kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

(опыт работы преподавателей цикла ОПД)

Кузьмина Л.П., методист

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал

Отличительной особенностью образовательных стандартов профессиональной школы третьего поколения заключается в том, что они нормируют не только общие вопросы обучения и воспитания, но и вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, ориентированной на формирование системы знаний, на личностные и профессиональные качества.

К каждому студенту в процессе обучения предъявляются определенные требования: не только к знаниям, умениям, и формируемым компетенциям при выполнении профессионально значимых задач, но и к высокому уровню готовности освоения нового.

В учебном процессе СПО различают два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по конкретной дисциплине выполняется на занятиях по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом также по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства. Именно организации внеаудиторной самостоятельной работы следует уделять особое внимание. Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования определенных навыков в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации. Самостоятельная работа может выполняться как индивидуально, так и в группе, причем решение поставленных задач именно в группе очень важно, т.к. учит студента работать в коллективе, способствует его социализации и во время учебы и после завершения обучения.

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент должен иметь на руках методические материалы, направляющие самостоятельную работу. Это могут быть:

- тексты конспектов лекций;

- учебные пособия по дисциплине;

- банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных условий;

- методические указания к практическим занятиям;

- примеры решения типовых домашних заданий, различные варианты электронных обучающих ресурсов;

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых работ, курсовых проектов, выпускной квалификационной работы;

- перечень основной и дополнительной литературы, периодических изданий по дисциплине.

Методические указания и рекомендации позволяют студенту выявить главное и второстепенное в изучаемой дисциплине, увидеть связь теории и практики, развивают способность к анализу полученных результатов, формируют способность формулировать тактические подходы к выполнению поставленных задач, например, выполнению контрольных работ, курсовых работ, курсовых проектов, подготовке к сдаче зачетов, экзаменов, выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:

- входной контроль знаний, умений и навыков при начале изучения дисциплины;

- составление поэтапного плана самостоятельной работы по изучаемой дисциплине, с указанием конкретных дат предоставления результатов и доведение его до сведения студента;

- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;

- организация регулярных консультаций по выполнению заданий,

- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в форме зачета или экзамена.

Распределение часов выделенных на самостоятельную работу зависит от уровня сложности изучаемого материала, методического обеспечения. Целый ряд тем может изучаться студентом самостоятельно, другие же будут изучены самостоятельно частично, сложные и узловые темы могут рассматривать только вместе с преподавателем.

Крайне важной является проработка форм и методов контроля выполнения самостоятельной работы. Контроль может проходить в устной, письменной формах, с использованием современных компьютерных технологий. Это могут быть практические занятия; включение изучаемого вопроса в перечень вопросов для самоконтроля, зачетных и экзаменационных билетов; тестовый контроль;защита рефератов, контрольных работ, курсовых работ, творческих проектов; выступление на практическом занятии, конференции; участие в олимпиаде и др.

Самостоятельная работа при изучении общепрофессиональных дисциплин в медицинском колледже рассматривается и как средство обучения, и как способ познания. Строится самостоятельная работа студентов в точном соответствии с учебным планом и контролируется по двум направлениям: административному и методическому.

Перед началом работы со студентами преподаватели ОПД должны провести проверку психологической и практической подготовленности студентов к самостоятельной работе. Чаще всего студентам предлагается выполнить необязательную самостоятельную работу, которую нужно сдать в установленный срок. Это может быть сообщение, конспект учебного материала, при этом студенты получают основные рекомендации по работе. По истечении срока анализируется полученный результат, оценивается, какая часть аудитории готова работать самостоятельно, насколько группа в целом и отдельные студенты способны четко следовать данным рекомендациям. На эти сведения преподаватель опирается при дальнейшей организации самостоятельной работы в группе.

Общий объем самостоятельной работы на семестр преподаватели доводят до сведения студентов в начале семестра на первых занятиях по дисциплине, что позволяет студентам спланировать выполнение работы в течение семестра. Помочь им в этом может и куратор группы, и преподаватель дисциплины.

Одним из самых мощных и эффективных средств, определяющих уровень и качество самостоятельной работы студентов, является лекция. Преподаватели предлагают студентам сжатое изложение учебного материала, определяя основные направления их деятельности при выполнении домашнего задания, что способствует активизации их познавательного интереса, развитию творческого мышления, формированию чувства ответственности. Тема формулируется четко, намечается план изложения, тщательно отбирается литература по данной теме. В ходе изложения учебного материала преподаватель, рассуждая вслух, привлекает студентов к активному обсуждению вопросов, обращаясь не только к их разуму, но и к чувствам.

Кроме лекционного материала студенты должны самостоятельно работать с литературой и другими информационными источниками. Организуя самостоятельную работу с книгой и другими источниками, преподаватель настраивает студентов на серьезный кропотливый труд, результатом которого является сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, творческое применение в практической деятельности. Для этого студентов еще на первом году обучения учат пользоваться справочными изданиями, каталогами, вести поиск необходимой информации в различных источниках, отрабатывать и систематизировать ее. Данный вид работы позволяет привести в систему знания, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их, он ускоряет повторение материала и экономит время при повторном обращении к уже знакомой работе. Эта форма самостоятельной работы оказывается для студентов достаточно сложной, т.к. нужно уметь выбрать главное, то, что стало понятным и доступным, соблюдая логическую последовательность. Для облегчения этой работы преподаватель предлагает студентам предварительно перечень основных вопросов, ответы на которые необходимо найти в предлагаемых источниках.

Подобный вид самостоятельной работы применим при изучении тем, которые не содержат большого количества умений, а теоретический материал студенты способны переработать самостоятельно.

Достаточное количество учебного времени по циклу ОПД отводится на практические занятия, целью которых является выработка определенных умений у студентов под руководством преподавателя и формирование соответствующих ОК и ПК. Поэтому при подготовке к практическим занятиям большую роль играет самостоятельная работа студентов, которая состоит в использовании методических пособий для самоподготовки студентов, содержащих теоретический материал, практические задачи, тестовые задания, кроссворды. Освоив все это, студент может качественно подготовиться к занятию, работая при этом целенаправленно и осмысленно. В процессе практических занятий преподаватели ориентируют студентов на обозначение проблемы, выделение и обострение явных и скрытых противоречий, установление связи между ними, нестандартные способы решения проблемы, поиск недостающей информации, умение использовать ее, стремится активизировать работу фантазии, воображения и интуиции студентов. Особую роль в этом играют разработанные преподавателями колледжа рабочие тетради для студентов, которые успешно используются и на практических занятиях, и при подготовке к ним.

На занятиях по анатомии и физиологии человека, основам патологии, основам микробиологии и иммунологии, гигиене и экологии человека преподаватели колледжа широко используют возможности мультимедиа, привлекая к этой работе студентов, которые участвуют в создании презентаций, наборов макро- и микропрепаратов для занятий. Студенты очень активно включаются в эту деятельность, проявляя заинтересованность и ответственность.

Преподаватели основ латинского языка и медицинской терминологии широко используют самостоятельную работу студентов при изучении латинских пословиц и афоризмов. Студенты с охотой исследуют этот пласт античной культуры как на аудиторных занятиях, так и в процессе творческой работы. Традиционным стало проведение конкурса на лучшую иллюстрацию к афоризмам, в которых принимают участие большинство студентов группы, что способствует развитию их культурного кругозора.

В процессе преподавания фармакологии в колледже применяются элементы деятельностного подхода, максимально используются возможности эксперимента, что позволяет студентам воочию убедиться в действии многих лекарственных препаратов. Организация подобных экспериментальных исследований на практических занятиях невозможна без широкого применения самостоятельной работы студентов, т.к. проведение эксперимента требует достаточно большой подготовки к нему. Такая методика позволяет студентам самостоятельно реализовывать один из основных принципов медицины – доказательность.

Подобная организация занятий побуждает студентов к самостоятельной работе с учебной и справочной литературой по фармакологии, изучению базовой и критической оценке новой информации о лекарственных средствах, формирует умения давать консультации о рациональном применении лекарственных средств.

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно - коммуникативной культуры студентов. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преподаватели ОПД нашего колледжа большое внимание уделяют процессу консультирования, особенно актуальному при написании рефератов. Оно проводится в нескольких формах:

- с группой целиком;

- индивидуально.

Консультирование способствует активизации знаний и умений полученных ранее, воспитанию ответственности за свои действия.

Студенты, под руководством преподавателей, ведут и учебно-исследовательскую работу учебного характера, которая невозможна без самостоятельной работы. Итоги этой работы ежегодно представляются на студенческих научно-практических конференциях различного уровня.

Преподаватели стремятся не допустить перегрузки при выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы, которая может быть вызвана различным уровнем владения учащимися умениями учебного труда, несформированностью у них интеллектуальных умений (умения сравнивать, давать характеристику и др.) и практических (проводить наблюдения).

Работа преподавателей цикла ОПД направлена на то, чтобы каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных программой знаний, умений и компетенций.

Преподаватели колледжа активно пользуются оперативной связью со студентами, которая может осуществляться не только традиционными классическими методами (консультации, обращение студента к преподавателю на занятиях и т.д.). Преподаватели нередко сообщают студентам адрес электронной почты, номер мобильного телефона. Опыт показывает, что эти формы оперативного общения очень эффективны и принимаются студентами позитивно. Преподаватели понимают, что самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для студента привлекательной.

Таким образом, одно из основных качеств будущего специалиста, приобретаемое в ходе самостоятельной работы, которое по существу отражает качество образования - способность ставить цель, придумывать эффективные способы ее достижения, осуществлять рефлексию по ходу выполнения работы и затем анализировать результат. Сегодня эффективным, конкурентоспособным специалистом может стать лишь тот, кто способен к самостоятельной инициативной деятельности.

Список литературы

  1. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве//Педагогика. -2006.-№5.
  2. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студентов//Высшее образование в России.– 2005.– №1.– С.114-115.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

(опыт работы преподавателей цикла ОПД)


Кузьмина Л.П., методист

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал

Отличительной особенностью образовательных стандартов профессиональной школы третьего поколения заключается в том, что они нормируют не только общие вопросы обучения и воспитания, но и вопросы подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности, ориентированной на формирование системы знаний, на личностные и профессиональные качества.

К каждому студенту в процессе обучения предъявляются определенные требования: не только к знаниям, умениям, и формируемым компетенциям при выполнении профессионально значимых задач, но и к высокому уровню готовности освоения нового.

В учебном процессе СПО различают два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по конкретной дисциплине выполняется на занятиях по заданию преподавателя, в его присутствии и при его непосредственном участии. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом также по заданию преподавателя, но без его непосредственного руководства. Именно организации внеаудиторной самостоятельной работы следует уделять особое внимание. Самостоятельная работа студента предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, но и для формирования определенных навыков в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации. Самостоятельная работа может выполняться как индивидуально, так и в группе, причем решение поставленных задач именно в группе очень важно, т.к. учит студента работать в коллективе, способствует его социализации и во время учебы и после завершения обучения.

Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студент должен иметь на руках методические материалы, направляющие самостоятельную работу. Это могут быть:

- тексты конспектов лекций;

- учебные пособия по дисциплине;

- банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных условий;

- методические указания к практическим занятиям;

- примеры решения типовых домашних заданий, различные варианты электронных обучающих ресурсов;

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых работ, курсовых проектов, выпускной квалификационной работы;

- перечень основной и дополнительной литературы, периодических изданий по дисциплине.

Методические указания и рекомендации позволяют студенту выявить главное и второстепенное в изучаемой дисциплине, увидеть связь теории и практики, развивают способность к анализу полученных результатов, формируют способность формулировать тактические подходы к выполнению поставленных задач, например, выполнению контрольных работ, курсовых работ, курсовых проектов, подготовке к сдаче зачетов, экзаменов, выпускной квалификационной работы.

Самостоятельная работа, процесс не спонтанный, а особая система условий обучения четко организованная преподавателем, включающая в себя следующие этапы:

- входной контроль знаний, умений и навыков при начале изучения дисциплины;

- составление поэтапного плана самостоятельной работы по изучаемой дисциплине, с указанием конкретных дат предоставления результатов и доведение его до сведения студента;

- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;

- организация регулярных консультаций по выполнению заданий,

- самоконтроль и самооценка, осуществляемые студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в форме зачета или экзамена.

Распределение часов выделенных на самостоятельную работу зависит от уровня сложности изучаемого материала, методического обеспечения. Целый ряд тем может изучаться студентом самостоятельно, другие же будут изучены самостоятельно частично, сложные и узловые темы могут рассматривать только вместе с преподавателем.

Крайне важной является проработка форм и методов контроля выполнения самостоятельной работы. Контроль может проходить в устной, письменной формах, с использованием современных компьютерных технологий. Это могут быть практические занятия; включение изучаемого вопроса в перечень вопросов для самоконтроля, зачетных и экзаменационных билетов; тестовый контроль;защита рефератов, контрольных работ, курсовых работ, творческих проектов; выступление на практическом занятии, конференции; участие в олимпиаде и др.

Самостоятельная работа при изучении общепрофессиональных дисциплин в медицинском колледже рассматривается и как средство обучения, и как способ познания. Строится самостоятельная работа студентов в точном соответствии с учебным планом и контролируется по двум направлениям: административному и методическому.

Перед началом работы со студентами преподаватели ОПД должны провести проверку психологической и практической подготовленности студентов к самостоятельной работе. Чаще всего студентам предлагается выполнить необязательную самостоятельную работу, которую нужно сдать в установленный срок. Это может быть сообщение, конспект учебного материала, при этом студенты получают основные рекомендации по работе. По истечении срока анализируется полученный результат, оценивается, какая часть аудитории готова работать самостоятельно, насколько группа в целом и отдельные студенты способны четко следовать данным рекомендациям. На эти сведения преподаватель опирается при дальнейшей организации самостоятельной работы в группе.

Общий объем самостоятельной работы на семестр преподаватели доводят до сведения студентов в начале семестра на первых занятиях по дисциплине, что позволяет студентам спланировать выполнение работы в течение семестра. Помочь им в этом может и куратор группы, и преподаватель дисциплины.

Одним из самых мощных и эффективных средств, определяющих уровень и качество самостоятельной работы студентов, является лекция. Преподаватели предлагают студентам сжатое изложение учебного материала, определяя основные направления их деятельности при выполнении домашнего задания, что способствует активизации их познавательного интереса, развитию творческого мышления, формированию чувства ответственности. Тема формулируется четко, намечается план изложения, тщательно отбирается литература по данной теме. В ходе изложения учебного материала преподаватель, рассуждая вслух, привлекает студентов к активному обсуждению вопросов, обращаясь не только к их разуму, но и к чувствам.

Кроме лекционного материала студенты должны самостоятельно работать с литературой и другими информационными источниками. Организуя самостоятельную работу с книгой и другими источниками, преподаватель настраивает студентов на серьезный кропотливый труд, результатом которого является сознательное усвоение прочитанного, осмысление его, творческое применение в практической деятельности. Для этого студентов еще на первом году обучения учат пользоваться справочными изданиями, каталогами, вести поиск необходимой информации в различных источниках, отрабатывать и систематизировать ее. Данный вид работы позволяет привести в систему знания, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать и закрепить их, он ускоряет повторение материала и экономит время при повторном обращении к уже знакомой работе. Эта форма самостоятельной работы оказывается для студентов достаточно сложной, т.к. нужно уметь выбрать главное, то, что стало понятным и доступным, соблюдая логическую последовательность. Для облегчения этой работы преподаватель предлагает студентам предварительно перечень основных вопросов, ответы на которые необходимо найти в предлагаемых источниках.

Подобный вид самостоятельной работы применим при изучении тем, которые не содержат большого количества умений, а теоретический материал студенты способны переработать самостоятельно.

Достаточное количество учебного времени по циклу ОПД отводится на практические занятия, целью которых является выработка определенных умений у студентов под руководством преподавателя и формирование соответствующих ОК и ПК. Поэтому при подготовке к практическим занятиям большую роль играет самостоятельная работа студентов, которая состоит в использовании методических пособий для самоподготовки студентов, содержащих теоретический материал, практические задачи, тестовые задания, кроссворды. Освоив все это, студент может качественно подготовиться к занятию, работая при этом целенаправленно и осмысленно. В процессе практических занятий преподаватели ориентируют студентов на обозначение проблемы, выделение и обострение явных и скрытых противоречий, установление связи между ними, нестандартные способы решения проблемы, поиск недостающей информации, умение использовать ее, стремится активизировать работу фантазии, воображения и интуиции студентов. Особую роль в этом играют разработанные преподавателями колледжа рабочие тетради для студентов, которые успешно используются и на практических занятиях, и при подготовке к ним.

На занятиях по анатомии и физиологии человека, основам патологии, основам микробиологии и иммунологии, гигиене и экологии человека преподаватели колледжа широко используют возможности мультимедиа, привлекая к этой работе студентов, которые участвуют в создании презентаций, наборов макро- и микропрепаратов для занятий. Студенты очень активно включаются в эту деятельность, проявляя заинтересованность и ответственность.

Преподаватели основ латинского языка и медицинской терминологии широко используют самостоятельную работу студентов при изучении латинских пословиц и афоризмов. Студенты с охотой исследуют этот пласт античной культуры как на аудиторных занятиях, так и в процессе творческой работы. Традиционным стало проведение конкурса на лучшую иллюстрацию к афоризмам, в которых принимают участие большинство студентов группы, что способствует развитию их культурного кругозора.

В процессе преподавания фармакологии в колледже применяются элементы деятельностного подхода, максимально используются возможности эксперимента, что позволяет студентам воочию убедиться в действии многих лекарственных препаратов. Организация подобных экспериментальных исследований на практических занятиях невозможна без широкого применения самостоятельной работы студентов, т.к. проведение эксперимента требует достаточно большой подготовки к нему. Такая методика позволяет студентам самостоятельно реализовывать один из основных принципов медицины – доказательность.

Подобная организация занятий побуждает студентов к самостоятельной работе с учебной и справочной литературой по фармакологии, изучению базовой и критической оценке новой информации о лекарственных средствах, формирует умения давать консультации о рациональном применении лекарственных средств.

Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно - коммуникативной культуры студентов. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Преподаватели ОПД нашего колледжа большое внимание уделяют процессу консультирования, особенно актуальному при написании рефератов. Оно проводится в нескольких формах:

- с группой целиком;

- индивидуально.

Консультирование способствует активизации знаний и умений полученных ранее, воспитанию ответственности за свои действия.

Студенты, под руководством преподавателей, ведут и учебно-исследовательскую работу учебного характера, которая невозможна без самостоятельной работы. Итоги этой работы ежегодно представляются на студенческих научно-практических конференциях различного уровня.

Преподаватели стремятся не допустить перегрузки при выполнении студентами внеаудиторной самостоятельной работы, которая может быть вызвана различным уровнем владения учащимися умениями учебного труда, несформированностью у них интеллектуальных умений (умения сравнивать, давать характеристику и др.) и практических (проводить наблюдения).

Работа преподавателей цикла ОПД направлена на то, чтобы каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий для самостоятельной работы, главный итог которых – формирование всех очерченных программой знаний, умений и компетенций.

Преподаватели колледжа активно пользуются оперативной связью со студентами, которая может осуществляться не только традиционными классическими методами (консультации, обращение студента к преподавателю на занятиях и т.д.). Преподаватели нередко сообщают студентам адрес электронной почты, номер мобильного телефона. Опыт показывает, что эти формы оперативного общения очень эффективны и принимаются студентами позитивно. Преподаватели понимают, что самостоятельная работа может быть эффективной только тогда, когда она будет для студента привлекательной.

Таким образом, одно из основных качеств будущего специалиста, приобретаемое в ходе самостоятельной работы, которое по существу отражает качество образования - способность ставить цель, придумывать эффективные способы ее достижения, осуществлять рефлексию по ходу выполнения работы и затем анализировать результат. Сегодня эффективным, конкурентоспособным специалистом может стать лишь тот, кто способен к самостоятельной инициативной деятельности.


Список литературы

  1. Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном пространстве//Педагогика. -2006.-№5.

  2. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студентов//Высшее образование в России.– 2005.– №1.– С.114-115.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьмина Лилия Петровна

Дата: 28.02.2016

Номер свидетельства: 299913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства