kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Сценическое мастерство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В современной школе все больше внимания уделяется эстетическому воспитанию. Приобщение учащихся к ценностям культуры очень важно в наше время.

В достижении единой для всего обучения цели - оптимального общего развития каждого школьника – особое место занимает факультативный курс «Сценическое мастерство».

Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство – отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Театр изменяет и преображает человека исподволь, используя художественно – образные средства и приемы воспитания. В педагогике аксиомой стало утверждение, что одним из главных методов является игра. Сама жизнь определила главные роли игры:

  1. средство обучения и воспитания (форма народной педагогики);

  2. генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).

Игра и искусство связаны неразрывно. В основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала природа. Игра – это основной элемент театра. Театральное искусство чрезвычайно приближено к ребячьему общению, к детской жизни. И, учитывая это, очень важно хотя бы постараться превратить учебно – воспитательную деятельность с детьми в одну большую игру.

Театр как универсальная модель имеет свои специфические черты:

1. это синтетический вид искусства, где личность органично погружается в мир литературы, музыки, живописи, хореографии и т. д.;

2. это коллективное искусство, участвуя в котором личность учится общению, сотворчествует;

  1. это вид искусства, в котором основной язык – действие, а значит, личность учится действовать в соответствии с образом;

  2. это искусство, где нужны самые разные способности.

Эти истины фундаментальны для педагогики творчества.

Потребность в данной программе очень высока, так как нет государственной школьной программы по данному курсу.

Цель программы: Формирование творческой личности ученика и раскрытие его творческой индивидуальности средствами театрального искусства.

Процесс обучения и воспитания школьников на уроках сценического мастерства предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрепощение ребенка, снятие психологических зажимов и комплексов.

  2. Развитие способностей и раскрытие возможностей школьника.

  3. Обучение школьников правильному произношению и дикции.

  4. Совершенствование пластики.

  5. Развитие и воспитание воли, внимания, памяти, силы, выносливости, ловкости, ритмичности.

  6. Формирования коллектива детей в условиях творческой театральной деятельности.

В результате изучения курса обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для театральной деятельности. Учащиеся не только приобретают знания о театральном искусстве, но и практически овладевают умениями, которые необходимы актеру, в процессе работы над ролью.

Итогом работы первого года обучения являются выступления на школьных вечерах. Итогом второго года обучения – создание театра миниатюр. В результате у учащегося формируется мотивация на успех.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов и предусматривает 2 года обучения, но в случае необходимости может изучаться в течение более длительного срока. После прохождения двухлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов детей. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, практические занятия составляют большую часть программы.

Занятия строятся от простого к сложному (от упражнений по развитию голоса, пластики к работе над ролью). Упражнения по развитию голоса строятся таким образом, что сначала невольно, потом сознательно учащийся начинает управлять голосовым аппаратом; в результате тренировки навыки закрепляются и становятся автоматическими, привычными. В работе над дикцией надо добиваться красоты и силы звука, умения владеть голосом, чистоты и отчетливости произношения, благородства и разнообразия интонации.

Большое внимание уделяется развитию пластики. Способность целесообразно распределить мускульную энергию – основное условие пластичности человеческого тела. Каков бы не был характер и рисунок движения и позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть прежде всего подчинены внутреннему закону пластики.

В соответствии с обозначенными задачами, факультатив «Сценическое мастерство» является интегрированным курсом и вводит учеников в такие понятия как «сценическая речь», «сценическое движение», «актерское мастерство».

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый – «Сценическая речь», в котором раскрываются линии работы по технике речи. Второй - «Актерское мастерство» нацелен на обучение детей сценическому искусству. Раскроем основные положения каждого раздела программы.

1.Сценическая речь.

Учитывая, что правильное произношение и дикция необходимы для более точного и ясного донесения слова, мысли, мы проводим дикционные слоговые упражнения и тут же фиксируем эти сочетания в специально подобранных словах, фразах, небольших текстах.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того, чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом. На первых же занятиях по дикции требуется правильное использование дыхания и голоса, а на первых же упражнениях по дыханию и голосу проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения, с эмоциональной насыщенностью звучащего слова. К.С. Станиславский писал: «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».

 

2.Мастерство актера.

Актер одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. При обучении каждого ученика сценическому мастерству стоят две основные задачи: формирование творческой личности ученика и раскрытие этой личности.

В основе сценического воспитания современного актера положена система К.С. Станиславского. Существуют пять основных принципов системы К.С. Станиславского:

1. принцип жизненной правды;

2. принцип идейной активности искусства, нашедший свое выражение в учении о сверхзадаче;

3. принцип, утверждающий действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного материала в актерском искусстве;

4. принцип органичности творчества актера;

  1. принцип творческого перевоплощения актера в образ.

Внутренняя техника актера заключается в умении создавать необходимые внутренние (психические) условия для естественного и органического зарождения действий. Мы должны воспитывать в учащихся способность вызывать в себе правильное самочувствие - то внутреннее состояние, при отсутствии которого творчество оказывается невозможным.

Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных элементов, или звеньев. Такими элементами являются: активная сосредоточенность (сценическое внимание), свободное от излишнего напряжения тело (сценическая свобода), правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера) и возникающие на этой основе готовность и желание действовать. Эти элементы и нужно воспитывать в актере, чтобы развить в нем способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие.

Необходимо, чтобы актер владел своим вниманием, своим телом (мускулатурой) и умел серьезно относится к сценическому вымыслу, как к подлинной правде жизни.

Воспитание актера в области внешней техники имеет своей целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу.

Внешняя техника должна сообщить актерской игре выразительность, яркость, доходчивость.

Учащиеся должны понимать, что театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер; а главным возбудителем сценических переживаний является действие.

В работе над актерским мастерством со школьниками важно помнить, что творчество детей всегда основано на подражании, и ребятам важен какой-то толчок извне. Их фантазию, как бы богата она ни была, всегда нужно разбудить. Поэтому педагогу нужно творить самому, чтобы дети видели его способности, могли идти вместе с ним и дальше него. В этом и заключается сверхзадача педагогического творчества.

Надо верить в возможности каждого ребенка, никто из них не должен остаться «за кадром», каждый из них должен почувствовать успех.

Пусть каждый из школьников пойдет своим путем, далеким от служения театру, но состояние души, которое он почувствовал в творчестве, успех, который он ощутил, стоя на сцене, будет всегда мерилом для его внутренней жизни. Он никогда не сменяет свою внутреннюю наполненность на внешне красивое, но пустое времяпровождение.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Сценическое мастерство" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»







Программа факультативного курса

«Сценическое мастерство».



Срок реализации программы: 2 года

Возраст школьников:10 – 17 лет.

Автор: Опейкина Екатерина Николаевна, учитель «СОШ № 7»











Кемерово 2014


СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка 4


Расчет часов по разделам 8

1-й год обучения


Содержание курса «Сценическое мастерство»

1-й год обучения 8


Расчет часов по разделам

2-й год обучения 11


Содержание курса «Сценическое мастерство»

2-й год обучения 11


Тематический план. Первый год обучения. 14

Тематический план. Второй год обучения. 17


Список используемой литературы 21


Литература для учеников 22

Приложение № 1. Гимнастика для губ 23


Приложение № 2. Работа над пословицами 24


Приложение № 3. Слоговые упражнения 25


Приложение № 4. Скороговорки 26


Приложение № 5. Тексты для работы над свистящими и

шипящими согласными 27


Литературные и фольклорные тексты для тренировки

длинного выдоха 27


Приложение № 6. Словарь терминов. 29


Приложение №7. Разработка урока 32




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современной школе все больше внимания уделяется эстетическому воспитанию. Приобщение учащихся к ценностям культуры очень важно в наше время.

В достижении единой для всего обучения цели - оптимального общего развития каждого школьника – особое место занимает факультативный курс «Сценическое мастерство».

Основной закон всякого художественного творчества гласит: искусство – отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.

Театр изменяет и преображает человека исподволь, используя художественно – образные средства и приемы воспитания. В педагогике аксиомой стало утверждение, что одним из главных методов является игра. Сама жизнь определила главные роли игры:

  1. средство обучения и воспитания (форма народной педагогики);

  2. генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).

Игра и искусство связаны неразрывно. В основе любой игры лежит инстинкт подражания, который человеку дала природа. Игра – это основной элемент театра. Театральное искусство чрезвычайно приближено к ребячьему общению, к детской жизни. И, учитывая это, очень важно хотя бы постараться превратить учебно – воспитательную деятельность с детьми в одну большую игру.

Театр как универсальная модель имеет свои специфические черты:

1. это синтетический вид искусства, где личность органично погружается в мир литературы, музыки, живописи, хореографии и т. д.;

2. это коллективное искусство, участвуя в котором личность учится общению, сотворчествует;

  1. это вид искусства, в котором основной язык – действие, а значит, личность учится действовать в соответствии с образом;

  2. это искусство, где нужны самые разные способности.

Эти истины фундаментальны для педагогики творчества.

Потребность в данной программе очень высока, так как нет государственной школьной программы по данному курсу.

Цель программы: Формирование творческой личности ученика и раскрытие его творческой индивидуальности средствами театрального искусства.

Процесс обучения и воспитания школьников на уроках сценического мастерства предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрепощение ребенка, снятие психологических зажимов и комплексов.

  2. Развитие способностей и раскрытие возможностей школьника.

  3. Обучение школьников правильному произношению и дикции.

  4. Совершенствование пластики.

  5. Развитие и воспитание воли, внимания, памяти, силы, выносливости, ловкости, ритмичности.

  6. Формирования коллектива детей в условиях творческой театральной деятельности.

В результате изучения курса обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для театральной деятельности. Учащиеся не только приобретают знания о театральном искусстве, но и практически овладевают умениями, которые необходимы актеру, в процессе работы над ролью.

Итогом работы первого года обучения являются выступления на школьных вечерах. Итогом второго года обучения – создание театра миниатюр. В результате у учащегося формируется мотивация на успех.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов и предусматривает 2 года обучения, но в случае необходимости может изучаться в течение более длительного срока. После прохождения двухлетнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов детей. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, практические занятия составляют большую часть программы.

Занятия строятся от простого к сложному (от упражнений по развитию голоса, пластики к работе над ролью). Упражнения по развитию голоса строятся таким образом, что сначала невольно, потом сознательно учащийся начинает управлять голосовым аппаратом; в результате тренировки навыки закрепляются и становятся автоматическими, привычными. В работе над дикцией надо добиваться красоты и силы звука, умения владеть голосом, чистоты и отчетливости произношения, благородства и разнообразия интонации.

Большое внимание уделяется развитию пластики. Способность целесообразно распределить мускульную энергию – основное условие пластичности человеческого тела. Каков бы не был характер и рисунок движения и позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть прежде всего подчинены внутреннему закону пластики.

В соответствии с обозначенными задачами, факультатив «Сценическое мастерство» является интегрированным курсом и вводит учеников в такие понятия как «сценическая речь», «сценическое движение», «актерское мастерство».

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый – «Сценическая речь», в котором раскрываются линии работы по технике речи. Второй - «Актерское мастерство» нацелен на обучение детей сценическому искусству. Раскроем основные положения каждого раздела программы.

1.Сценическая речь.

Учитывая, что правильное произношение и дикция необходимы для более точного и ясного донесения слова, мысли, мы проводим дикционные слоговые упражнения и тут же фиксируем эти сочетания в специально подобранных словах, фразах, небольших текстах.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того, чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом. На первых же занятиях по дикции требуется правильное использование дыхания и голоса, а на первых же упражнениях по дыханию и голосу проверяются и закрепляются правильно и четко произнесенные звукосочетания, слова, тексты. Богатство голоса тесно связано с богатством мысли и воображения, с эмоциональной насыщенностью звучащего слова. К.С. Станиславский писал: «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».


2.Мастерство актера.

Актер одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. При обучении каждого ученика сценическому мастерству стоят две основные задачи: формирование творческой личности ученика и раскрытие этой личности.

В основе сценического воспитания современного актера положена система К.С. Станиславского. Существуют пять основных принципов системы К.С. Станиславского:

1. принцип жизненной правды;

2. принцип идейной активности искусства, нашедший свое выражение в учении о сверхзадаче;

3. принцип, утверждающий действие в качестве возбудителя сценических переживаний и основного материала в актерском искусстве;

4. принцип органичности творчества актера;

  1. принцип творческого перевоплощения актера в образ.

Внутренняя техника актера заключается в умении создавать необходимые внутренние (психические) условия для естественного и органического зарождения действий. Мы должны воспитывать в учащихся способность вызывать в себе правильное самочувствие - то внутреннее состояние, при отсутствии которого творчество оказывается невозможным.

Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных элементов, или звеньев. Такими элементами являются: активная сосредоточенность (сценическое внимание), свободное от излишнего напряжения тело (сценическая свобода), правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера) и возникающие на этой основе готовность и желание действовать. Эти элементы и нужно воспитывать в актере, чтобы развить в нем способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие.

Необходимо, чтобы актер владел своим вниманием, своим телом (мускулатурой) и умел серьезно относится к сценическому вымыслу, как к подлинной правде жизни.

Воспитание актера в области внешней техники имеет своей целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу.

Внешняя техника должна сообщить актерской игре выразительность, яркость, доходчивость.

Учащиеся должны понимать, что театральное бытие всему, что находится на сцене, сообщает актер; а главным возбудителем сценических переживаний является действие.

В работе над актерским мастерством со школьниками важно помнить, что творчество детей всегда основано на подражании, и ребятам важен какой-то толчок извне. Их фантазию, как бы богата она ни была, всегда нужно разбудить. Поэтому педагогу нужно творить самому, чтобы дети видели его способности, могли идти вместе с ним и дальше него. В этом и заключается сверхзадача педагогического творчества.

Надо верить в возможности каждого ребенка, никто из них не должен остаться «за кадром», каждый из них должен почувствовать успех.

Пусть каждый из школьников пойдет своим путем, далеким от служения театру, но состояние души, которое он почувствовал в творчестве, успех, который он ощутил, стоя на сцене, будет всегда мерилом для его внутренней жизни. Он никогда не сменяет свою внутреннюю наполненность на внешне красивое, но пустое времяпровождение.




















Расчет часов по разделам.

1-й год обучения

Тема

Всего

Теория

Практика

1. Сценическая речь. Техника речи.

28

4

24

1.1.Дикция.

12

2

10

1.2. Подготовка речевого аппарата к

звучанию.

16

2

14


2. Мастерство актера.

108

16

96

2.1.Сценическое действие.

24

2

22

2.2.Сценическое внимание актера.

28

2

22

2.3.Память.

18

3

15

2.4. Психофизические качества.

18

4

14

2.5. Техника простых двигательных навыков.

24

5

19

ИТОГО

136

20

116


Содержание курса «Сценическое мастерство»

1-й год обучения


Тема

Краткое содержание.

1

Сценическая речь. Техника речи.

1.1.Дикция.

Дикция актера. Развитие дикции. Орфоэпия. Гласные звуки. Произношение гласных звуков. Согласные звуки. Классификация согласных. Произношение согласных звуков. Упражнения для развития дикции: гимнастика для губ, гимнастика для языка. Первые литературные тексты- пословицы и поговорки - для тренировки дикции. Скороговорки. Работа с текстом.

1.2.Подготовка речевого аппарата к звучанию.

Особенности физиологического и речевого дыхания. Работа над дыханием. Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания. Гигиенический самомассаж. Выработка носового дыхания. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Освоение смешанно - диафрагматического дыхания. Статические дыхательные упражнения. Динамические дыхательные упражнения. Тренировка дыхания в быту. Тренировка дыхания при чтении текстов. Значение резонирования и артикуляции в работе по развитию голоса. Упражнения в развитии артикуляции. Упражнения для индивидуальных занятий с целью снятия мышечных зажимов окологортанной мускулатуры. Использование сонорных согласных м ,н , л, р в работе по развитию голоса. Работа над ролью.

2

Мастерство актера.

2.1.Сценическое действие.

Театр. Пьеса. Драматургия. Актер на сцене. Действие – основной материал актерского искусства. Двигательные навыки. Освобождение мышц. Локомоторные движения. Рабочие движения – основная группа сценических движений. Семантические движения как результат большого эмоционального возбуждения. Иллюстративное движение. Упражнения на беспредметные действия. Пантомимические, или эмоциональные, движения. Сценический трюк.

2.2.Сценическое внимание актера.

Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Внимание внешнее и внутреннее. Объекты непроизвольного внимания: зрители, сам актер, партнер. Творческий зажим и актерская сосредоточенность. Правильный выбор объекта внимания. О непрерывной линии внимания. Сценическое внимание и фантазия. Внимание в жизни и на сцене. Воспитание сценического внимания. Актер и зритель. Контакт сцены и зрительного зала. «Зоны молчания». Внимание формальное и творческое. Этюды.

2.3.Память

Наглядно- образная память. Разносторонняя память. Словесно – логическая память. Эмоциональная память. Двигательная память. Контроль за движениями. Полуавтоматическое выполнение движений. Внимание и память в создании образа. Естественное физическое поведение в роли. Создание образа. Отбор средств актерской выразительности.

2.4. Психофизические качества.

Сила. Скорость. Темп сценического действия. Свойства личности персонажа. Задачи, специально поставленные режиссером. Ловкость. Координация движений. Гибкость. Подвижность. Быстрота реакции. Ритмичность. Слуховое восприятие ритма. Зрительное восприятие ритма. Мышечно – осязательное восприятие ритма. Имитация.



2.5.


Техника простых двигательных навыков.

Изучение правильности осанки. Пять признаков хорошей осанки. Упражнения для формирования правильности осанки. Походка. Ходьба по лестнице вверх. Техника правильной походки. Положение тела в позах сидя. Жесты. Целесообразность жестов. Выразительность рук. Свобода движений. Точность действия рук на сцене. Зажимы. Выражение жизни героя при помощи тела. Общеразвивающие упражнения. Выразительность образа.


Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников факультатива «Сценическое мастерство» после первого года обучения.


Школьники должны знать:

  • театр - это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии;

- пьеса - основа спектакля, драматургия - основа театра;

Школьники должны уметь:

  • развивать память, ритмичность, технику простых двигательных навыков.

Школьники должны владеть:

  • техникой речи;

  • мимикой, жестом;

  • своим телом;

  • стилевыми особенностями произведения;

  • вниманием.


Расчет часов по разделам.

2-й год обучения


Тема

Всего

Теория

Практика


1.Сценическая речь.

1.1.Роль дыхания в развитии голоса.

1.2.Постановка голоса.

2.Актерское мастерство.

2.1.Сценическая свобода.

2.2.Сценическая вера.

2.3.Сценическое отношение и оценка фактов.

2.4.Техника сложных двигательных навыков.

Итого


35

17


18

101

20

26

27


28


136

6

4


2

17

2

4

5


6


23

29

13


16

84

18

22

22


22


113


Содержание курса «Сценическое мастерство»

2-й год обучения


Тема

Краткое содержание.

1.

Сценическая речь.

1.1.Роль дыхания в развитии голоса.

Работа над дыханием. Тренировка мышц дыхательного аппарата. Упражнения на звучащем выдохе и при мысленной речи. Освоение смешанно - диафрагматического дыхания. Статические дыхательные упражнения. Упражнения в положении сидя. Упражнения в положении стоя. Упражнения в положении лежа. Ровность звучания голоса по всему диапазону. Три регистра в драматическом голосе: 1. грудной, или нижний, регистр; 2. головной, или верхний регистр; 3. смешанный, или средний регистр. Центральное звучание голоса. Роль слуха в развитии голоса. Упражнения в развитии голоса.


1.2. Постановка голоса.

Речевой и певческий голос. Развитие голоса. Дыхание, сознание, артикуляция, резонирование, слух, работа центральной нервной системы. Характеристика речевого голоса. Формирование голоса у детей. Физиологические (природные) свойства речевого голоса. Сила, тембр, высота, диапазон. Высокий и низкий голос. Недостатки речевого голоса. Упражнения в развитии голоса. Общеукрепляющие упражнения. Дыхательные упражнения. Упражнения для активизации резонаторной деятельности речевого аппарата. Дыхательные упражнения для воспитания правильной осанки. Работа над ролью.

2.

Актерское мастерство.

2.1.Сценическая свобода.

Система Станиславского. Природа сценического переживания. Природа чувств. Основной закон пластики. Принцип компенсации. Связь между психической и физической энергией. Свобода внешняя и внутренняя. Мускульная свобода и сценическое внимание. Освобождение мускулов от излишнего напряжения. Сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания. Ощущение полной физической свободы. Воспитание сценической свободы.

2.2.Сценическая вера.

Убежденность актера - необходимое условие убедительности его игры. Творческая вера актера. Образ и актер. Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Специфика актерского воображения. Необходимость убежденности на сцене. Воспитание сценической веры. Схема физических действий актера. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти, проницательности.


2.3.Сценическое отношение и оценка фактов.

Сценическое отношение – путь к образу. Творческое преобразование объекта. Художественная правда вымысла. Сценическое отношение – основа действия. Сценические отношения – основы сценического искусства. Внутренняя сторона роли. Два вида отношений: отношения, сложившиеся в процессе жизни героя до начала пьесы; отношения, возникающие в процессе сценической жизни героя. Оценка фактов. Зарождение сценического действия. Упражнения на установление отношений и оценку фактов. Сценическая образность. Образное раскрытие роли. Воплощение образности.

2.4.Техника сложных двигательных навыков.

Целенаправленность физического действия. Освобождение мышц. Непрерывность и прерывность движения. Характер движения. Рече-двигательная и вокально-двигательная координация. Стилевое поведение. Скульптурность в сценическом действии. Упражнения в развитии сложных двигательных навыков.


-

Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников факультатива «Сценическое мастерство» после второго года обучения.

Ученик должен знать:

- что актер одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом создания образа;

- что действие – главный возбудитель сценических переживаний актера;

  • природу сценических переживаний актера;

  • пять основных принципов системы Станиславского.

Ученик должен уметь:

  • воспитывать в себе сценическую свободу, сценическую веру;

  • устанавливать отношения с партнером, оценивать ситуацию;

  • выполнять сложные трюки.

Ученик должен владеть:

  • сложными двигательными навыками;

  • мимикой, жестом.





















Тематический план.

Первый год обучения




Тема

Всего

Теория

Практика


Сценическая речь. Дикция.



12


2


10

1. Дикция актера в театре.

1

1


2. Развитие дикции.

1

1


3. Гласные звуки.

2


2

4. Согласные звуки.

2


2

5. Упражнения для развития дикции: гимнастика для губ, гимнастика для языка.

2


2

6. Первые литературные тексты – пословицы и поговорки – для тренировки дикции.

2


2

7. Скороговорки.

2


2


Актерское мастерство. Сценическое действие.



24


2


22

1. Театр. Пьеса.

1

1


2. Драматургия.

1

1


3. Сценическое действие актера.

2


2

4. Двигательные навыки.

2


2

5. Локомоторные движения.

2


2

6. Рабочие движения – основная группа сценических движений.

2


2

7. Семантические движения как результат большого эмоционального возбуждения.

2


2

8. Иллюстративное движение.

2


2

9. Мимика.

2


2

10. Пантомимические, или эмоциональные, движения.

4


4

11. Сценический трюк.

4


4


Сценическая речь. Подготовка речевого аппарата к звучанию.



16


2


14

1. Особенности физиологического и речевого дыхания.

2

2


2. Работа над дыханием.

4


4

3. Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания.

2


2

4. Гигиенический самомассаж.

1


1

5. Выработка носового дыхания.

1


1

6. Тренировка мышц дыхательного аппарата.

3


3

7. Освоение смешанно – диафрагматического дыхания.

3


3

Мастерство актера. Сценическое внимание актера.

28

2

26

1. Виды внимания.

1

1


2. Творческий зажим и актерская сосредоточенность.

4


4

3. Правильный выбор объекта внимания.

3


3

4. О непрерывной линии внимания.

3


3

5. Сценическое внимание и фантазия.

4


4

6. Внимание в жизни и на сцене.

2


2

7. Воспитание сценического внимания.

6


6

8. Этюды.

5

1

4


Память.


18


3


15

1. Виды памяти.

1

1


2. Наглядно – образная память.

1


1

3. Разносторонняя память.

1


1

4. Эмоциональная память.

1


1

5. Двигательная память.

2


2

6. Контроль за движениями.

2


2

7. Полуавтоматическое управление движений.

1


1

8. Внимание и память в создании образа.

3

1

2

9. Естественное физическое поведение в роли.

1


1

10. Создание образа.

2


2

11. Отбор средств актерской выразительности.

3

1

2


Актерское мастерство. Психофизические качества


18


4


14

1. Психофизические качества.

1

1


2. Сила. Скорость. Темп сценического действия.

2


2

3. Свойства личности персонажа.

3

1

2

4. Ловкость. Координация движений.

2


2

5. Гибкость. Подвижность. Быстрота реакции.

2


2

6. Ритмичность. Слуховое восприятие ритма.

3

1

2

7. Зрительное восприятие ритма.

1


1

8. Мышечно-осязательное восприятие ритма.

1


1

9. Имитация.

3

1

2






Мастерство актера. Техника простых двигательных навыков.



24


5


19

1. Простые двигательные навыки.

1

1


2. Изучение правильности осанки.

1


1

3. Упражнения для формирования правильности осанки.

3


3

4. Походка. Техника правильной походки.

3


3

5. Положение тела в позах сидя.

2

1

1

6. Жесты. Целесообразность жестов.

2

1

1

7. Выразительность рук. Свобода движений.

1


1

8. Зажимы.

3

1

2

9. Выражение жизни героя при помощи тела.

5

1

4

10. Общеразвивающие упражнения.

2


2

11. Выразительность образа.

1


1

ИТОГО

136

20

116









Тематический план.

Второй год обучения.


Тема

Всего часов

Теория

Практика


Сценическая речь. Роль дыхания в развитии голоса.


17


4


13

1. Роль дыхания в развитии голоса.

1

1







2. Работа над дыханием. Тренировка мышц дыхательного аппарата.

2


2

3. Статические дыхательные упражнения.

4


4


4. Ровность звучания голоса по всему диапазону.

3

1

2

5. Три регистра в драматическом голосе.

2

1

1


6. Центральное звучание голоса.

2


2


7. Роль слуха в развитии голоса.

1

1



8. Упражнения в развитии голоса.

2


2



Актерское мастерство. Сценическая свобода.



20


2


18

1. Система Станиславского.

1

1



2. Природа сценического переживания.

1


1


3. Связь между физической и психической энергией.

1

1


4. Свобода внешняя и внутренняя.

2


2

5. Мускульная свобода и сценическое внимание.

2


2

6. Освобождение мускулов от излишнего напряжения.

3


3

7. Сознательные волевые усилия, направленные на овладение заданным объектом внимания.

2


2

8. Воспитание сценической свободы.

8


8



Сценическая речь. Постановка голоса.



18


2


16


1. Речевой и певческий голос.

1

1



2. Характеристика речевого голоса.

1

1



3. Упражнения в развитии голоса. Общеукрепляющие упражнения.

2


2

4. Дыхательные упражнения.

2


2


5. Упражнения для активизации резонаторной деятельности речевого аппарата.

3


3

6. Дыхательные упражнения для воспитания правильной осанки.

3


3

7. Работа над ролью.

6


6



Актерское мастерство. Сценическая вера.



26


4


22

1. Сценическая вера.

1

1



2. Убежденность актера – необходимое условие убедительности его игры.

2


2

3. Творческая вера актера.


2

1

1

4. Образ и актер.


2

1

1

5. Сценическое оправдание.


2

1

1

6. Случайности на сцене и их оправдание.

2



2

7. Специфика актерского воображения.

2


2


8. Воспитание сценической веры.


8


8

9. Схема физических действий актера.

2


2


10. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти, проницательности.

3


3


Актерское мастерство.

Сценическое отношение и оценка фактов.



27


5


22


1. Сценическое отношение – путь к образу.

1

1



2. Творческое преобразование объекта.


2

1

1

3. Сценические отношения – основа действия. Два вида отношений.

3

1

2


4. Оценка фактов.

2

1

1


5. Зарождение сценического действия.

2


2


6. Упражнения на установление отношений и оценку фактов.

6


6

7. Сценическая образность.

2

1

1


8. Образное раскрытие роли.

4


4


9. Воплощение образности.

5


5



Актерское мастерство.

Техника сложных двигательных навыков.



28


6


22

1.Целенаправленность физического действия.


1

1


2. Освобождение мышц.

4

1

3


3. Непрерывность и прерывность движения.

4

1

3


4. Характер движения.

2

1

1


5. Рече-двигательная и вокально-двигательная координация.

7

1

6

6. Скульптурность в сценическом действии.


4

1

3





7. Упражнения в развитии сложных двигательных навыков.

6


6

ИТОГО

136

22

114








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бояджиев Г. Душа театра. – М.: Молодая гвардия, 1974.-С. 50-251.

  2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение, 1973.-С. 3-200.

  3. Краткий словарь по эстетике./Под ред. М.Ф.Овсянникова - М.: Просвещение, 1983.- 223с.

  4. Культура речи на сцене и на экране/ Под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Наука, 1986 . - 188с.

  5. Максимова В.А. Жизнь. Актер. Образ. – М.: Знание,1984. – 126с.

  6. Немирович-Данченко В.И. В.И.Немирович-Данченко о творчестве актера. – М.: Искусство, 1984.- 623с.

  7. Опарина Н. Театр- это волшебный край.//Народное образование №2-2001.- С.211-216.

  8. Основы сценического движения./ Под ред. И.Э. Коха – М.: Просвещение, 1976.- 222с.

  9. Плотников Н.С. Актер и его работа. – М.: ВТО, 1982.- 231с.

  10. Словарь иностранных слов. – Л.: Русский язык, 1989. С.23 –548.

  11. Соболевская О.С. Станиславский работает, беседует, отдыхает. – М.:1988.- 367

  12. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: Искусство, 1985.-479с.

  13. Станиславский К.С. Из записных книжек. – М.: ВТО, 1986.- С.3-36.

  14. Сценическая речь./ Под ред. И.П. Козляниновой. – М.: Просвещение, 1976.-336с.

  15. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. – Л.: Искусство, 1984.- Т.1 -С.18-221 Т. 2-С.32 - 51

  16. Энциклопедический словарь юного зрителя./ Под ред. Мининой Т.П., Таттар Г.В. – М.: Педагогика, 1989.- 416с.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ


1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Мол. Гвардия,1981.

2. Авров Д.Н. Спектакль и зритель. – М.:Просвещение,1985.

3. Акимов Н.П. Театральное наследие / Под ред. С.Л. Цимбула - Л., Искусство, 1978.

4. Анастасьев А.Н. Театр и время. – М.: Искусство,1985

5. Брудный Д.А. Беседы о театре. - Л.: просвещение,1983.

6. Вайнштейн М.П. Молодежи о театре. – М.: Искусство, 1980.

7. Дмитриевский В.Н. Театр уж полон. – Л.: Искусство, 1982.

8. Докутович Б.Н. Актер и роль. – М.: Искусство, 1983.

9. Корниенко Н. Театр сегодня – театр завтра.- Киев:Мистецво, 1986.-221с.

10. Никулин Ю. Почти серьезно.- М.: Искусство, 1986.-623с.

11. Пименов В.Ф. Народные артисты. – М.: Искусство, 1986.-161с.

12. Попов Б. Один на один со зрителем. – М.: Искусство, 1988.-186с.

13. Соболевская О.С. Станиславский работает, беседует, отдыхает.-

М.:1988.- 367с.

14. Энциклопедический словарь юного зрителя./ Под ред. Мининой Т.П.,

Таттар Г.В. – М.: Педагогика, 1989.- 416с.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Гимнастика для губ.

1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое небо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть плохо опускается, положить локти на стол, подбородком опереться на кисти и, опуская нижнюю челюсть, стараться челюстью преодолеть препятствие, созданное руками.

Затем выполняем упражнения, рассчитанные на борьбу с вялыми, неподвижными губами.

2.Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

3.Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам, обнажая нижние зубы, челюсть не напряжена.

4.Чередовать движения верхней т нижней губ:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы),

б) нижнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы),

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты.

5.Исходное положение: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена).

Верхняя губа, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край верхней губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение. Все внимание должно быть направлено на скользящее движение

верхней губы.

6. Исходное положение то же. Нижняя губа, закрывая нижние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержавшись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и возвращается в исходное положение.

7.Одновременное скользящее движение обеих губ. Исходное положение и характер движений такие же, как в 5-м и 6-м упражнениях.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Работа над пословицами.

Задание. Сделайте логический разбор каждой пословицы. Наметьте логические паузы и выделите слова, которые выражают главную мысль, чтобы произносить фразу по смысловым группам (речевым звеньям, тактам). Решите, с какой задачей вы будете произносить данную пословицу, к каким фактам жизни можно ее отнести.

Каждая пословица, предложенная вам, фиксирует внимание на одном- двух гласных, которые повторяются в данной пословице в нескольких словах, как в ударном, так и в безударном положении. Отработайте и выучите наизусть 2- 3 пословицы (или поговорки) на каждый звук.

а, я

Ворона из-за моря летала, а ума не достала.

Желанному гостю - горячий привет, незванному гостю – хозяина дома нет.

Язык болтает, а голова не знает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Спрашивай не старого – спрашивай бывалого.


о , е

Работай до поту, так и поешь в охоту.

Не тот умен, кто много говорит, а тот , кто попусту слов не тратит.

На языке мед, а под языком лед.

Это еж – его руками не возьмешь.

Соврешь – не помрешь, да вперед не поверят.



и,ы

С родной земли умри - не сходи.

Каковы встречи, таковы и речи.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Поспешишь – людей насмешишь.


е

Без дела жить – только небо коптить.

Ученье без уменья – не польза, а беда.

Велик телом, да мал делом.


у, ю

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Беды мучат, да уму учат.

Думай ввечеру – делай поутру.

Умный любит учиться, а глупый учить.

За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

Услуга за услугу – помочь хотим друг другу.








ПРИЛОЖЕНИЕ 3.


Слоговые упражнения на б – п, п' - б'.

Пэ па по пу пы пи пе пя пе пю

Бэ ба бо бу бы би бе бя бе бю

Бэп бап боп буп бып бипь бепь бяпь бепь бюпь

Двойные взрывные (или смычные) согласные – пп , бб произносятся слитно, с так называемым «долгим затвором». Каждое двухсложное сочетание надо произносить с ударением на первом слоге.

Пэббэ пабба поббо пуббу пыббы

Бэппэ баппа боппо буппу быппы

Бэп бап боп буп бып

Слоговые упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких п –б:

Пэ – пе па-пя по-пе пу- пю пы- пи

Бэ-бе ба- бя бо- бе бу- бю бы- би

Пословицы и поговорки для тренировки твердых и мягких звуков п-б:

Береги бровь, глаз цел будет.

Лучше врага бить, чем битым быть.

Трус – что плохой пес: хвост поджал и убежал.

На народ плевать – себе в глаз попадешь.

К доброму плохое не пристало.

Контрольные тексты:

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До свету все у него пляшет:

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попенок зовет его тятей;

Кашу сварит, нянчится с дитятей.

А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его балде».


Как пошли повсюду слухи,

Что треплю я шибко лен,

Первым делом мне, старухе,

Подарили патефон. А.Твардовский «РассказМатрены».






















ПРИЛОЖЕНИЕ 4.


Скороговорки.


От топота копыт пыль по полю летит.

Маланья - болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не баболтала.

В Луку Клим луком кинул.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не коли дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Купи кипу пик.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Шли три попа, три Прокопия- попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокоия- попа, про Прокопьевича.

Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал , да зарапортовался.

Протокол под протокол протоколом запротоколировали.

Осип охрип. Архип осип.

Около кола- колокола.

Либретто «Риголетто».

Король-орел.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Рассказать вам про покупки? –Про какие про покупки? –Про покупки, про покупочки мои?

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоколовать.

Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.


Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.


Трошкина шавка

Укусила Пашку.

Бьет Пашка шапкой

Трошкину шавку.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Тексты для работы над свистящими и шипящими согласными.

Всякое семя знает свое время.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

На чужой стороне и весна не красна.

Покуда солнышко взойдет, роса очи выест.

Один с сошкой – семеро с ложкой.

Всяк кузнец своего счастья.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Мягко стелет, да жестко спать.

Когда хозяин вблизи, и кошка справится с собакой.

Не все золото, что блестит.

Сверху ясно, снизу грязно.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

У попа на устах пост, а в зубах куриный хвост.

Хвастать - не косить, спина не заболит.

За своим языком не поспеешь и босиком.

Знала бы соседка – узнает и наседка.

Сам поет, сам слушает, сам и хвалит.

Азбуки не знает, а читать садится.

Сказал – что узлом завязал.

Оглянулся назад – одни спицы лежат.

Пришел сон из семи сел, пришла лень из семи деревень.

Литературные тексты для тренировки длинного выдоха.

Считалки:

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

На зеленом кусту,

На дубовом мосту

По лебедю крылатому,

По волку лохматому.

Волк в лес бежит,

Лебедь за море летит.


Присказки:

Начинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего коурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

С боку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Долговорки:

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее пож мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост-

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет! (и т. д.)

Стихотворения:

Целый месяц под дождем

Мокнет крыша, мокнет дом,

Мокнут листья и цветы,

Мокнут лужи и зонты,

Мокнут парки и поля,

Мокнет мокрая земля.

И далеко от земли

Мокнут в море корабли

В.Левин «Маленькая песня о большом дожде».











ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.



Вкус эстетический – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок.

Вымысел художественный – продукт творческого воображения, фантазии, представляющий собой нечто новое в произведении искусства по отношению к реально существующему.

Выразительность в искусстве – свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров.

Гениальность художественная ( от лат. Genus – гений) – высшая степень одаренности личности, проявляющаяся в художественном творчестве, имеющем общечеловеческое значение.

Грация (лат. gratia – приятность, прямота) – эстетический термин, обозначающий особый, внутренний вид красоты, проявляющийся с помощью движения.

Грим (фр. grimer подкрашивать лицо) –1).искусство изменения лица актера при помощи специальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика соответственно исполняемой роли; 2).специальные косметические средства, а также наклейки, накладки и т.п., применяемые главным образом актерами.

Дебют (фр. debut) – первое публичное выступление артиста; первое выступление на любом поприще.

Декорация – художественное оформление спектакля средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники и др.

Дикция (лат. dictio произнесение) – произношение, степень отчетливости в произношении слов, слогов и звуков в разговоре, пении, художественном чтении и т.п.

Драматическое (от греч. Drama букв.Действие; жанр серьезной остроконфликтной пьесы или наименование пьесы вообще) – эстетическая категория систем, отражающая напряженное противоборство различных сил, тенденций и т.д.

Жанр (от фр. Genre род, вид) понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства.

Имитация (лат. imitatio) – 1).подражение кому-либо, чему-либо, воспроизведение; 2).подделка; 3).музыкальное повторение мелодии, прозвучавшей в каком-либо голосе, другими голосами в точном или неточном воспроизведении, в иных разнообразных вариантах.

Имитировать (лат. imitare) – 1).подражать, воспроизводить с возможной точностью; 2).подделывать.

Импровизация (от лат. improviso – неожиданно, внезапно) – особый способ художественного творчества: сочинение в процессе исполнения без предварительной подготовки, свободное фантазирование на определенную тему.

Интермедия – представление, обычно комедийного характера, разыгрываемое между действиями спектакля.

Интерпретация – в искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. – творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Ирония – (от греч. eironeia притворство) термин, обозначающий разновидность комического, а также один из способов создания комедийного образа.

Комическое (от греч. Komikos – смешной) – одна из основных эстетических категорий, отражающие жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают.

Конфликт художественный (лат. conflictus –столкновение, разногласие, спор) – изображение и воплощение в искусстве острой борьбы, столкновения, противоположенных интересов, страстей, стремлений, действий, характеров.

Локомоция (лат. locus место + motio движение) – совокупность согласованных (координированных) движений, с помощью которых животные и человек активно перемещаются в пространстве; разновидностями локомоции являются ходьба, полет, плаванье и др.

Отражение художественное – познание или отражение действительности в искусстве.

Пародия – термин, обозначающий один из видов комического искусства, ироническое или сатирическое подражание художественному произведению, писателю, стилю. Она встречается практически во всех видах искусств: литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.

Пластичность – понятие, характеризующее выразительность, гармонию, изящество движений, форм.

Мимика – искусство актера передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

Миниатюра - небольшое литературное, музыкальное произведение или театральная сценка (скетч, интермедия)

Репетировать – (нем. repetieren / лат. repetere повторять) – проводить репетицию, разучивать что-либо, готовясь к публичному выступлению.

Репетиция – подготовка, а также пробное исполнение отдельной сцены,акта спектакля, концерта и т.д.

Реплика в спектакле – фраза, которую актер произносит в ответ на слова партнера; слова персонажа, за которыми следует речь другого действующего лица.

Ритм – закономерное повторение тождественных и аналогичных компонентов через равные и соизмеримые интервалы в пространстве или во времени.

Самодеятельность художественная – вид народного творчества; художественное творчество людей, не являющихся профессиональными артистами, художниками и занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии.

Скетч (англ. sketchy- набросок) – небольшая эстрадная пьеса шутливого содержания.

Талант художественный – способность человека, проявляющаяся в художественном творчестве, социально детерминированное неповторимое единство эмоциональных и интеллектуальных особенностей художника.

Творческий процесс в искусстве – непосредственная деятельность художника, в результате которой создается художественное произведение.

Театральное искусство (греч. Theatron – место для зрелищ) –вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актерами перед зрителями.

Тембр – окраска или характер звука голоса, музыкального инструмента, зависящие от того, какие обертоны сопутствуют основному звуковому тону.

Темп – 1).абсолютная скорость исполнения музыкального произведения – скорость движения; 2).скорость осуществления чего-либо; интенсивность развития, быстрота движения; степень быстроты в исполнении какого-либо дела, задания.

Трагедия – один из основных видов театрального искусства и литературно – драматического творчества. Характерными типологическими жанровыми признаками трагедии является глубокий драматический кон6фликт.

Фонограмма – запись звука (речи, музыки, условного сигнала), сделанная на грампластинку, магнитофонной ленте, кинопленке и т.д.





ПРИЛОЖЕНИЕ № 7

Разработка урока

Тема: Значение резонирования и артикуляции в работе по развитию голоса.

Цели: Учить ровному звучанию по всему диапазону.

Развивать речевой голос.

Воспитывать дружеское отношение друг к другу.

- Развивая речевой голос, следует иметь представление об артикуляции и резонировании.

Резонированием называется максимальная концентрация звуковых волн. Резонаторами являются: грудная клетка, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа с придаточными полостями. В процессе речи все части резонаторно -артикуляционного аппарата находятся в тесной связи. Особое требование, предъявляемое к речевому голосу, - это ровность его звучания по всему диапазону, дикция должна быть четкой.

1. Упражнение по разминке резонаторов. Сядьте ровно, вдохнули, начнем упражнение: З-з-з-м-м-м-м…

2. Гимнастика языка. (см. приложение)

3. Слоговые упражнения.

4. Скороговорки.

5. Тренировка голоса в повышении и понижении на коротких стихотворных строчках.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

Каждую строчку текста постепенно повышать до удобной для всех вас верхней ступени диапазона и затем так же понижать до исходной высоты звучания. Перед каждой строчкой необходимо взять дыхание.

  1. Работаем над сценкой «Колобок».

Текст сценки:

Ведущий: Жили-были дед да баба

На полянке у реки.

И любили очень-очень

На сметанке колобки.

Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила,

А у маленькой у внучки

Колобок катался в ручках.

Внучка: Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

Бабка: Очень круглый, очень вкусный.

Ведущий: Мышка по лесу бежала,

Колобочек увидала:

Мышка: Ах, как пахнет колобочек,

Дайте мышке хоть кусочек.

Дед: С колобком забот немало,

Скачет, глупый, где попало.

Бабка: Может в лес он укатится,

Может съесть его лисица.

Внучка: Лучше взять наш колобочек

И спрятать под замочек.

Дед: И тогда из – под замочка

Не украсть ей колобочка.



- Расскажите о своих героях.

Главная задача ведущего- донести до зрителя отношение к действующим лицам.

- Дед какой? ( Хозяйственный, ворчливый, заботливый…)

- Какая бабка? ( Трудолюбивая, заботливая, бережливая…)

- Какая внучка? (Любит вкусно поесть, заботливая, экономная…)

- Какая мышка? ( Голодная, хитрая, попрошайка, обидчивая…)

Читаем текст по ролям.

- Вы должны болеть за своего героя, жить его жизнью на сцене, взволнованно относясь ко всему, что происходит с ним. Актер должен за скупыми словами автора увидеть облик героя, воссоздать во всей полноте предполагаемые обстоятельства, весь тот широкий, емкий «второй план», который скрывается за текстом.

Репетируем (ищем нужные мизансцены, работаем над ролью, следим за дикцией…)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа "Сценическое мастерство"

Автор: Опейкина Екатерина Николаевна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Авторская программа "Сценическое мастерство""
    ["seo_title"] => string(50) "avtorskaia_proghramma_stsienichieskoie_mastierstvo"
    ["file_id"] => string(6) "442843"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1512663688"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа объединения дополнительного образования «РОДНИЧОК» "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-obiedinieniia-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-rodnichok"
    ["file_id"] => string(6) "134709"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416772004"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Программа студии "Театр Буратино" "
    ["seo_title"] => string(33) "proghramma-studii-tieatr-buratino"
    ["file_id"] => string(6) "221053"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435028915"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа «Хореография для кадетских классов»"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia-proghramma-khorieoghrafiia-dlia-kadietskikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266729"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450212057"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Сценарий конкурсной программы «С мамой вместе»"
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii_konkursnoi_proghrammy_s_mamoi_vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "410322"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1492603092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства