление степени достижения поставленных задач деятельности.

На занятии использовалась электронная презентация, которая помогала систематизировать студентам знания по теме.













Визитная карточка урока


Учебная дисциплина: Психолого-педагогический практикум

Группа – 51 И

Специальность – 050202

Преподаватель – Филиппова С.И.

Тема занятия: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни.

Задачи:

  1. Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.

  2. Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.

  3. Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.

Вид занятия: Практическое занятие с элементами учебно-педагогического исследования.

Оборудование: презентация, диагностические методики.
























Инструктивная карта к проведению учебного исследования


Проблема исследования: прогнозирование развития учащихся.

Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.

Объект: развитие подростка.

Предмет: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.

Цель: на основе наблюдений и диагностики изучить индивидуальные особенности подростка и определить затруднения с целью проектирования индивидуальной работы с классом.

Задачи:

  1. Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.

  2. Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.

  3. Подобрать диагностические методики для изучения личностной и познавательной сфере подростка.

  4. Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.

  5. Обработать и проанализировать результаты диагностики.

  6. Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.

  7. Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений (разработать рекомендации).




















Ход занятия


  1. Сообщение темы и цели занятия.

(слайд № 1, №2)


  1. Актуализация знаний.

Назовите темы лабораторных занятий.

Какова цель наблюдений.

Посмотрите, с какими задачами учебного исследования соотносится этот вид заданий.

(слайд №3 Инструктивная карта)


  1. Проверка результатов наблюдения.

Обсудим результаты проведенного наблюдения.

Каковы результаты наблюдения в познавательной сфере.

(урок математики, этической грамматики)

Какие факты характеризуют личность учащегося или его познавательную деятельность? (как протекает)

В результате наблюдений вы обратили внимание на следующие качества подростка?

Осуществляя, изучения подростка, вы использовали следующие диагностические методики.

(слайд №4 Диагностические методики)

Какую задачу мы решаем? На каком этапе исследования находимся.

Давайте познакомимся с результатами ШТУРа.

Общее количество баллов? Уровень умственного развития? В какой области знаний осведомленность больше, меньше. По каким предметам уровень осведомленности ,

Анализ познавательной сферы подростка, мы завершили, а теперь проанализируем индивидуальные особенности личностной сферы школьника.


  1. Самостоятельная работа по анализу результатов изучения уровня воспитанности подростков.

(слайд №5 Алгоритм – сам. раб.)


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


  1. Подготовка к предстоящей конструктивной деятельности.

При выполнении отчета вам предстоит спланировать ряд педагогических действий по преодолению затруднений.

Дайте попробуем это сделать.

(Например: адекватная самооценка – не предполагает трудностей в обучении; заниженная → какие меры нужно предпринять педагогу чтобы преодолеть трудности→ ситуация успеха).

Завершением всей работы будет отчет, в котором необходимо сформулировать рекомендации учителя по дальнейшему развитию учащихся требования к отчету.


  1. Рефлексия.

Каким методом исследования работали? (метод педагогического анализа)

Что важно выполнять при проведении анализа.

На каком этапе исследования мы находимся.

Соотнесите наши действия с задачами урока.

Алгоритм выполнения самостоятельной работы

Цель: Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.


  1. Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.

    1. Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).

    2. Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).

    3. Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).

    4. Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).

2. Сформулировать какие качества личности позволили выявить методики.

3. Сформулировать какие могут возникнуть у подростка затруднения в школьной жизни.






























Презентация урока по учебной дисциплине

«психолого-педагогический практикум»


(слайд № 1)


Тема занятия: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся- подростков в школьной жизни, путей их преодоления.


(слайд № 2)


Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить
затруднение подростков в школьной жизни.


Задачи:

  • Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.


  • Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.


  • Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.


(слайд № 3)


Инструктивная карта к проведению учебного исследования.


Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.

Предмет: развитие подростка.

Объект исследования: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.

Проблемы исследования: прогнозирование развития учащихся.

Задачи:

  • Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.

  • Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.

  • Подобрать диагностику методов для изучения личностной и познавательной сфере подростка.

  • Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.

  • Обработать и проанализировать результаты диагностики.

  • Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.

  • Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений(разработать рекомендации).






(слайд № 4)



Диагностические методики.

1. Школьный тест успеваемости развития (ШТУР) (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, и др.).

2. Методика изучения самооценки личности подростка (А.Е.Сергеева).

3. Анкета на определения уровня развития культуры общения и саморегуляции(А.Е.Сергеева).

4. Методика определения психологического комфорта в классном коллективе(А.Е.Сергеева).

5. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников(А.Е.Сергеева).

6. Методика “Недописанного рассказа”(Н.Е. Щуркова).



(слайд № 5)


Алгоритм выполнения самостоятельной работы.

Цель: Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.


  1. Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.

1.1 Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).

1.2.Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).

1.3.Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).

1.4.Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).

1.5. Оцените степень сформированности нравственных качеств подростка (метод «Недописанного рассказа» сказка «Старый пес» В.А. Сухомлинский).

2. Сформулировать какие качества личности позволили выявить методики.

3. Сформулировать какие могут возникнуть у подростка затруднения в школьной жизни.



Рефлексия


(слайд № 6)


Цель: На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить
затруднение подростков в школьной жизни.

Задачи:

  • Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.

  • Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.

  • Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка учебного занятия.

Автор: Филиппова Светлана Ивановна

Дата: 03.05.2015

Номер свидетельства: 207900

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "методическая разработка учебного занятия по физической культуре в школе раздел гимнастика "
    ["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-fizichieskoi-kul-turie-v-shkolie-razdiel-ghimnastika"
    ["file_id"] => string(6) "123953"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414603898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Иностранный язык"(английский). Тема:"Экскурсия по городу Якутску" "Достопримечательности Якутска""
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-distsiplinie-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-tiema-ekskursiia-po-ghorodu-iakutsku-dostoprimiechatiel-nosti-iakutska"
    ["file_id"] => string(6) "259673"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448808505"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методическая разработка учебного занятия  русский язык  2 класс Тема урока: Однокоренные слова"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarazrabotkauchiebnoghozaniatiiarusskiiiazyk2klasstiemaurokaodnokoriennyieslova"
    ["file_id"] => string(6) "263270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449506826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Методическая разработка учебного занятия Тема Элементы комбинаторики. Дисциплина ОУД.04 Математика Специальность 34.02.01 Сестринское дело"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uchebnogo_zaniatiia_tema_elementy_kombinatoriki_distsi"
    ["file_id"] => string(6) "640695"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1700994916"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка учебного занятия "Метод проекций. Проецирование точки. Комплексный чертеж" "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-mietod-proiektsii-proietsirovaniie-tochki-komplieksnyi-chiertiezh"
    ["file_id"] => string(6) "246792"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446458714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства