Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество часов отводится на практические и лабораторные занятия.
При проведении теоретических занятий используются знания студентов из области педагогики и психологии. Практические и лабораторные занятия готовят студентов к прохождению различных видов практик, в частности преддипломной практики.
На тему «Изучение педагогом личностных и познавательных способностей, особенностей детей и предростков» отводится учебной программой 6 часов.
Тема занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.
На занятии по данной теме студенты проявляют и применяют аналитические, прогностические и конструктивные умения. Тема занятия актуальна для будущих учителей, т.к. развитие ученика – это основная задача педагогической науки.
В рамках ведущей цели занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни, были поставлены следующие задачи деятельности:
Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
В основу решения задач урока положено учебно-педагогическое исследования.
Через анализ результатов диагностирования конкретного подростка студенты определяют затруднения в школьной жизни, пытаются спроектировать систему педагогических действий по определению затруднений – разрабатывают рекомендации.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования и алгоритм выполнения аудиторной самостоятельной работы помогает студенту реализовать задачи урока. Основной метод исследования работы студентов на занятии - метод педагогического анализа.
Завершает занятие коллективная рефлексия, направленная на выявление степени достижения поставленных задач деятельности.
На занятии использовалась электронная презентация, которая помогала систематизировать студентам знания по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
Уч. дисциплина
Психолого-педагогический практикум
Специальность
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Курс, группа
4 курс, гр. 41 Н
Вид занятия
Практическое занятие с элементами учебно-педагогического исследования
Преподаватель
Филиппова С.И.
2014 г.
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум» предполагает минимум теоретических занятий, а основное количество часов отводится на практические и лабораторные занятия.
При проведении теоретических занятий используются знания студентов из области педагогики и психологии. Практические и лабораторные занятия готовят студентов к прохождению различных видов практик, в частности преддипломной практики.
На тему «Изучение педагогом личностных и познавательных способностей, особенностей детей и предростков» отводится учебной программой 6 часов.
Тема занятия «Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления» завершающая.
На занятии по данной теме студенты проявляют и применяют аналитические, прогностические и конструктивные умения. Тема занятия актуальна для будущих учителей, т.к. развитие ученика – это основная задача педагогической науки.
В рамках ведущей цели занятия - на основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни, были поставлены следующие задачи деятельности:
Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
В основу решения задач урока положено учебно-педагогическое исследования.
Через анализ результатов диагностирования конкретного подростка студенты определяют затруднения в школьной жизни, пытаются спроектировать систему педагогических действий по определению затруднений – разрабатывают рекомендации.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования и алгоритм выполнения аудиторной самостоятельной работы помогает студенту реализовать задачи урока. Основной метод исследования работы студентов на занятии - метод педагогического анализа.
Завершает занятие коллективная рефлексия, направленная на выявление степени достижения поставленных задач деятельности.
На занятии использовалась электронная презентация, которая помогала систематизировать студентам знания по теме.
Инструктивная карта к проведению учебного исследования
Проблема исследования:прогнозирование развития учащихся.
Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.
Объект: развитие подростка.
Предмет: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.
Цель:на основе наблюдений и диагностики изучить индивидуальные особенности подростка и определить затруднения с целью проектирования индивидуальной работы с классом.
Задачи:
Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.
Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.
Подобрать диагностические методики для изучения личностной и познавательной сфере подростка.
Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.
Обработать и проанализировать результаты диагностики.
Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.
Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений (разработать рекомендации).
Ход занятия
Сообщение темы и цели занятия.
(слайд № 1, №2)
Актуализация знаний.
Назовите темы лабораторных занятий.
Какова цель наблюдений.
Посмотрите, с какими задачами учебного исследования соотносится этот вид заданий.
(слайд №3 Инструктивная карта)
Проверка результатов наблюдения.
Обсудим результаты проведенного наблюдения.
Каковы результаты наблюдения в познавательной сфере.
(урок математики, этической грамматики)
Какие факты характеризуют личность учащегося или его познавательную деятельность? (как протекает)
В результате наблюдений вы обратили внимание на следующие качества подростка?
Осуществляя, изучения подростка, вы использовали следующие диагностические методики.
(слайд №4 Диагностические методики)
Какую задачу мы решаем? На каком этапе исследования находимся.
Давайте познакомимся с результатами ШТУРа.
Общее количество баллов? Уровень умственного развития? В какой области знаний осведомленность больше, меньше. По каким предметам уровень осведомленности ,
Анализ познавательной сферы подростка, мы завершили, а теперь проанализируем индивидуальные особенности личностной сферы школьника.
Самостоятельная работа по анализу результатов изучения уровня воспитанности подростков.
(слайд №5 Алгоритм – сам. раб.)
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Подготовка к предстоящей конструктивной деятельности.
При выполнении отчета вам предстоит спланировать ряд педагогических действий по преодолению затруднений.
Дайте попробуем это сделать.
(Например: адекватная самооценка – не предполагает трудностей в обучении; заниженная → какие меры нужно предпринять педагогу чтобы преодолеть трудности→ ситуация успеха).
Завершением всей работы будет отчет, в котором необходимо сформулировать рекомендации учителя по дальнейшему развитию учащихся требования к отчету.
Рефлексия.
Каким методом исследования работали? (метод педагогического анализа)
Что важно выполнять при проведении анализа.
На каком этапе исследования мы находимся.
Соотнесите наши действия с задачами урока.
Алгоритм выполнения самостоятельной работы
Цель:Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.
Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.
Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).
Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).
Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).
Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).
2. Сформулировать какие качества личности позволили выявить методики.
3. Сформулировать какие могут возникнуть у подростка затруднения в школьной жизни.
Презентация урока по учебной дисциплине
«психолого-педагогический практикум»
(слайд № 1)
Тема занятия: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся- подростков в школьной жизни, путей их преодоления.
(слайд № 2)
Цель:На основе анализа результатов лабораторных занятий выявить затруднение подростков в школьной жизни.
Задачи:
Развивать аналитические умения, через обработку результатов лабораторных занятий.
Развивать прогностическое умения через формирование опыта, применения результатов лабораторных исследований в профессиональной деятельности педагога.
Подготовиться к последующей конструктивной деятельности по планированию индивидуальной работы с подростком.
(слайд № 3)
Инструктивная карта к проведению учебного исследования.
Тема: изучение познавательной и личностной сферы подростка и прогнозирование затруднений в школьной жизни.
Предмет: развитие подростка.
Объект исследования: познавательные и личностные индивидуальные особенности подростка.
Проблемы исследования: прогнозирование развития учащихся.
Задачи:
Составить вопросы к наблюдению за поведенческими реакциями подростка в процессе урока и внеклассного занятия.
Провести наблюдение за учащимися во время урока математики и занятию по этической грамматике.
Подобрать диагностику методов для изучения личностной и познавательной сфере подростка.
Провести диагностику названных сфер подростка помощью выбранных методов.
Обработать и проанализировать результаты диагностики.
Спрогнозировать затруднения, которые могут возникнуть в школьной жизни подростка.
Спроектировать систему педагогических действий по преодолению затруднений(разработать рекомендации).
(слайд № 4)
Диагностические методики.
1. Школьный тест успеваемости развития (ШТУР) (М.К.Акимова, Е.М.Борисова, и др.).
2. Методика изучения самооценки личности подростка (А.Е.Сергеева).
3. Анкета на определения уровня развития культуры общения и саморегуляции(А.Е.Сергеева).
4. Методика определения психологического комфорта в классном коллективе(А.Е.Сергеева).
5. Методика определения привлекательности для школьника группы одноклассников(А.Е.Сергеева).
Цель:Проанализировать данные, полученные в результате диагностики личностных особенностей подростков и спрогнозировать его затруднения в школьной жизни.
Провести обработку результатов изучения уровня воспитанности школьников.
1.1 Определить уровень самооценки личности подростка (по формуле).
1.2.Определить уровень развития культуры общения и саморегуляции школьника (по формуле).
1.3.Оцените эмоциональное состояние подростка в классном коллективе: оценка благоприятности социально- психологической атмосферы для учащихся (по формуле и шкале).
1.4.Определите степень привлекательности для школьника группы одноклассников (по шкале).
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(169) "методическая разработка учебного занятия по физической культуре в школе раздел гимнастика "
["seo_title"] => string(105) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogho-zaniatiia-po-fizichieskoi-kul-turie-v-shkolie-razdiel-ghimnastika"
["file_id"] => string(6) "123953"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414603898"
}
}