Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время
Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время
Тема « Развитие творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время».
2сл. КРЕДО.
Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера.
Одна из целей учителя начальных классов состоит в том, чтобы ученик мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказаться на любую предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели. Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются: чистота и непосредственность восприятия; богатая детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.
Почему бы все это не использовать в учебном процессе?
На уроке царит радость сотворчества, если дать каждому ребенку почувствовать что он способен и что у него есть своя «искорка.»
Если детям предложить что-то необычное, они раскрепощаются, становятся изобретательными, одним словом творцами.
3сл. Творчество
Определений существует множество, я выбираю следующее: творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности. А человеческая индивидуальность всегда неповторима. В каждом ребенке есть разного рода дарования. Не дать им угаснуть в у условиях школы – задача непростая, требующая от учителя веры в возможности каждого ребенка.
4сл. По слайду ( дерево)
5 сл.
. Творческая атмосфера в классе возможна только в том случае, если ребёнок не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки – интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.
6 сл.
Для формирования творческих компетенций на уроках математики применяю ребусы, шарады, задачи повышенной трудности, на смекалку, на логическое мышление. Дети сами составляют круговые примеры, задачи по картинкам, узоры по клеточкам, изготавливают дидактический материал. Принимаем участие в конкурсах и олимпиадах. Недавно участвовали во Всероссийской олимпиаде «Эврика». Ждем результаты.
Дети охотно создают проекты. Недавно они подготовили проект «Числа в загадках, пословицах, поговорках»
7 сл.
На уроках русского языка для развития творческих компетентностей использую различные виды работ: грамматические сказки, сочинения, изложения, викторины, блицтурниры. Например, изучая тему «Правописание частицы Не с глаголами» дети представили грамматическую сказку «Сила любви», в которой говорится о большой любви благородного Глагола к капризной частице Не, составляли рассказ по картине, писали мини-сочинение.
8 сл.
Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинение требует самостоятельности мышления, развития воображения, умения самому извлекать из окружающей действительности, из собственного опыта содержание для темы. Наиболее благоприятным материалом для творческого сочинения является наблюдение за природой и окружающей жизнью. Дети пишут свои сочинения, используя собственные наблюдения, переживания ( «Подснежник», «Художник Мороз» ). Для творческого развития я предлагаю сочинения по заданному началу ( «Однажды мы отправились в поход.» , «Если бы я был…»), а дальше дети включают свою фантазию. Разнообразие тем для творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной. Для развития творческих способностей также использую различные игры, загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды. Дети учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют загадки, кроссворды , используя слова с изученной орфограммой ,
стихи. Вот некоторые из них.
Джуманазаров Рахмат(4кл.)
«Побежали ручейки, прилетели птицы.
И весна капелью звонкой к нам в окно стучится!»
Урашев И.(4кл.)
« Весна- прекрасная пора!
Снег тает и ручьи бегут
И вот уж птичьи голоса
Зовут, ликуют и поют!»
9-11 сл.
Большую роль в развитии творческих способностей играют уроки литературного чтения. Здесь можно инсценировать сказку, придумать свою сказку, загадки, викторины.
Например, изучая творчество К.И.Чуковского, ребята инсценировали сказку « Мойдодыр». Была викторина « По сказкам Пушкина», составляли кроссворд по прочитанным произведениям.
Ставили кукольный театр «Курочка Ряба», проводили праздник « Царевна Несмеяна» по мотивам русских сказок.
12с.
Развитие творческих способностей продолжается и на уроках окружающего мира. Предлагаю такие творческие задания:
- составить план к тексту в рисунках;
- дополнить текст интересными фактами, используя дополнительный материал;
- сочинить загадки о природных объектах;
- разработать памятки ( например, при изучении природных сообществ: «Как вести себя на лугу», «Правила поведения в лесу»);
- нарисовать плакат; (Кстати, в школьном конкурсе плакатов мой 1 класс занял 2 место и был награжден грамотой)
- изготовить книжки-малышки ( «Береги животных», «Красная книга»);
- нарисовать, как ты себе представляешь природную зону (тайгу, степь, пустыню и т.д. );
- приготовить сообщение; реферат.
- создать проект.
13с.
Например, урок-обобщение по теме «Осень» в 1 классе я начала так: «У вас на парте лежат листочки, на которых нарисованы по 2 веточки. Одна веточка – летняя, а другая- осенняя. Дорисуйте их».
Какие умственные операции производит при этом ребенок? Он должен вспомнить характерные особенности растений в летнее и осеннее время, сравнить их, выделить различия и их представить в виде рисунка.
Цель достигнута: за несколько минут их работы я получила представления об уровне знаний каждого ребенка, а он, не подозревая этого, занимался интересной и достаточно трудной для него деятельностью.
Знания об осенних изменениях в природе, полученные на уроках окружающего мира, дети показали на празднике «Золотая осень».
14 с.
А теперь можно выяснить, какие еще признаки характерны для зимнего времени года, проведя небольшую динамическую беседу по вопросам: что происходит в природе зимой? Какие изменения происходят в неживой природе, животном мире? Далее предлагаю детям составить рассказ «Зима», планом служит графический рисунок.
15-19
На уроках технологии и изобразительного искусства также предоставляется большая возможность для развития творческих компетентностей обучающихся. На этих уроках каждый ребёнок пробует свои силы, возможности, учится творить, раскрывает талант.
Активно выставляем свои поделки, рисунки на конкурсы и выставки. За участие в этом году в конкурсе «Юннат-2013» мы были награждены грамотой и подарками. Также приняли участие в конкурсе « Новогоднее чудо» и заняли 1 место. Сейчас ребята трудятся над изготовлением кормушек для птиц. Из каких только материалов и каких форм не предлагают ребята!
20-21 сл.
Изучение родного края развивают творческие способности уч-ся. Мы посещаем музеи, пишем сочинения об увиденном, фотографируем, рисуем.
Мой ученик Асадулаев Лирон занял 1 место в фотоконкурсе «Наш край» и попал в 10-ку лучших в конкурсе рисунков с работой «Астраханский Кремль».
22сл. Проекты
Каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия.
Для этого применяю метод проектов как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Что же мы подразумеваем под данным методом?Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. Данный метод считаю универсальным средством развития человека. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью, решает многие педагогические задачи.
23-31 сл.
Представляю вашему вниманию небольшие части из некоторых проектов.
Дети познакомились с разнообразными источниками информации. Кроме этого нужно уметь грамотно защитить продукт своей деятельности так, чтобы убедить одноклассников в том, что твоя точка зрения единственно правильная.
32сл.-44
Эти проекты выполнялись во внеурочное время.А сейчас я хочу рассказать какие проекты мы делаем на уроках на примере урока окружающего мира в 3 классе. ( По плану урока)
45-46
Интересно проводим внеклассные мероприятия.
47 сл.
Так изо дня в день ведется кропотливая работа по решению поставленных целей и задач по развитию творческих компетентностей младших школьников
Вывод
Целенаправленность, систематичность работы по развитию творческих способностей даёт положительные результаты и позволяет сделать выводы:
- речь детей обогащается новыми словами, расширяется словарный запас;
- возрастает интерес к изучаемым предметам;
- развиваются познавательные способности, наблюдательность, мышление,
воображение;
- повышается успеваемость.
Творческая деятельность даёт возможность ребёнку реализовать свои собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время »
Тема: «Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Выполнила:
учитель начальных классов МБОУ «Кирпичнозаводская СОШ»
Курбанова Н.А.
Мое кредо
Труд учителя отличается от труда скульптора лишь тем, что тот творит из камня, а учитель – из наизнежнейшего на свете материла: чистой души ребенка – творца и героя.
(В. Келер)
Творчество – это реализация человеком собственной индивидуальности
Способности человека можно представить в виде дерева:
•корни — природные задатки человека;
•ствол — общие способности ;
•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.
Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Способы стимулирования творческих способностей
1.Благоприятная атмосфера в классе.
2. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка.
3. Обогащение окружающей среды ребенка самыми новыми и разнообразными для него предметами с целью развития его любознательности.
4. Поощрение высказывания оригинальных идей.
5.Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проект «Математика вокруг нас»
На уроках русского языка
Большую роль по развитию творческих компетентностей играют сочинения.
«Представьте, что мы получили письмо от ребят из жаркой Африки, где никогда не бывает зимы. Вас они просят рассказать об этом времени года. Что вы им расскажите о зиме?»
Или:
«Дед Мороз не знает, что такое лето, чем летом занимаются. Он просит вас рассказать о лете».
По страницам сказок
По сказкам
А.С. Пушкина
К. Чуковский «Мойдодыр»
Кукольный театр
Сказка о курочке Рябе
«Царевна Несмеяна»
На уроках окружающего мира
Праздник «Золотая осень»
Зима
Динамическая беседа о зиме.
Иг ра «Времена года»
используя слова с изученной орфограммой
используя слова с изученной орфограммой
На уроках технологии
Своими руками
Наши работы
Конкурс « Новогоднее чудо»
Изучаем родной край
За активное участие
Метод проектов одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.
Проект
«Любимые пословицы»
Учащиеся 4 класса.
Руководитель: Курбанова Н.А. 2007 год
Любимая поговорка ученицы 4 класса Сеидовой Гузель
Вся семья вместе, так и душа на месте!
Как я понимаю смысл своей любимой поговорки
Когда переживаешь за своих близких, говорят «Душа не на месте». Я очень люблю свою семью. Люблю, когда все собираются вместе вечером после работы и учебы, люблю совместный ужин и чаепитие.
Люблю, когда мама приходит вечером домой. Становится сразу светлее и теплее.
Любимая поговорка ученика 4 класса Джуманазарова Рахмата
Сила дерева в корнях, а человека – в друзьях.
Как я понимаю смысл своей любимой поговорки
В жизни легко человеку, который имеет много друзей. Они приходят к нему на помощь в трудные моменты жизни. Друзья разделяют с человеком и радость и горе.
У меня много друзей. Я горжусь ими .
«Домашние любимцы»
Тачмамедов Кемал, 3 класс
Курбаназарова Рената, 3 класс
Урашева Айгуль, 3 класс
Учитель начальных классов Курбанова Н.А.
2010 год.
Защита проекта «Я люблю свою кошку»
Курбаназарова Рената
Защита проекта: «Собака- мой друг!»
Тачмамедов Кемал
Вывод:
Человек, который любит животных, будет добрым, заботливым, внимательным к другим людям. Животные помогают творить и фантазировать .
Тема урока
Наше питание. Пищеварительная система.
Методы обучения:
Поисковый проект;
Исследовательский проект;
Творческий проект.
Доктор Пилюлькин приглашает в общество Здоровья
Исследовательский проект
Инструкция:
1. измерить свой рост
2. узнать свой вес.
3. разделить полученный вес в кг на свой рост в дм
Результат
2
Таблица исследования
Айгуль
Рост (дм)
Вес (кг)
Динара
13
Результат деления
Ильдар
13
27,5
2
вес/рост
12
Кемал
38
Люба
2
25
13
14
28,5
2
Рената
2
33
Святослав
13
2
Эмиль
14
28
2
32,5
13
2
33
2
Вывод: ваш вес соответствует вашему росту.
Игра «Узнай новое»
Исследовательский проект в паре «Состав продуктов»
Инструкция:
1. изучите этикетки продуктов.
2. запишите данные о содержании питательных веществ в таблицу.
Вывод:Во всех продуктах содержатся белки, жиры, углеводы, только в разных количествах. Питание должно быть разнообразным
Творческий проект в группах «Художественная мастерская»
Мы за работой
Презентация своих работ в стихах.
Вывод: Наше питание должно быть разнообразным и богатым овощами и фруктами.