kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура и техника речи педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему "Культура и техника речи педагога" поможет Вам узнать, какой голос должен быть у педагога, какая должна быть дикция, как правильно дышать и многое другое.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура и техника речи педагога»

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся.

Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п.

Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:

  • правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;

  • точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;

  • ясность: доходчивость и доступность для собеседников;

  • простота, доступность и краткость: употребление простых фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;

  • логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;

  • чистота: исключение из употребления нелитературных слов, уместность употребления речевых средств;

  • выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов;

  • богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;

  • уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его содержания, решаемых задач;

  • языковая и речевая стилистика;

  • обращенность учителя к ученику.

Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности.

Речь без логических ударений воспринимается трудно, но ёще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла.

С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:

1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.

2. Все мысли должны быть подчинены главной.

Точность и выразительность речи достигается употреблением синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками

Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.

Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.

Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями.

Что же такое речевая техника? Это совокупность речевого дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих, эффективно осуществлять речевое воздействие.

Дыхание, связанное с образованием звуков, является фонационным дыханием. При таком дыхании вдох значительно короче выдоха.

Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя - основному его инструменту.

Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к голосу:

- Голос учителя не должен иметь дефектов в виде невыговаривания отдельных звуков или произношения их с дефектами, шепелявости, заикания, общей слабости голосового аппарата и пр.

- Голос должен быть открытым, четким, выразительным, направленным на аудиторию. Все звуки следует произносить в соответствии с правилами орфоэпии.

В голосе должна звучать уверенность, мажорность, что делает речь убедительной и способствует проявлению положительных эмоций у детей.

Учитель должен владеть техникой изменения тональности в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.

Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия.

Выносливость голоса - такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ослабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуждаются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных часов) и перерывов в 10-15 мин.

Дикция - это умение правильно произносить гласные и согласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования.

Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражнений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Культура и техника речи педагога

Автор: Шорохова Анастасия Константиновна

Дата: 15.06.2018

Номер свидетельства: 473436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методика преподавания словесного действия в колледже культуры "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodika-priepodavaniia-sloviesnogho-dieistviia-v-kolliedzhie-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "172770"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423853443"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Программа факультативного курса по риторике "Развитие речи""
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-ritorikie-razvitiie-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "297577"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456219254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "педагогическая статья по теме "Формирование книжной культуры у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(103) "piedaghoghichieskaia-stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-knizhnoi-kul-tury-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "320321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461061784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Программа "Сценическое мастерство" "
    ["seo_title"] => string(39) "proghramma-stsienichieskoie-mastierstvo"
    ["file_id"] => string(6) "125456"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414997223"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Совершенствование  технико- тактической  подготовки в волейболе "
    ["seo_title"] => string(71) "soviershienstvovaniie-tiekhniko-taktichieskoi-podghotovki-v-volieibolie"
    ["file_id"] => string(6) "125193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414931676"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства