Сообщение на тему "Культура и техника речи педагога" поможет Вам узнать, какой голос должен быть у педагога, какая должна быть дикция, как правильно дышать и многое другое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура и техника речи педагога»
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ
Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со стороны учащихся.
Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п.
Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:
правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;
точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;
ясность: доходчивость и доступность для собеседников;
простота, доступность и краткость: употребление простых фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;
логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;
чистота: исключение из употребления нелитературных слов, уместность употребления речевых средств;
выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афоризмов;
богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: большой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;
уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его содержания, решаемых задач;
языковая и речевая стилистика;
обращенность учителя к ученику.
Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности.
Речь без логических ударений воспринимается трудно, но ёще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается каждое слово. Изменение логического ударения ведет к изменению смысла.
С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:
1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.
2. Все мысли должны быть подчинены главной.
Точность и выразительность речи достигается употреблением синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками
Большое значение для устной речи имеет интонация, которая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагрузку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю передать свои чувства, отношение к сказанному.
Исследования показали, что монотонный голос при изложении материала снижает его восприятие на 35-55%. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Однако никогда не следует употреблять оскорбительных слов и выражений, а тем более высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.
Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями.
Что же такое речевая техника? Это совокупность речевого дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков и позволяющих, эффективно осуществлять речевое воздействие.
Дыхание, связанное с образованием звуков, является фонационным дыханием. При таком дыхании вдох значительно короче выдоха.
Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя - основному его инструменту.
Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к голосу:
- Голос учителя не должен иметь дефектов в виде невыговаривания отдельных звуков или произношения их с дефектами, шепелявости, заикания, общей слабости голосового аппарата и пр.
- Голос должен быть открытым, четким, выразительным, направленным на аудиторию. Все звуки следует произносить в соответствии с правилами орфоэпии.
В голосе должна звучать уверенность, мажорность, что делает речь убедительной и способствует проявлению положительных эмоций у детей.
Учитель должен владеть техникой изменения тональности в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.
Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия.
Выносливость голоса - такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ослабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуждаются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных часов) и перерывов в 10-15 мин.
Дикция - это умение правильно произносить гласные и согласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования.
Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражнений.