kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса по риторике "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Гуманизация школы и общества. Изменение целей образования создают ситуацию востребованности новых факультативных курсов, в том числе и риторики.

Риторика, как учение о влиятельной речи, помогает ученику средней ступени овладевать основами риторической грамотности, что ведёт к успешной учебной деятельности в целом и даёт дополнительные возможности каждому ученику для самоопределения и самореализации.

Специфика риторики как предмета определяется её интегральным положением в цикле гуманитарных предметов и способствует культуре мышления, речи учащихся.

Программа для пятого класса ориентирована на учёт возрастных особенностей(младшие подростки, смена ведущей деятельности, ориентация на сверстников и т.д.) на учёт трудностей переходного периода от начального к среднему звену (от общения с одним учителем – к общению с целой группой педагогов, разнообразие предметного содержания, учебных ситуаций и т.д.)

Риторика поможет пятикласснику понимать окружающих людей, говорить и писать так чтобы достигать контакта, взаимопонимания. Согласия.

Программа предполагает продолжение работы над «коммуникативными» жанрами (письмо, послание, поздравление, представление) в новых жизненных ситуациях, с различным адресатом.

На этом этапе освоение риторики целесообразно овладение не тольео различными жанрами монологической речи, но и введение элементов и общих правил диалога, спора, дискуссии, что будет затребовано на следующих этапах(6-8 кл.)

Цель курса:

-создать условия для поддержания познавательного интереса;

-помочь осознать ответственность за слово;

-помочь выработать навыки понятийного и смыслового анализа устного и письменного текста;

-помочь овладеть навыками простого диалогового общения;

-помочь овладеть культурой и техникой речи;

-помочь преодолеть страх перед публичным высказывании своего мнения;

Материалы для обучения

Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений под редакцией Т.А.Ладыженской «Развитие речи» (Школьная риторика) часть1 и часть 2.

Ведущие формы и методы работы

-аналитическое чтение с конструированием вопросов;

-упражнения в технике речи, речевом этикете;

-подготовка устных речей (рекомендаций, инструкции, послания к празднику);

Планируемый результат

К концу 5- го класса учащиеся научаться:

-оценивать чужую и свою речь:

-внимательно вчитываться в учебный и художественный текст;

-выявлять среди слов. Понятий главные;

-«грамотно» задавать вопросы;

-вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные слова;

-спорить, но не ссориться;

-рассказывать о себе;

Составлять план пересказа и пользоваться им в процессе свободной речи;

-сочинять сказочные истории;

-создавать собственные тексты;

Тематическое планирование

Часть 1

Вводное занятие                  1 час.

Общение                               3 часа

-  Что значит общаться

-  А вместе мы называемся так

- Твоя коммуникативная задача

Виды общения                    2 часа

-Один-немного-много

-Словесное и несловесное общение

Главный секрет Демосфена    2 часа

-Твой голос

-Скороговорки и докучные сказки

-Кричалки

Речь правильная и хорошая       3 часа

-Речь без ошибок

-Чья речь богаче?

-Говори-пиши точно

Учимся редактировать               1 час

-Зачеркни ненужное!

-Замени-надпиши нужное!

-Включи недостающее! Дополни!

Будь вежлив!                            2 часа

-Что вы знаете о вежливости

-Просить-умолять-клянчить

-Вежливый отказ

Учимся слушать                     2 часа

-Слышать-слушать-внимать

-Кто и как слушает

-Правила для собеседников

Учимся читать

-Чтение-вот лучшее учение

-Умеем ли мы читать?

-На потеху

2 часть

Текст                     3 часа

-В мире текстов

-Ключики-замочки

-Тема-микротема

-Визитная карточка

-Текст, о тексте

 Вторичные тексты         2 часа

-Когда быть вторым…совсем не обидно

-Пересказы, пересказы…

-Коротко,да ясно

Давайте говорить друг другу комплементы   2 часа

-Что такое комплементы

-Комплемент комплементу-рознь

-Похвала и похвальба

Объявления                        2 часа

-Что? Где? Когда?

-О чём может рассказать объявление?

-Секреты устных объявлений

-Глашатаи и зазывалы

-Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься

«Что произошло хоть раз»                  2 часа

-Что такое рассказ

-Как строить рассказ

-Кому как надо рассказывать

-Запишите свой рассказ

Спорить или ссориться              1 час

Сочини сказку                             3 часа

-Сказочная страна

-Волшебный мир сказки

-Сказочные действия

-Сказочный язык

-Помоги сказочным героям!

-Конкурс на лучшего сказочника

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по риторике "Развитие речи"»

Программа факультативного курса по риторике «Развитие речи»

Составитель: Шартнер Н.В. учитель русского языка и литературы.


Пояснительная записка.

Гуманизация школы и общества. Изменение целей образования создают ситуацию востребованности новых факультативных курсов, в том числе и риторики.

Риторика, как учение о влиятельной речи, помогает ученику средней ступени овладевать основами риторической грамотности, что ведёт к успешной учебной деятельности в целом и даёт дополнительные возможности каждому ученику для самоопределения и самореализации.

Специфика риторики как предмета определяется её интегральным положением в цикле гуманитарных предметов и способствует культуре мышления, речи учащихся.

Программа для пятого класса ориентирована на учёт возрастных особенностей(младшие подростки, смена ведущей деятельности, ориентация на сверстников и т.д.) на учёт трудностей переходного периода от начального к среднему звену (от общения с одним учителем – к общению с целой группой педагогов, разнообразие предметного содержания, учебных ситуаций и т.д.)

Риторика поможет пятикласснику понимать окружающих людей, говорить и писать так чтобы достигать контакта, взаимопонимания. Согласия.

Программа предполагает продолжение работы над «коммуникативными» жанрами (письмо, послание, поздравление, представление) в новых жизненных ситуациях, с различным адресатом.

На этом этапе освоение риторики целесообразно овладение не тольео различными жанрами монологической речи, но и введение элементов и общих правил диалога, спора, дискуссии, что будет затребовано на следующих этапах(6-8 кл.)

Цель курса:

-создать условия для поддержания познавательного интереса;

-помочь осознать ответственность за слово;

-помочь выработать навыки понятийного и смыслового анализа устного и письменного текста;

-помочь овладеть навыками простого диалогового общения;

-помочь овладеть культурой и техникой речи;

-помочь преодолеть страх перед публичным высказывании своего мнения;


Материалы для обучения

Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений под редакцией Т.А.Ладыженской «Развитие речи» (Школьная риторика) часть1 и часть 2.


Ведущие формы и методы работы

-аналитическое чтение с конструированием вопросов;

-упражнения в технике речи, речевом этикете;

-подготовка устных речей (рекомендаций, инструкции, послания к празднику);


Планируемый результат

К концу 5- го класса учащиеся научаться:

-оценивать чужую и свою речь:

-внимательно вчитываться в учебный и художественный текст;

-выявлять среди слов. Понятий главные;

-«грамотно» задавать вопросы;

-вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные слова;

-спорить, но не ссориться;

-рассказывать о себе;

Составлять план пересказа и пользоваться им в процессе свободной речи;

-сочинять сказочные истории;

-создавать собственные тексты;


Тематическое планирование

Часть 1

Вводное занятие 1 час.

Общение 3 часа

- Что значит общаться

- А вместе мы называемся так

- Твоя коммуникативная задача

Виды общения 2 часа

-Один-немного-много

-Словесное и несловесное общение

Главный секрет Демосфена 2 часа

-Твой голос

-Скороговорки и докучные сказки

-Кричалки

Речь правильная и хорошая 3 часа

-Речь без ошибок

-Чья речь богаче?

-Говори-пиши точно

Учимся редактировать 1 час

-Зачеркни ненужное!

-Замени-надпиши нужное!

-Включи недостающее! Дополни!

Будь вежлив! 2 часа

-Что вы знаете о вежливости

-Просить-умолять-клянчить

-Вежливый отказ

Учимся слушать 2 часа

-Слышать-слушать-внимать

-Кто и как слушает

-Правила для собеседников

Учимся читать

-Чтение-вот лучшее учение

-Умеем ли мы читать?

-На потеху


2 часть


Текст 3 часа

-В мире текстов

-Ключики-замочки

-Тема-микротема

-Визитная карточка

-Текст, о тексте

Вторичные тексты 2 часа

-Когда быть вторым…совсем не обидно

-Пересказы, пересказы…

-Коротко,да ясно


Давайте говорить друг другу комплементы 2 часа

-Что такое комплементы

-Комплемент комплементу-рознь

-Похвала и похвальба

Объявления 2 часа

-Что? Где? Когда?

-О чём может рассказать объявление?

-Секреты устных объявлений

-Глашатаи и зазывалы

-Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься

«Что произошло хоть раз» 2 часа

-Что такое рассказ

-Как строить рассказ

-Кому как надо рассказывать

-Запишите свой рассказ

Спорить или ссориться 1 час

Сочини сказку 3 часа

-Сказочная страна

-Волшебный мир сказки

-Сказочные действия

-Сказочный язык

-Помоги сказочным героям!

-Конкурс на лучшего сказочника


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Программа факультативного курса по риторике "Развитие речи"

Автор: Шартнер Наталья Васильевна

Дата: 23.02.2016

Номер свидетельства: 297577

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства