kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура речи педагога – условие профессионального мастерства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье будут рассмотрены основные компоненты понятия «культура речи педагога». Вступая во взаимодействие с различными людьми, педагогу всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи педагога – условие профессионального мастерства»

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства


Ненюков Илья Владимирович

студент 3 курса

Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.

научный руководитель Киселева Г.В.,

преподаватель


Аннотация. В данной статье будут рассмотрены основные компоненты понятия «культура речи педагога». Вступая во взаимодействие с различными людьми, педагогу всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура.

Ключевые слова: культура, речь, разговор, культура речи, общение, преподаватель, коммуникация, педагогическое взаимодействие, критерии, требования к педагогической речи.


«Мудрые не говорят пустых слов»

Св. Иоанн Златоуст


В современный век информационных технологий человеку предоставляется возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации; имеется множество способов ее получения, хранения, передачи, изменения. Наряду с непосредственным общением, получают развитие опосредованные формы общения: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видеосвязи, электронной почты, социальных сетей. С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, порой приводит к ухудшению навыков межличностного и речевого взаимодействия, и даже к деформации речи.

В связи с этим, актуальной становится проблема культуры речи людей современного общества, и педагогов, в частности. Ведь речь педагога – это основной инструмент педагогического воздействия, воспитания и одновременно образец для подражания.

Успешный диалог педагога с учеником возможен лишь при правильном построении коммуникации. Мастерство речевой коммуникации – необходимая составляющая профессии преподавателя. Вступая во взаимодействие с различными людьми, преподавателю всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура. В данной статье мы рассмотрим основные компоненты понятия «культура речи педагога».

Несмотря на то, что в современной науке наблюдается повышенный интерес к теме, посвященной культуре речи педагога как его профессионального инструмента (Б.М. Бим-Бад, А.А. Бодалев, В.С. Грехнев, И.А. Зимняя, С.В. Знаменская, В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев и др.), она имеет ряд вопросов, требующих более подробного рассмотрения. Целью нашего учебного исследования поставлено определение понятия «культура речи педагога», как условия его профессионального мастерства. А задачами стало выявление элементов этого понятия и обоснование роли каждого из них. Так в структуру понятия «речевая культура педагога» мы сгруппировали следующие компоненты: грамотность произнесения слов и построения фраз; знания по фонетике, лексике, грамматике; выразительность речи, которая проявляется в интонации и тональности, образности и темпе, в паузах и динамике звучания голоса, дикции и речедвигательной координации, и конечно в словарном богатстве, в том числе специальной профессиональной лексике.

Культура речи — широкое, емкое, многокомпонентное понятие.

Мы всегда ждем от педагога грамотного произношения, которое предполагает правильное ударение в словах и исключение местных диалектов. Обоснованное использование специальной терминологии, исключение лишних слов и жаргонных словечек также относится к требованиям культуры речи педагога. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность.

Важной составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения мысли. «Ясность – главное достоинство речи» – говорил Франсуа Ларошфуко (французский писатель XVII века, автор сочинений философско-моралистического характера). Ему вторит профессор Бременского университета Х. Леммерман: «Всё, что может быть сказано, может быть ясно сказано». Действительно, одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи закрытый наукообразный вид. Умение рассказать просто о сложном, основывается на ясности мышления педагога, на яркости и жизненности приводимых для пояснения примеров.

«Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий» – писал российский историк В. Ключевский (XIX век). Несомненно, и естественно составляющей культуры речи педагога является выразительность его речи. Она достигается подбором нужных слов и синтаксических конструкций, а также активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Рассмотрим их роль.

Интонация и тональность речи воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, и не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. При сюжетных играх учитель, меняя интонацию, способствует формированию у учащихся адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету. Например, при проведении игры «Лиса идет», чтобы добиться от детей бесшумных и осторожных движений, учитель вводит в урок рассказ: «Никто не шевелится (повествовательно), все молчат (понижается звучание голоса). Тишина (пауза). Ходит лиса по поляне (голос громче), ищет зайчиков. Куда они делись (недоумение и вопрос)? А зайчики молчат (тихим голосом с заговорщицкой интонацией). Ушла лиса, и зайчики вновь играют, прыгают (веселое, громкое звучание), радуются, что спаслись от лисы».

Тон речи учителя должен быть спокойным, уверенным, порой властным. Однако, для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный тон, который обычно отталкивает учащихся от учителя, и чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к признанию себя личностью и неприятие подобного тона.

Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно понять информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще. Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл сообщения о каком-то событии и т. п.

К факторам, определяющим выразительность речи педагога, относится динамика звучания голоса. Недостаточная громкость речи приводит к быстрому утомлению учащихся. Они либо перестают следить за содержанием речи педагога, либо только волевым усилием заставляют себя вслушиваться. Нужно быть осторожным и при резких усилениях силы голоса, которые могут даже напугать обучающихся.

Дикция — это ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание информации для учащихся. Недопустимы небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание») и неверные ударения.

Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся, заставляет внимательно и вдумчиво слушать преподавателя. Завсегдатай шумного мадридского литературно-художественного кафе, испанский писатель, эссеист и драматург Рамон Гомес де ла Серна в начале XX века справедливо отмечает: «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Но педагогу надо пользоваться только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей конкретного возраста. Педагогу необходимо изгонять из своей речи жаргонные и модные словечки, а также частые повторения каких-либо «излюбленных» фраз и слов-«паразитов», двусмысленных выражений. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова. В течение всего дня педагогу следует быть внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Действительно, «… к словам, как и к клавишам рояля, надо прикасаться умелыми руками» (Григорий Ландау). Необходимо учить детей слышать образность речи.

Образность речи играет существенную роль в доходчивости учебного материала, объясняемого педагогом, в поддержании интереса к предмету.

Еще в I веке до н.э. М.Т. Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ) провозгласил: «Только разработка предмета делает речь восхитительной… Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы всё в нём было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец, замкнуть всё это воспламеняющим или успокаивающим заключением». Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников.

Таким образом, мы убедились, что одно из важнеших профессиональных качеств, которым должен обладать педагог, заключается в культуре его собственной речи. Ведь кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях, достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Мы определи, что культура речи педагога является ключевым условием профессионального мастерства, поэтому в заключение хочется привести весьма актуальные слова французского поэта и писателя Анри Ренье: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее».


Список литературы:

  1. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики: монография. – М.: Лань, 2013. – 580 с.

  2. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова. Педагогика. - 2009. – N 3. - С. 83-89.

  3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

  4. Макаренко А.С. Сборник избранных педагогических произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С. Макаренко. М., 1951.

  5. Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Культура речи педагога – условие профессионального мастерства

Автор: Ненюков Илья Владимирович (научный руководитель Г.В. Киселева)

Дата: 23.04.2020

Номер свидетельства: 547735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Профессиональная компетентность- владение педагога множеством языков,одно из главных условий для формирования функциональной грамотности учащихся."
    ["seo_title"] => string(167) "profiessional-naia-kompietientnost-vladieniie-piedaghogha-mnozhiestvom-iazykov-odno-iz-ghlavnykh-uslovii-dlia-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "249276"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446877869"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "педагогическая статья по теме "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(103) "piedaghoghichieskaia-stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-knizhnoi-kul-tury-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "320321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461061784"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "«Развитие игровой деятельности средствами макетирования» "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-ighrovoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-makietirovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "169883"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423482038"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Презентация гражданско-патриотического воспитания в ГПОУ «Макеевском профессиональном горном лицее»"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_grazhdansko_patrioticheskogo_vospitaniia_v_gpou_makeevskom_profess"
    ["file_id"] => string(6) "565855"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607342524"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства