Культура речи педагога – условие профессионального мастерства
Культура речи педагога – условие профессионального мастерства
В данной статье будут рассмотрены основные компоненты понятия «культура речи педагога». Вступая во взаимодействие с различными людьми, педагогу всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура речи педагога – условие профессионального мастерства»
Культура речи педагога как условие профессионального мастерства
Ненюков Илья Владимирович
студент 3 курса
Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова.
научный руководитель Киселева Г.В.,
преподаватель
Аннотация. В данной статье будут рассмотрены основные компоненты понятия «культура речи педагога». Вступая во взаимодействие с различными людьми, педагогу всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура.
Ключевые слова: культура, речь, разговор, культура речи, общение, преподаватель, коммуникация, педагогическое взаимодействие, критерии, требования к педагогической речи.
«Мудрые не говорят пустых слов»
Св. Иоанн Златоуст
В современный век информационных технологий человеку предоставляется возможность распоряжаться большими объемами разнообразной информации; имеется множество способов ее получения, хранения, передачи, изменения. Наряду с непосредственным общением, получают развитие опосредованные формы общения: телефонные разговоры, смс-переписки, общение посредством видеосвязи, электронной почты, социальных сетей. С одной стороны, это расширяет возможности коммуникации, а с другой, порой приводит к ухудшению навыков межличностного и речевого взаимодействия, и даже к деформации речи.
В связи с этим, актуальной становится проблема культуры речи людей современного общества, и педагогов, в частности. Ведь речь педагога – это основной инструмент педагогического воздействия, воспитания и одновременно образец для подражания.
Успешный диалог педагога с учеником возможен лишь при правильном построении коммуникации. Мастерство речевой коммуникации – необходимая составляющая профессии преподавателя. Вступая во взаимодействие с различными людьми, преподавателю всегда необходимо брать во внимание особенности взглядов и позиций других людей, уметь вести разговор на различные темы, создавать доброжелательную атмосферу и многое другое. Основным условием профессиональной коммуникации является речь педагога, а точнее – его речевая культура. В данной статье мы рассмотрим основные компоненты понятия «культура речи педагога».
Несмотря на то, что в современной науке наблюдается повышенный интерес к теме, посвященной культуре речи педагога как его профессионального инструмента (Б.М. Бим-Бад, А.А. Бодалев, В.С. Грехнев, И.А. Зимняя, С.В. Знаменская, В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, А.А. Леонтьев, Д.С. Лихачев и др.), она имеет ряд вопросов, требующих более подробного рассмотрения. Целью нашего учебного исследования поставлено определение понятия «культура речи педагога», как условия его профессионального мастерства. А задачами стало выявление элементов этого понятия и обоснование роли каждого из них. Так в структуру понятия «речевая культура педагога» мы сгруппировали следующие компоненты: грамотность произнесения слов и построения фраз; знания по фонетике, лексике, грамматике; выразительность речи, которая проявляется в интонации и тональности, образности и темпе, в паузах и динамике звучания голоса, дикции и речедвигательной координации, и конечно в словарном богатстве, в том числе специальной профессиональной лексике.
Культура речи — широкое, емкое, многокомпонентное понятие.
Мы всегда ждем от педагога грамотного произношения, которое предполагает правильное ударение в словах и исключение местных диалектов. Обоснованное использование специальной терминологии, исключение лишних слов и жаргонных словечек также относится к требованиям культуры речи педагога. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность.
Важной составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложениямысли. «Ясность – главное достоинство речи» – говорил Франсуа Ларошфуко (французский писатель XVII века, автор сочинений философско-моралистического характера). Ему вторит профессор Бременского университета Х. Леммерман: «Всё, что может быть сказано, может быть ясно сказано». Действительно, одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи закрытый наукообразный вид. Умение рассказать просто о сложном, основывается на ясности мышления педагога, на яркости и жизненности приводимых для пояснения примеров.
«Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ понятий» – писал российский историк В. Ключевский (XIX век). Несомненно, и естественно составляющей культуры речи педагога является выразительностьего речи. Она достигается подбором нужных слов и синтаксических конструкций, а также активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции. Рассмотрим их роль.
Интонация и тональность речи воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, и не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. При сюжетных играх учитель, меняя интонацию, способствует формированию у учащихся адекватных представлений и зрительных образов, соответствующих сюжету. Например, при проведении игры «Лиса идет», чтобы добиться от детей бесшумных и осторожных движений, учитель вводит в урок рассказ: «Никто не шевелится (повествовательно), все молчат (понижается звучание голоса). Тишина (пауза). Ходит лиса по поляне (голос громче), ищет зайчиков. Куда они делись (недоумение и вопрос)? А зайчики молчат (тихим голосом с заговорщицкой интонацией). Ушла лиса, и зайчики вновь играют, прыгают (веселое, громкое звучание), радуются, что спаслись от лисы».
Тонречи учителя должен быть спокойным, уверенным, порой властным. Однако, для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный тон, который обычно отталкивает учащихся от учителя, и чем старше школьник, тем в большей степени у него выражено стремление к признанию себя личностью и неприятие подобного тона.
Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней ученикам трудно понять информацию, так и очень медленная речь, действующая на учеников усыпляюще. Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл сообщения о каком-то событии и т. п.
К факторам, определяющим выразительность речи педагога, относится динамика звучания голоса. Недостаточная громкость речи приводит к быстрому утомлению учащихся. Они либо перестают следить за содержанием речи педагога, либо только волевым усилием заставляют себя вслушиваться. Нужно быть осторожным и при резких усилениях силы голоса, которые могут даже напугать обучающихся.
Дикция — это ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание информации для учащихся. Недопустимы небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание») и неверные ударения.
Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся, заставляет внимательно и вдумчиво слушать преподавателя. Завсегдатай шумного мадридского литературно-художественного кафе, испанский писатель, эссеист и драматург Рамон Гомес де ла Серна в начале XX века справедливо отмечает: «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Но педагогу надо пользоваться только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей конкретного возраста. Педагогу необходимо изгонять из своей речи жаргонные и модные словечки, а также частые повторения каких-либо «излюбленных» фраз и слов-«паразитов», двусмысленных выражений. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова. В течение всего дня педагогу следует быть внимательным как к своей речи, так и к речи детей. Действительно, «… к словам, как и к клавишам рояля, надо прикасаться умелыми руками» (Григорий Ландау). Необходимо учить детей слышать образность речи.
Образностьречи играет существенную роль в доходчивости учебного материала, объясняемого педагогом, в поддержании интереса к предмету.
Еще в I веке до н.э. М.Т. Цицерон (древнеримский политический деятель, оратор и философ) провозгласил: «Только разработка предмета делает речь восхитительной… Привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить его к своим поучениям, изложить дело кратко и ясно, чтобы всё в нём было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и наконец, замкнуть всё это воспламеняющим или успокаивающим заключением». Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников.
Таким образом, мы убедились, что одно из важнеших профессиональных качеств, которым должен обладать педагог, заключается в культуре его собственной речи. Ведь кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях, достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Мы определи, что культура речи педагога является ключевым условием профессионального мастерства, поэтому в заключение хочется привести весьма актуальные слова французского поэта и писателя Анри Ренье: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее».
Список литературы:
Вахтеров В.П. Основы новой педагогики: монография. – М.: Лань, 2013. – 580 с.
Иванчикова Т.В. Речевая компетентность или речевая культура? / Т.В. Иванчикова. Педагогика. - 2009. – N 3. - С. 83-89.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для педагогическим специальностям вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
Макаренко А.С. Сборник избранных педагогических произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С. Макаренко. М., 1951.
Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. - М.: Дашков и К, 2015. – 272 c.