kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика преподавания словесного действия в колледже культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика преподавания словесного действия

 

Станиславский К.С. придавал огромное значение слову на сцене; он указывал: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

Чтобы довести до зрителя в художественной форме мысли автора, заложенные в пьесе, чтобы убедить, увлечь, захватить ими зрителя, актеру и чтецу необходимо владеть словом и всеми средствами его выразительности.  Сценическое слово неразрывно связанно с целым рядом элементов актерского мастерства. Если участники спектакля или чтец не владеют словесным действием будет плохая слышимость текста; за произношением текста не стоят видения – бедность, сухость речи, ее заторапливаемость; не верные логические ударения - потерян смысл, неудовлетворительная дикция – превращение сценической речи в невнятное бормотание. В результате полный провал спектакля. Тезис Станиславского К.С.: «Актер должен уметь говорить», должен стать для руководителя девизом в работе с творческим коллективом.

Руководитель должен прежде обратить внимание на состояние речевого аппарата каждого участника. (К речевому аппарату относятся губы, язык, голосовые связки, глотка, нижняя челюсть, маленький язычок, полость рта и носа). На первой же встрече следует разъяснить новичку, что работа по исправлению недочетов произношения  - работа долгая и упорная.

Работу по сценической речи нельзя сводить к исправлению явных недочетов. Даже правильная, но бытовая речь не имеет права существовать на сцене. Текст пьесы дает исполнителю художественную речь. Это требует от выступающих на сцене многих качеств: звучности голоса, ясности и четкости дикции, плавности, ритмичности – всего что способствует выразительности речи. Каждый участник коллектива должен понять, что речь – это главное орудие актерского мастерства.

Специальные занятия по речи должны так же прочно войти в практику драматических коллективов, как в танцевальных – тренаж у станка.

Руководитель обязан ясно представлять все разделы учебно- воспитательной работы в области речи, уметь ее планировать и учитывая состав коллектива, использовать различные формы и методы.

Первым условием при котором, вопрос о культуре сценической речи может быть поставлен на должную высоту, является знание родного языка. Для этого необходимо обогатить собственный запас слов. Если на низкой ступени развития первобытные люди обходились сотнями слов, то обычный «запас» современного культурного человека составляет от 2 до 5 тысяч слов. Гениальные писатели имели в своем активном словаре 15-20 тысяч слов.

 Чтение художественной литературы, выступление с устными докладами, анализ стиля литературных произведений, работа со словарями (общими, специальными, иностранных слов), знакомство с народным творчеством (сказки, былины …) – вот примерный перечень источников расширения словаря. Встретилось незнакомое слово – тотчас же следует найти ему разъяснение в словаре, выписать в специальную тетрадь. Впоследствии это слово может употребляться в собственной речи.

Существует мудрое высказывание о том, что чужой язык можно изучить за шесть лет, но родной необходимо изучать всю жизнь.

Следует нацелить учащихся  наблюдать за речью окружающих и установить строгий самоконтроль.

Основными разделами изучения сценической речи являются элементы техники речи. Рекомендуется изучать их в такой последовательности: 1) орфоэпия; 2) дикция; 3) дыхание; 4) голос; 5) логика речи.

Орфоэпия – литературное общепринятое произношение. Известно, что при произнесении мы в каждом слове различаем один ударный слог, а затем остальные, неударные. Звучание ударных слогов в произношении иногда очень отличаются от их написания. Изменяются они согласно существующим нормам. Пример: неударный звук «о» произносится как «а», не «вода», а «вада». Слова «скучно», «что», «конечно» принято произносить, как «скушно», «што», «конешно».

Особую трудность представляет о выборе правильного ударения в слове. «Одновременно» - «одновременно»(оба правильно), «жалюзи»-«жалюзи».

Педагог должен помнить, что только на конкретных, постоянно повторяемых примерах изучаемые нормы будут запоминаться. Постоянный контроль над произношением. Практикуется: ведение дневника, где отмечаются неправильно произносимые слова и их исправления; словесные исправления; карточки с заданиями (орфоэпический разобрать слова). Нормы современного литературного произношения регламентируются языковедческими справочниками и словарями, помогающие овладеть правильно разговорной речью.

Задача сценического произношения чрезвычайно многообразны. Ведь со сцены звучит не только современная правильная речь, но и речь неправильная, свойственная людям различных социальных категорий, возрастов, профессий, жителям различных местностей. Актер призван воплощать и образы прошлого в пьесах разных жанров и стилей. Профессор Е.Ф. Сарычева высказывает мысль: « Актеру совершенно необходимо овладеть тончайшими оттенками особенностей языка, а стало быть, изучить законы произношения и речи разных слоев общества».

Дикция. Как бы актер не трактовал свою роль, какому бы методу не следовал его элементарный профессиональный долг – донести авторский текст до зрителей без потерь. Достигается это прежде всего хорошей дикцией, отчетливым и внятным произношением. Неясность дикции, наличие какого либо недостатка (картавость, шепелявость и т.д.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи.

Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального устройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции. Тренировочная работа по дикции должна проводится до конца обучения в коллективе. Задача групповых занятий – поддержание и развитие приобретенных навыков обязательных для всех. Индивидуальные – исправление своих недостатков. Прежде следует проводить подготовительные упражнения для губ и языка («пяточок», «ы»…) Тренироваться в достижении четкости своей речи можно на текстах пословиц, поговорок, стихотворений, прозаических отрывков, скороговорках.

Дыхание. Тренированное дыхание _ это умение актера целесообразно его расходовать. Развивать следует глубокое, объемное дыхание – диафрагматическое. (Упражнения: «шарик», «комарик», «свеча»…)

Голос – выразитель чувств, темперамента. Гибкость голосовых данных- умение интонировать. Под постановкой голоса подразумеваются всестороннее развитие и укрепление силы, объема, звучности, гибкости, выносливости его. Драматический актер или чтец тренирует голос преимущественно речевыми, полунапевными, певческими упражнениями.

Логика речи. Задача – наиболее точное и ясное содержание мысли текста. Важно уловить скрытый подтекст. Для овладения элементами логики речи существуют приемы расчленения сложной мысли на составные части - речевые такты постановка ударений, пауз, уяснение авторской перспективы и т.д.

Не следует торопиться с переходом к следующему разделу, если недостаточно прочно усвоено предыдущее. Каждое занятие рекомендуется начинать с повторения пройденного.

Пройдя весь курс, каждый составляет свою «зарядку», основываясь на знании своих индивидуальных недочетов. Она может выглядеть так:

  • 2-3 упражнения лицевой гимнастики-1 мин.;
  • гласное в сочетании с согласными (р, т)-3 мин.;
  • 2-3 скороговорки, осмысленные (с постановкой различных задач), очень медленно, беззвучно, шепотом-5 мин.;
  • могут войти чтение нараспев стихотворных строчек.

       Самостоятельным разделом должна быть работа над художественным чтением. Здесь особенно важно подобрать литературный материал (басни, стихотворения, отрывки из прозы …)

Критерии выбора произведений:

  • идейность, художественная ценность;
  • учет психологических и физических особенностей ученика;
  • вкусы и интересы;
  • доступность материала и т. д.

    Художественное чтение способствует дальнейшему развитию как внутренней техники, так и внешней. Здесь исполнитель поймет всю важность предварительной работы над дикцией, логикой и т. д.

 Важно давать оценку чтению.

Требования к чтению  и его оценка:

  • Простота, естественность;
  • Проникновение в идейно-художественное  содержание произведения в меру доступности ученика данного возраста;
  • Четкая передача мыслей автора;
  • Выявление своего отношения к читаемому;
  • Активное общение со слушателями;
  • Четкое и правильное произношение;
  • Передача специфики жанра и стиля произведения;
  • Умение правильно использовать диапазон голоса.

         Все относительно достигнутого большинством класса уровня.

В занятие по сценической речи должно быть привлечено все богатство нашей культуры - художественная литература. Радио, телевидение, специальные лекции и доклады. Технические средства: магнитофон, видео, на которых легко воспроизводить, демонстрировать выступления кружковцев.

Организация тренировочных занятий с коллективом всецело зависит от местных условий. По форме занятия различны: групповые, в большей степени индивидуальные. Плюсы групповых занятий – учащиеся заражаются единым положительным настроем (успех одного передается другим). Стимулируя их на работу. Обсуждение выступления в коллективе.

В годовом плане руководитель сможет предусмотреть: приглашение лектора, коллективное прослушивание мастера слова, подготовку литературного вечера, подготовка ведущих к концерту, изготовление наглядных пособий - таблицы по орфоэпии, дикции; не менее интересно, сделать выписки из высказываний мастеров сцены о слове, изучение мемуаров и т. д. и т.п. Учебно – воспитательная работа по речи будет интересной, если будет использован весь арсенал форм, методов, средств обучения.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания словесного действия в колледже культуры »

Методика преподавания словесного действия


Станиславский К.С. придавал огромное значение слову на сцене; он указывал: «Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

Чтобы довести до зрителя в художественной форме мысли автора, заложенные в пьесе, чтобы убедить, увлечь, захватить ими зрителя, актеру и чтецу необходимо владеть словом и всеми средствами его выразительности. Сценическое слово неразрывно связанно с целым рядом элементов актерского мастерства. Если участники спектакля или чтец не владеют словесным действием будет плохая слышимость текста; за произношением текста не стоят видения – бедность, сухость речи, ее заторапливаемость; не верные логические ударения - потерян смысл, неудовлетворительная дикция – превращение сценической речи в невнятное бормотание. В результате полный провал спектакля. Тезис Станиславского К.С.: «Актер должен уметь говорить», должен стать для руководителя девизом в работе с творческим коллективом.

Руководитель должен прежде обратить внимание на состояние речевого аппарата каждого участника. (К речевому аппарату относятся губы, язык, голосовые связки, глотка, нижняя челюсть, маленький язычок, полость рта и носа). На первой же встрече следует разъяснить новичку, что работа по исправлению недочетов произношения - работа долгая и упорная.

Работу по сценической речи нельзя сводить к исправлению явных недочетов. Даже правильная, но бытовая речь не имеет права существовать на сцене. Текст пьесы дает исполнителю художественную речь. Это требует от выступающих на сцене многих качеств: звучности голоса, ясности и четкости дикции, плавности, ритмичности – всего что способствует выразительности речи. Каждый участник коллектива должен понять, что речь – это главное орудие актерского мастерства.

Специальные занятия по речи должны так же прочно войти в практику драматических коллективов, как в танцевальных – тренаж у станка.

Руководитель обязан ясно представлять все разделы учебно- воспитательной работы в области речи, уметь ее планировать и учитывая состав коллектива, использовать различные формы и методы.

Первым условием при котором, вопрос о культуре сценической речи может быть поставлен на должную высоту, является знание родного языка. Для этого необходимо обогатить собственный запас слов. Если на низкой ступени развития первобытные люди обходились сотнями слов, то обычный «запас» современного культурного человека составляет от 2 до 5 тысяч слов. Гениальные писатели имели в своем активном словаре 15-20 тысяч слов.

Чтение художественной литературы, выступление с устными докладами, анализ стиля литературных произведений, работа со словарями (общими, специальными, иностранных слов), знакомство с народным творчеством (сказки, былины …) – вот примерный перечень источников расширения словаря. Встретилось незнакомое слово – тотчас же следует найти ему разъяснение в словаре, выписать в специальную тетрадь. Впоследствии это слово может употребляться в собственной речи.

Существует мудрое высказывание о том, что чужой язык можно изучить за шесть лет, но родной необходимо изучать всю жизнь.

Следует нацелить учащихся наблюдать за речью окружающих и установить строгий самоконтроль.

Основными разделами изучения сценической речи являются элементы техники речи. Рекомендуется изучать их в такой последовательности: 1) орфоэпия; 2) дикция; 3) дыхание; 4) голос; 5) логика речи.

Орфоэпия – литературное общепринятое произношение. Известно, что при произнесении мы в каждом слове различаем один ударный слог, а затем остальные, неударные. Звучание ударных слогов в произношении иногда очень отличаются от их написания. Изменяются они согласно существующим нормам. Пример: неударный звук «о» произносится как «а», не «вода», а «вада». Слова «скучно», «что», «конечно» принято произносить, как «скушно», «што», «конешно».

Особую трудность представляет о выборе правильного ударения в слове. «Одновременно» - «одновременно»(оба правильно), «жалюзи»-«жалюзи».

Педагог должен помнить, что только на конкретных, постоянно повторяемых примерах изучаемые нормы будут запоминаться. Постоянный контроль над произношением. Практикуется: ведение дневника, где отмечаются неправильно произносимые слова и их исправления; словесные исправления; карточки с заданиями (орфоэпический разобрать слова). Нормы современного литературного произношения регламентируются языковедческими справочниками и словарями, помогающие овладеть правильно разговорной речью.

Задача сценического произношения чрезвычайно многообразны. Ведь со сцены звучит не только современная правильная речь, но и речь неправильная, свойственная людям различных социальных категорий, возрастов, профессий, жителям различных местностей. Актер призван воплощать и образы прошлого в пьесах разных жанров и стилей. Профессор Е.Ф. Сарычева высказывает мысль: « Актеру совершенно необходимо овладеть тончайшими оттенками особенностей языка, а стало быть, изучить законы произношения и речи разных слоев общества».

Дикция. Как бы актер не трактовал свою роль, какому бы методу не следовал его элементарный профессиональный долг – донести авторский текст до зрителей без потерь. Достигается это прежде всего хорошей дикцией, отчетливым и внятным произношением. Неясность дикции, наличие какого либо недостатка (картавость, шепелявость и т.д.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи.

Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального устройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции. Тренировочная работа по дикции должна проводится до конца обучения в коллективе. Задача групповых занятий – поддержание и развитие приобретенных навыков обязательных для всех. Индивидуальные – исправление своих недостатков. Прежде следует проводить подготовительные упражнения для губ и языка («пяточок», «ы»…) Тренироваться в достижении четкости своей речи можно на текстах пословиц, поговорок, стихотворений, прозаических отрывков, скороговорках.

Дыхание. Тренированное дыхание _ это умение актера целесообразно его расходовать. Развивать следует глубокое, объемное дыхание – диафрагматическое. (Упражнения: «шарик», «комарик», «свеча»…)

Голос – выразитель чувств, темперамента. Гибкость голосовых данных- умение интонировать. Под постановкой голоса подразумеваются всестороннее развитие и укрепление силы, объема, звучности, гибкости, выносливости его. Драматический актер или чтец тренирует голос преимущественно речевыми, полунапевными, певческими упражнениями.

Логика речи. Задача – наиболее точное и ясное содержание мысли текста. Важно уловить скрытый подтекст. Для овладения элементами логики речи существуют приемы расчленения сложной мысли на составные части - речевые такты постановка ударений, пауз, уяснение авторской перспективы и т.д.

Не следует торопиться с переходом к следующему разделу, если недостаточно прочно усвоено предыдущее. Каждое занятие рекомендуется начинать с повторения пройденного.

Пройдя весь курс, каждый составляет свою «зарядку», основываясь на знании своих индивидуальных недочетов. Она может выглядеть так:

  • 2-3 упражнения лицевой гимнастики-1 мин.;

  • гласное в сочетании с согласными (р, т)-3 мин.;

  • 2-3 скороговорки, осмысленные (с постановкой различных задач), очень медленно, беззвучно, шепотом-5 мин.;

  • могут войти чтение нараспев стихотворных строчек.

Самостоятельным разделом должна быть работа над художественным чтением. Здесь особенно важно подобрать литературный материал (басни, стихотворения, отрывки из прозы …)

Критерии выбора произведений:

  • идейность, художественная ценность;

  • учет психологических и физических особенностей ученика;

  • вкусы и интересы;

  • доступность материала и т. д.

Художественное чтение способствует дальнейшему развитию как внутренней техники, так и внешней. Здесь исполнитель поймет всю важность предварительной работы над дикцией, логикой и т. д.

Важно давать оценку чтению.

Требования к чтению и его оценка:

  • Простота, естественность;

  • Проникновение в идейно-художественное содержание произведения в меру доступности ученика данного возраста;

  • Четкая передача мыслей автора;

  • Выявление своего отношения к читаемому;

  • Активное общение со слушателями;

  • Четкое и правильное произношение;

  • Передача специфики жанра и стиля произведения;

  • Умение правильно использовать диапазон голоса.

Все относительно достигнутого большинством класса уровня.

В занятие по сценической речи должно быть привлечено все богатство нашей культуры - художественная литература. Радио, телевидение, специальные лекции и доклады. Технические средства: магнитофон, видео, на которых легко воспроизводить, демонстрировать выступления кружковцев.

Организация тренировочных занятий с коллективом всецело зависит от местных условий. По форме занятия различны: групповые, в большей степени индивидуальные. Плюсы групповых занятий – учащиеся заражаются единым положительным настроем (успех одного передается другим). Стимулируя их на работу. Обсуждение выступления в коллективе.

В годовом плане руководитель сможет предусмотреть: приглашение лектора, коллективное прослушивание мастера слова, подготовку литературного вечера, подготовка ведущих к концерту, изготовление наглядных пособий - таблицы по орфоэпии, дикции; не менее интересно, сделать выписки из высказываний мастеров сцены о слове, изучение мемуаров и т. д. и т.п. Учебно – воспитательная работа по речи будет интересной, если будет использован весь арсенал форм, методов, средств обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика преподавания словесного действия в колледже культуры

Автор: Бирюкова Светлана Викторовна

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства