педагогическая статья по теме "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"
Педагогическая статья по теме "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"
ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. Дан развернутый анализ содержания деятельности по формированию книжной культуры, в частности, создание речевой развивающей среды, способствующей активизации речевой и книжной культуры, а также предусмотрена работа по повышению профессиональной компетентности по формированию книжной культуры и учитывается взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями по просвещению в области развития речи и книжной культуры, с учётом ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: книжная культура, речевая развивающая среда, развитие речи, ФГОС, дошкольная образовательная организация.
В настоящее время, повышается актуальность проблемы развития речи, с внедрением в общество информационных технологий происходит снижение читательской активности народа. Исходя из, всероссийского опроса, проведенного в мае 2014года, была выявлена тенденция значительного снижения уровня читательской культуры у народа, в связи с глубоким внедрением компьютерной техники.
А также в одном из главных нормативных актов дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования, одной из пяти образовательных областей в развитии ребёнка, выделяется речевое развитие, которое включает в себя: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др. А также в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ» (от 29.05.2015г. № 996-р, до 2025г.), одним из приоритетных положений в области развития образования, выделено формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения, в том числе в качестве одного из основных направлений, отражённых в Программе является взаимодействие с родителями по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
Проблемой формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста занимались выдающиеся педагоги, такие как Л.С.Выготский, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и т.д. А также методическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста представлена в пособии М.М. Алексеевой - В.И. Яшиной « по развитию речи и обучению русскому языку дошкольников».
В качестве составляющих педагогической и организационной деятельности по формированию книжной культуры были выделены: создание речевой развивающей среды как системы материальных объектов и системы партнёрского взаимодействия по развитию речи; вторым условием стало повышение профессиональной компетентности по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, как целенаправленной деятельности по овладению новыми педагогическими ценностями и современными технологиями в области речевого развития, а также проведение работы с родителями по формированию книжной культуры, через непосредственное и опосредованное взаимодействие в речевом развитии детей дошкольного возраста. Также на формирование книжной культуры влияет организация сюжетно-ролевой игры.
В качестве аналитической базы были использованы: оценка речевой развивающей среды, взятой из методики М.М.Алексеевой – В.И.Яшиной, проведена диагностика профессионального мастерства педагога ДОУ, посредством заполнения специальной диагностической карты, а также проведено анкетирование родителей по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
В помощь был разработан следующий материал: для педагогов - методическое пособие для информационного стенда по организации сюжетно-ролевой игры, способствующей формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, который включает в себя как теоретическую часть по её организации, так и практическую часть, заключающуюся в тематическом планировании сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте (с сентября по май), проведён круглый стол по организации сюжетно-ролевых игр, с целью активизации знаний педагога по формированию книжной культуры, через сюжетно-ролевые игры, также были подобраны формы по повышению профессиональной компетентности педагога, в том числе и по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста. В помощь родителям же был разработан информационный стенд в форме набора сюжетно-ролевых игр, в которые могут играть дети дома, чем в свою очередь повышают социальный опыт и речевое развитие, а также подобраны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с родителями, в том числе по формированию книжной культуры детей дошкольного возраста, а также представлены формы вовлечения родителей в деятельность ДОО в речевом развитии детей.
Библиографический список:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 400 с.
2.Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: АСТ, 2007. 227 с.
4. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник- Академия, 2012-352с.
5.Сетин И.Ф. История русской детской литературы. М., 1977 и послед. изд.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.- 224с.
6.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.
7. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ. М.: Просвещение, 1997- 239с.
8.Шартье Р. Письменная культура и общество. М., Новое издательство, 2006.С.221.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«педагогическая статья по теме "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста"»
Педагогическая статья
ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста. Дан развернутый анализ содержания деятельности по формированию книжной культуры, в частности, создание речевой развивающей среды, способствующей активизации речевой и книжной культуры, а также предусмотрена работа по повышению профессиональной компетентности по формированию книжной культуры и учитывается взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями по просвещению в области развития речи и книжной культуры, с учётом ФГОС дошкольного образования.
Ключевые слова: книжная культура, речевая развивающая среда, развитие речи, ФГОС, дошкольная образовательная организация.
В настоящее время, повышается актуальность проблемы развития речи, с внедрением в общество информационных технологий происходит снижение читательской активности народа. Исходя из, всероссийского опроса, проведенного в мае 2014года, была выявлена тенденция значительного снижения уровня читательской культуры у народа, в связи с глубоким внедрением компьютерной техники.
А также в одном из главных нормативных актов дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования, одной из пяти образовательных областей в развитии ребёнка, выделяется речевое развитие, которое включает в себя: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и др. А также в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ» (от 29.05.2015г. № 996-р, до 2025г.), одним из приоритетных положений в области развития образования, выделено формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения, в том числе в качестве одного из основных направлений, отражённых в Программе является взаимодействие с родителями по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
Проблемой формирования книжной культуры у детей дошкольного возраста занимались выдающиеся педагоги, такие как Л.С.Выготский, Е.И.Тихеева, К.Д.Ушинский и т.д. А также методическая работа по развитию речи детей дошкольного возраста представлена в пособии М.М. Алексеевой - В.И. Яшиной « по развитию речи и обучению русскому языку дошкольников».
В качестве составляющих педагогической и организационной деятельности по формированию книжной культуры были выделены: создание речевой развивающей среды как системы материальных объектов и системы партнёрского взаимодействия по развитию речи; вторым условием стало повышение профессиональной компетентности по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, как целенаправленной деятельности по овладению новыми педагогическими ценностями и современными технологиями в области речевого развития, а также проведение работы с родителями по формированию книжной культуры, через непосредственное и опосредованное взаимодействие в речевом развитии детей дошкольного возраста. Также на формирование книжной культуры влияет организация сюжетно-ролевой игры.
В качестве аналитической базы были использованы: оценка речевой развивающей среды, взятой из методики М.М.Алексеевой – В.И.Яшиной, проведена диагностика профессионального мастерства педагога ДОУ, посредством заполнения специальной диагностической карты, а также проведено анкетирование родителей по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста.
В помощь был разработан следующий материал: для педагогов - методическое пособие для информационного стенда по организации сюжетно-ролевой игры, способствующей формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста, который включает в себя как теоретическую часть по её организации, так и практическую часть, заключающуюся в тематическом планировании сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте (с сентября по май), проведён круглый стол по организации сюжетно-ролевых игр, с целью активизации знаний педагога по формированию книжной культуры, через сюжетно-ролевые игры, также были подобраны формы по повышению профессиональной компетентности педагога, в том числе и по формированию книжной культуры у детей дошкольного возраста. В помощь родителям же был разработан информационный стенд в форме набора сюжетно-ролевых игр, в которые могут играть дети дома, чем в свою очередь повышают социальный опыт и речевое развитие, а также подобраны традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с родителями, в том числе по формированию книжной культуры детей дошкольного возраста, а также представлены формы вовлечения родителей в деятельность ДОО в речевом развитии детей.
Библиографический список:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 1998. 400 с.
2.Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. П. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: АСТ, 2007. 227 с.
4. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников: учебник- Академия, 2012-352с.
5.Сетин И.Ф. История русской детской литературы. М., 1977 и послед. изд.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.; Воронеж, 2002.- 224с.
6.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: Творческий центр, 2010.- 240 с.
7. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для учащихся дошкольных педучилищ. М.: Просвещение, 1997- 239с.
8.Шартье Р. Письменная культура и общество. М., Новое издательство, 2006.С.221.