Использование педагогических технологий для развития творческих способностей младших школьников
Использование педагогических технологий для развития творческих способностей младших школьников
Таким образом в своей работе использую следующие современные образовательные технологии: проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской деятельности), коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве), технологии имитационно-моделирующего обучения (учебные игры), информационно-коммуникационными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических технологий для развития творческих способностей младших школьников»
Использование педагогических технологий
для развития творческих способностей младших школьников
Самым массовым и популярным в системе дополнительного образования было и остается художественно-эстетическое направление. Его роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в условиях образовательных лицеев, гимназий, средних общеобразовательных школ, школ с углубленным обучением искусству, профильных художественных классов. Большими возможностями дня эстетического образования детей с учетом их способностей и интересов.
На сегодняшний день, современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативы и навыков самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, ребёнка умеющей добывать и применять знания, чётко планировать свои действия.
На учебных занятиях использую различные современные образовательные технологии, технологии проблемного обучения. В ходе занятий создаётся проблемная ситуация и дети самостоятельно ищут пути по разрешению данной проблемы. Детям не даётся готовое знание, они выдвигают свои идеи, предположения. Например, изучая тему «аппликация», мы с детьми разбираем понятие, что такое аппликация. Дети рассуждают, пытаются сформулировать самостоятельно, на своем языке определение, как им это понятно. Главное, чтоб дети поняли это понятие.
На учебных занятиях использую игровые развивающие моменты, которые являются средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Например, найти колобка на данном рисунке. В ходе поиска дети проявляют свои творческие способности, выдвигая различные способы, решения данной проблемы, развивается логическое мышление.
В своей практике применяю исследовательские методы на занятиях, в процессе которых дети самостоятельно учатся овладевать новыми знаниями. Например, когда мы с детьми изучали свойства бумаги и картона – толстая, тонкая, прочная – дети проводили опыты по сминанию и разрыванию бумаги, картона и салфетки. В конце занятия они самостоятельно выяснили, что чем тоньше бумага, тем она менее прочная. Дети получают знания в ходе исследовательской работы, которые затем пригодятся в повседневной жизни.
И конечно проектный метод применяю в своей деятельности. В результате работы над проектом повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретённые самостоятельно или в диалоге с детьми, приобретают особую ценность и значимость.
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Работая с классами ФГОСами не пременное использую в процессе обучения групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. На занятиях используется такая разновидность групповой технологии, как дискуссия, беседа при обсуждении темы, понятия, каждый высказывает свое мнение.
Технология коллективной творческой деятельности. Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется - технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
- использование дидактических алгоритмизированных задач.
Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.
Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Актуальность выбора педагогических технологий в дополнительном образовании определяется современными тенденциями в развитии образования.
Введение ФГОС в дополнительном образовании. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Переход от учения как функции запоминания к учению как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное.
Сравнивая образовательный потенциал различных педагогических технологий, анализируя собственный накопленный опыт, я определила для себя приоритетность проектной деятельности в кружковой работе, так как она позволяет в большей степени учесть интересы, возрастные особенности учащихся. Внедрение мною метода проектов в образовательную программу позволило исключить жесткие рамки классно-урочной системы и, как следствие, активизировать учащихся, «разбудить» в них инициативу.
Игровые технологии – одна из самых популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании. В основу этих технологий положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра – основная единица этой технологии – имеет свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает выход играющих за рамки заранее намеченных установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Цели образования игровых технологий обширны:
дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
развивающие: развитие качеств и структур личности;
социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
Проектную технологию успешно применяем. Главной целью использования метода проектов является обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования, организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Например, при разработке проекта по изготовлению изделия из ткани ведется анализ базовой конструкции изделия (например, тряпичная кукла), затем происходит демонстрация процесса изготовления изделия и анализ этапов изготовления изделия по технологической карте. На следующих занятиях планируется изготовление игрушки, эскизов, чертежей, разработка рекламы изделия.
Завершается работа обсуждением вариантов идей, осуществляется оценка своего труда по критериям, предусматривающим новизну, наличие разнообразных форм и видов деятельности, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая целесообразность.
Очень часто применяются интерактивные технологии, в частности игровые технологии. Их с успехом применяю практически на каждом занятии вне зависимости от темы.
Все больше востребованы и практически каждым педагогом используются информационные технологии. Повсеместное использование компьютера, Интернета, социальных сетей позволяет быстро и оперативно получать и обрабатывать информацию.
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся во внеклассной работе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество воспитательного процесса, более эффективно организовывать занятость обучающихся во внеурочное время.
В своей работе использую модели ИКТ: выступление с опорой на мультимедиа презентацию; компьютерное тестирование; работа с электронными энциклопедиями. Применение компьютерной техники на занятиях позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Остается лишь сожалеть о том, что учреждения дополнительного образования довольно плохо технически укомплектованы (не везде есть компьютерные классы, мульмедиатехника) и многие инновационные средства (интерактивные доски, например) не доступны педагогам дополнительного образования.
Ярким примером реализации информационных технологий в дополнительном образовании детей выступает применение электронно-образовательных ресурсов, которые понимаются как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме
Электронные образовательные ресурсы занятиях могут быть использованы: на этапе изучения нового материала – информационные (могут предварять изучение новой темы); на этапе повторения – практические (выполнение учебных заданий); на этапе контроля - контрольные электронные образовательные ресурсы
Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу.
Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов
Очень часто применяются интерактивные технологии, в частности игровые технологии. Их с успехом применяю практически на каждом занятии вне зависимости от темы.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся. Особенностью компьютерного (программированного) обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи. «Тебе скажут — ты забудешь, Тебе покажут — ты запомнишь, Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся. Использование ИКТ обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Сейчас существует большое количество электронных пособий по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий.
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала
Таким образом в своей работе использую следующие современные образовательные технологии: проблемно-поисковые (технология проектного обучения, технология исследовательской деятельности), коммуникативно-диалоговые (проблемная дискуссия, дискуссия-диалог, обучение в сотрудничестве), технологии имитационно-моделирующего обучения (учебные игры), информационно-коммуникационными.