Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.
В период внедрения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения современные технологии помогают мне прогнозировать результат личностного развития учащихся с различными возможностями в их учебной и исполнительской деятельности. Формируя универсальные учебные действия (УУД) у детей, добиваюсь осуществления ими самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. УУД воспитанников позволяют им не только ставить цели, но и использовать необходимые средства и способы их достижения; контролировать, оценивать процесс и результаты своей творческой деятельности. Используя личностные, регулятивные, общепознавательные и коммуникативные виды УУД, получаю качественный результат формирования у воспитанников основ гражданской идентичности, развития коммуникационных навыков на условиях интериоризации и самоопределения, ярко выраженный в творческих работах воспитанников и подтвержденный таблицей участия их в выставках и конкурсах различного уровня.
Приобщая детей к искусству через вокальное пение, придерживаюсь уже имеющейся в философии, эстетике, психологии точки зрения на природу искусства, как на модель человеческого общения – общения творца или созданных им художественных образов с «реципиентом», а также общение творца с собственными художественными образами (М.С.Каган, 1988).
Занятия вокалом предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым, ничем не заменимым её элементом. Общение средствами искусства моделирует непосредственное. Продукты детского творчества отражают подсознательные желания, настроения и мысли человека, что позволяет использовать их для динамической оценки его состояния и развития.
По мнению ученых, образование в настоящее время во многом утратило свою основную составляющую деятельность по развитию культурной, творческой личности, системы ее ценностных ориентаций. В то же время позитивным явлением современности является тот факт, что в обществе начали признавать индивидуальные цели личности, уникальность каждого человека, его право на творчество и личностную стратегию развития.
Таким образом, возникает необходимость не только поддерживать существующие образовательные структуры, но и создавать недостающие звенья системы, удовлетворяющие потребностям личности, общества, государства. Особую значимость в этой связи приобретает педагогика искусства, актуализирующая роль культуры и искусства в воспитании духовно богатой, творческой личности. Для духовно-культурного и материального обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательными качествами творческой личности: социальной мобильности, восприимчивости к инновации, творческой активности, культурно-творческой инициативы, что связано с различными направлениями, сферами творческой деятельности человека. Этими областями могут быть научное, художественное, производственное творчество, так и вокальное исполнение музыкальных произведений различного жанра и т.п. В каждом из них реализуется творческий потенциал человека как система личностных характеристик, находящихся в сложном процессе взаимодействия.
С целью реализации программных целей и задач, прежде всего, создала условия детям для творческой деятельности, гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию (от детского сада до института). Предметно-развивающая среда ребёнка-творца - условие успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в области эстрадного вокала.
Современные образовательные технологии способствуют реализации познавательной и творческой активности учащихся в учебном процессе. Использование СОТ дает возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время.
Гуманистическая направленность высшего педагогического образования требует формировать творчески активную личность педагога как транслятора общей и профессиональной культуры. Одним из универсальных средств развития и воспитания личности является искусство, способное передавать опыт воспитания и моделирования мира по законам триединства вечных и абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты. Приобщая детей и дошкольного, и школьного возраста к искусству, я использую, на мой взгляд, наиболее эффективную форму – полихудожественный подход к обучению и воспитанию. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие различных музыкальных произведений постоянно сочетаю с собственной творческой деятельностью детей: танцевальной импровизацией, пропеванием мелодий, театрализацией, речетворчеством, созданием графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Я стараюсь вовлекать каждого ребёнка в творческий процесс на основе его живого интереса, личного увлечённого желания реализовывать свои индивидуальные вокальные способности с помощью классических канонов обучения эстрадному пению, воображения и образного мышления, чтобы всё, что делает воспитанник, нравилось, прежде всего, ему самому. В этом заключается главная суть моего педагогического кредо. В процессе педагогической реализации различных вышеперечисленных современных образовательных технологий придерживаюсь обязательного применения таких «золотых правил», как:
- подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- веди ученика от собственного опыта к общественному;
- будь не «над», а «рядом»;
- радуйся вопросу, но отвечать не спеши, приучай ребенка к поиску самостоятельного решения;
- учи анализировать, делать выводы и извлекать уроки на каждом этапе работы;
- критикуя, анализируй ученика в соответствии с создавшимися обстоятельствами и ситуацией, формируя в нём веру в свои силы.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента. Творческое развитие учащейся молодежи определяется как личностно-мобилизирующий процесс, оказывающий существенное влияние на целостный характер формирования социально-ценных качеств личности, проявляющихся в сложной системе взаимодействия возрастных и индивидуальных особенностей, эстетического опыта, направленности на самореализацию в художественно-творческой и проектной деятельности.
Игра, начиная с дошкольного возраста, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника.
Игра должна помогать наполнять знания, быть средством музыкального развития ребенка. Игровая форма организации уроков, значительно повышает творческую активность ребенка. Игра расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
В играх ученик может представить себя кем угодно. Например, игровой проект «От маленькой певицы до народной артистки» позволил воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся дети.
Учебные, развивающие, воспитательные задачи нашего обучения музыкально-теоретическим дисциплинам направлены на формирование компетентности обучающихся в сфере творческого музицирования: подбора, аккомпанемента, импровизации, аранжировки, что несомненно будет востребовано после окончания обучения. Кроме того, воспитанники ДШИ становятся компетентностны в поликультурном, коммуникативном плане, так как в процессе обучения вовлечены в широкий круг тем исторических, художественных, политических. Также на уроках музыкально-теоретического цикла они учатся работать с информацией: собирать, анализировать, структурировать и т.д.
Среди других современных образовательных технологий активно используется обучение в сотрудничестве. Оно эффективно в малых группах, а таковые формируются для занятий музыкально-теоретического цикла.
На уроках сольфеджио ученики собираются по 3-4 человека для выполнения определенной задачи. Кроме овладения знаниями, умениями, навыками в такой форме важен эффект социализации, формирование коммуникативных качеств.
Метод проектов наиболее часто используется мной на занятиях музыкальной литературы. В последнее время нами предлагается в качестве итоговой работы при завершении курса подготовка и защита проекта с представлением его в виде доклада, компьютерной презентации и т.д. Также использование этого метода возможно и в обучении на уроках сольфеджио. Среди последних проектов можно назвать такие, как «Детское Евровидение и мы», «Кино и песни», «Песни военных лет».
Работая с детьми разного возраста регулярно использую в работе принципы развивающего обучения. В сфере музыки идеи развивающего обучения получили разработку в трудах Г.М.Цыпина – российского музыковеда и специалиста в области музыкальной педагогики. На уроках мною используются такие разнообразные задания, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, воображения; принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний, большой объем изучаемого материала, высокий темп прохождения изучаемого, осознание учениками процесса обучения, поддержание самостоятельности, творческой инициативы учащихся, систематическая работа по развитию всех учащихся.
Я применяю в своей работе с детьми средства арттерапии, здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются такие упражнения как:
тонирование – упражнения для концентрации, умения сосредоточиться, расслабления, снятия стресса;
психотерапевтические игры, развивающие интонационный слух детей, фантазию, повышающие самооценку;
импровизационные упражнения, как средство отображения настроения;
коллективное музицирование, играющее большую роль в развитии коммуникативных навыков;
дыхательные упражнения;
физические упражнения, снимающие мышечные зажимы.
В моей работе с учащимися ДШИ я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это касается носителей информации, которые позволяют привнести в учебной процесс аудио, видео материалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей. Для плодотворной самостоятельной деятельности учеников я привлекаю возможности интернета. Это используется для сбора, анализа информации учащимися, знакомства с видео и аудио материалами и др. Данная работа организуется и контролируется мною как педагогом Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения в ДШИ, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Использую в образовательном процессе следующие электронные материалы:
- Мультимедийный учебно-методический комплект «Обучение вокалу». Это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования;
Использование информационных компьютерных технологий помогает перейти на новую коммуникативную и интерактивную по своей форме технологию, основанную на методе постановки и решения учебной задачи.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Но одновременно применение ИКТ требует постоянного обучения, освоения нового самим педагогом.