Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Как активизировать познавательный интерес? Над этой проблемой настойчиво работают многие учителя, психологи. Эта проблема беспокоит и меня, так как учебно-познавательный интерес - один из критериев эффективности педагогического процесса.
Я понимаю, что в младшем школьном возрасте интерес вряд ли разовьётся до потребности, но я считаю, что в этом возрасте формируется познавательный интерес к учебным предметам, выявляются наклонности к различным областям знаний. Развитие школьника будет более результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение у него вызывает положительные эмоции и доверительное взаимодействие с учителем.
Изучение не только развивает разные стороны личности, такие как внимание, дисциплина, память, эрудиция, но и пробуждает любознательность. Методическая система, в основе которой лежит интерес к предмету, обеспечивает успех в обучении младших школьников.
Актуальность: Любому обществу нужны одарённые дети. И задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача моя как учителя – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для основы развития.
Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
-формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
-возрастные особенности младших школьников при организации подготовки учащихся к олимпиадам;
- дать возможность как можно большему количеству детей раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности;
- развить интерес к учебе и уверенность в своих силах;
-привлечь внимание детей к русскому языку, математике и окружающему миру.
Как я уже говорила, что в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроках, они подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их. (Проектная деятельность).
Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог.
Я не ограничиваю своих учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах, где они могут раскрыть свои способности. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах. Сейчас предлагается ученикам разнообразие конкурсов, кружков, игр, где они могут раскрыть свои способности. Это и предметные олимпиады разного уровня: Всероссийские заочные конкурсы «Интеллект -Экспресс»,»Зебра», «Алфавит», «Пирамида», «Кенгуру», «Спасатели», «Русский медвежонок», интеллектуальные марафоны, различные творческие конкурсы, игры, кружки и занятия по интересам, классные часы и праздники различной направленности, которые позволяют ребятам не только многое узнать, но и сформировать потребность к интеллектуальной деятельности, любознательность, интерес к тому, что происходит вокруг.
Опираясь на современные достижения педагогики, мы должны использовать все многообразие приемов и методов обучения главной цели - научить учащихся учиться. Научить свободно ориентироваться в огромном потоке информации, которую сегодня получают современные ученики. Научить выделить главное, последовательно излагать свои мысли, то есть сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять знания в порядке самообразования в последующей трудовой деятельности.
Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений, навыков и уровень развития способностей ребёнка.
В процессе обучения в школе необходимо включать интегрированные задачи, которые синтезируют информацию из различных областей знания. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности.
Я в своей работе использую систему познавательных задач, различных упражнений, позволяющую целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Много внимания я уделяю самостоятельной работе на уроках. Учащиеся сами ищут способ деятельности, самостоятельно ориентируясь в данных ситуациях. Включение «конфликтных» слов в задание повышает внимание учащихся, отучает от шаблона в мышлении, ставит их в условия постоянной готовности к поиску новых способов решения. На своих уроках я создаю благоприятные условия для всестороннего развития индивидуальных способностей учащихся и воспитания творческой личности. Это способствует развитию у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Это побуждает детей к активности, самостоятельности, воспитывает взаимовыручку, уважительное отношение друг другу.
Как я готовлю учащихся к олимпиадам ?
Поиск одарённых личностей должен идти непрерывно, начиная со школы. Провожу беседу с детьми и предлагаю всем желающим заниматься во внеурочное время. Начиная с первого класса, заводим тетради, в которых дети выполняют предложенные мною задания (по русскому языку, математике, окружающему миру). Пробуют силы все в классе - лучшие принимают участие в олимпиадах.
Рекомендации участнику олимпиады:
-собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определенный промежуток времени;
-внимательно изучи текст;
-приступай к выполнению того задания, которое кажется более доступным;
-Помни: на олимпиаде «легких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!
-если задание не получается, оставь его на время и переходи к другому;
При подготовке к олимпиаде я использовала следующие учебные пособия и задания:
-«Олимпиадные здания по русскому языку, математике, окружающему миру для учащихся 1 класса» -соответствует ФГОС.- Н. В. Осадчая, Н. А. Байрамова
-«Комплексные задания к текстам».
-«Задания различного уровня сложности».- (Е.Е.Абросимова,И.А.Мурашкина)
Примерные задания, упражнения при подготовке олимпиад:
"Составь слово”.
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы. В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. Гласные, согласные буквы. Расположи буквы по порядку и запиши слова. Укажи неодушевленные имена существительные.
"Цифровой диктант”.
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции. Детям предлагается среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
"Числовой диктант”.
В любом предмете, почти на каждом уроке есть понятия, которые можно выразить в виде числа. Проверяя степень усвоения, учитель действует следующим образом: называет понятия опосредованно, через число и предлагает совершить действие между полученными числами. Расположи буквы по порядку и запиши слова
(2 6 1 5 4 3) И А Г Р А Т- ГИТАРА…
Катя, Миша, Лена и Таня сидят за столом. Миша между Таней и Катей, а Лена –справа от Кати. Запиши буквы К, М, Л, Т так как дети сидят за столом.
"Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Как называется часть суток после ночи? (утро – У)
"Ребусы, анаграммы”.
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала. Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания: У ШКА (подушка) 100Л (стол) Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите… Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок.
"Развиваем логику”
По определению назови слово: - хрустящий, зелёный, пупырчатый; - маленькая, пугливая, компьютерная; - интересная, толстая, библиотечная. В КАКОМ ИЗ ВАРИАНТОВ ВСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ? –ДОЖДЬ, МОРКОВЬ; ОКНО, ОГУРЕЦ: ТУМАН ,ГРОМ.
"Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Обозначим следующие буквы цифрами: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т Какие слова кроются под номерами: 47561101 Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
"Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательной, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…) Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима). Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слово:
-баран, рана, бантик (барабан)
-кора, лото, боксёр (колобок)
Вот два Свидетельства, в которых подтверждается, что мной было подготовлено 10 и более учащихся ставших лауреатами этих конкурсов.
В деле воспитания, творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», «развитие» (разностороннее, всестороннее), «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, у которых ускоренное умственное развитие: интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, возможности оригинальных решений. У многих детей - ранняя специализация интересов, интеллекта и эмоциональной сферы; способности к математике, шахматам, музыке, изобразительной деятельности; активность, инициативность, обычно – способность к лидерству, настойчивость в работе или учебе, умение достигать цели.
В заключении мне хочется отметить, что только комплексное использование всех методов и форм работы с компьютером создаст оптимальные условия для личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления школьников, их самореализации и общественного признания
Для этого я постоянно использую Интернет –ресурсы. И также хочу отметить, что подготовка к конкурсам, олимпиадам должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Важно, не воспринимать это как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа затухает.
На олимпиаде не все дети занимают призовые места и чтобы не отбить желание заниматься дальше и продолжать принимать участие в конкурсах, олимпиадах говорю:
«Если тебя не наградили, то ни коей мере не считай себя «побежденным», -олимпиада не знает такого термина!
Дети – талантливы. Единственное, что нужно для реализации природных творческих способностей ребенка - это уметь развить способности, разбудить фантазию и творчество.