kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие игровой деятельности средствами макетирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»

 

                                                                                                 Подготовила воспитатель: Кучкина С.В.

 

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

 Для того чтобы режиссёрская игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макет (масштабная модель)-

Модель объекта в уменьшенном масштабе

 или в натуральную величину,

лишённая, как правило, функциональности

представляемого объекта.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

Макеты условно делятся на два типа:

1.Макеты-модели.

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость, закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор). Добавлением служат тематические фигурки-персонажи, обозначающие действия события. Мелкий транспорт (автомобили, самолёты). Наборы  мелких фигур-персонажей (семьи, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи). Антураж (деревья, цветы)

2.Макеты-карты.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами  для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы-города», цветом выделяются: дороги, площадка для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события-действия-это транспорт.

 Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
  • Активизация лексического словаря.
  • Развитие монологической и связной речи.
  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
  • Формирование навыков сочинительства.
  • Развитие общей и мелкой моторики рук.
  • Формирование творческих способностей.
  • Воспитание доброжелательности.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Умения работать в коллективе.

 В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

1. Эмоциональная отзывчивость

2. Любознательность

3. Активность

4. Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками

        Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

        Требования к макету:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко

 перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

  1. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
  2. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
  3. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

        Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

  • Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
  • Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

        Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

        Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

        Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

По этому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

               Организация игр детей с макетами

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.

Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создание. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.

Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.

Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе

можно поместить ящик с предметами-заместителями:

крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов
и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.

Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удается сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель должен подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.

Придать творческий импульс игре можно, соединив, в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дошкольники совместно строят   и творчески развивают сюжеты  игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют  разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия.

В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

Вывод:

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. То есть воспитатель направляет замысел детей вопросами «Что было дальше», «Что с ними случилось» и т.д. Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников. Является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

 

По мнению доктора медицинских наук Щелованова в групповой комнате должны быть задействованы три пространственные зоны: пол, стены, потолок. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой стороны направленно на обеспечение комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому предлагают для удобства в группах делать настенные макеты. Это позволит каждому ребёнку реализовать свои игровые возможности, творческие способности. При этом педагог выступает в роли наблюдателя и получает много полезной и ценной информации о своих детях.

Предлагаю вашему вниманию настенные макеты. А это напольные макеты.

На сегодняшний день большое значение уделяется гендерному воспитанию. Поэтому рекомендуется в группах иметь макеты для девочек и макеты для мальчиков.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие игровой деятельности средствами макетирования» »

Консультация

Тема: «Развитие игровой деятельности средствами макетирования»


Подготовила воспитатель: Кучкина С.В.


Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает события с персонажами, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Для того чтобы режиссёрская игра получила своё развитие, дошкольникам необходимо привлекательное пространство. Таким пространством и центральным элементом, организующим предметную среду, для игры с мелкими игрушками, может быть макет.

Макет (масштабная модель)-

Модель объекта в уменьшенном масштабе

или в натуральную величину,

лишённая, как правило, функциональности

представляемого объекта.

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений.

Макеты условно делятся на два типа:

1.Макеты-модели.

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость, закреплёнными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор). Добавлением служат тематические фигурки-персонажи, обозначающие действия события. Мелкий транспорт (автомобили, самолёты). Наборы мелких фигур-персонажей (семьи, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи). Антураж (деревья, цветы)

2.Макеты-карты.

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами-маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы-города», цветом выделяются: дороги, площадка для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события-действия-это транспорт.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

  • Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

  • Активизация лексического словаря.

  • Развитие монологической и связной речи.

  • Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

  • Формирование навыков сочинительства.

  • Развитие общей и мелкой моторики рук.

  • Формирование творческих способностей.

  • Воспитание доброжелательности.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Умения работать в коллективе.

В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:

1. Эмоциональная отзывчивость

2. Любознательность

3. Активность

4. Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками

        Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, педагоги смогут добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.

        Требования к макету:

  1. Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко

 перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

  1. Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.

  1. Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в  обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.

  1. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.

Этапы работы по созданию макета

        Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.

1 этап – предварительная работа – включает в себя:

  • Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);

  • Подготовка и сбор материала для создания макета.

2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.

Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).

        Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

        Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

        Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.

По этому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.

Организация игр детей с макетами

Организация и проведение игр детей с макетами требует от педагогов большого профессионального мастерства и такта, а также знания определенного алгоритма.

Так, игра с макетом должна начинаться уже в процессе его создание. При изготовлении макета необходимо широко использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, как правило, перерастает в увлекательную игру.

Наполняют и дополняют макет предметным материалом сами дети, но воспитатель может помочь им, предложив те или иные сочетания игровых предметов.

Подбирать предметный материал к макетам следует в зависимости от уровня развития игры воспитанников. Это могут быть универсальные (условно-обобщенные) персонажи или определенной тематики либо их сочетания.

Периодически по мере угасания интереса детей к ним педагог должен заменять персонажи новыми.

Для развития у дошкольников воображения и творчества в группе

можно поместить ящик с предметами-заместителями:

крышками от пластмассовых коробок и пузырьков, пластиковыми баллонами разнообразной формы, деталями различных конструкторов
и мозаик, палочками, трубочками, кусками поролона, пенопласта и т. д.

Главное требование - их безопасность для детей. Воспитанникам, которым не удается сразу подобрать предметы-заместители вместо недостающих игрушек при обыгрывании построек, воспитатель должен подсказывать возможные варианты замены предметов, направлять их на поиск новых оригинальных решений.

Придать творческий импульс игре можно, соединив, в одном макете фигурки-персонажи с подходящим антуражем из двух-трех разных тематических контекстов. Такой набор, требующий выстраивания воображаемой ситуации и сюжетных событий, объединяющих разные смысловые контексты, к которым относятся персонажи, расширит смысловое пространство игры.

Каждый из макетов может использоваться в отдельности или в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Дошкольники совместно строят   и творчески развивают сюжеты  игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют  разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия.

В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

Вывод:

Подводя итог, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду, для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового организма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает, как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов. То есть воспитатель направляет замысел детей вопросами «Что было дальше», «Что с ними случилось» и т.д. Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников. Является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.


По мнению доктора медицинских наук Щелованова в групповой комнате должны быть задействованы три пространственные зоны: пол, стены, потолок. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой стороны направленно на обеспечение комфортного пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому предлагают для удобства в группах делать настенные макеты. Это позволит каждому ребёнку реализовать свои игровые возможности, творческие способности. При этом педагог выступает в роли наблюдателя и получает много полезной и ценной информации о своих детях.

Предлагаю вашему вниманию настенные макеты. А это напольные макеты.

На сегодняшний день большое значение уделяется гендерному воспитанию. Поэтому рекомендуется в группах иметь макеты для девочек и макеты для мальчиков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Развитие игровой деятельности средствами макетирования»

Автор: Кучкина Светлана Владимировна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "" Развитие игровой деятельности средствами макетирования" "
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie-ighrovoi-dieiatiel-nosti-sriedstvami-makietirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "155545"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421299303"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства