Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученикам необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления
1. Стадия вызова. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Возможные приёмы и методы: «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Таблица - ЗХУ», «Дерево предсказаний», кластер.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления. Учащиеся читают текст, учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Возможные приёмы и методы: «Толстый и тонкий вопросы», кластер, «Инсерт», «Чтение с остановками», «Бортовые журналы», стратегия «Зигзаг».
Происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи. Возможные приёмы и методы: письмо, эссе, «Фишбоун», «Инсерт», «Двухрядный стол», «Синквейн», заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Творческая переработка и анализ изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся дала положительный результат.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Диаграмма роста речевых умений учащихся 3а класса (24 ученика) в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи.
1. Мной проводилась диагностика эффективности приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. (Таблицы 1,2,3,4.)
Диагностика эффективности приемов ТРКМ Повышение интереса младших школьников к получению новой информации.
Класс
Эффективность приема Приёмы
Ключевые слова Верные и неверные утверждения "Верите ли вы?" Таблица "тонких" и "толстых" вопросов "Дерево предсказаний"
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Осознанность выполняемых действий + + + + + + + + + + + + + + +
Осознанность результата действий + + + + + + + + + - + + - + +
Высокий уровень результативности - - + + + + - + + - - + - + +
Эффективность приёмов, направленных на развитие умения
работать с информацией
Класс
Эффективность приема Приёмы
Кластер
Стратегия "Зигзаг"
"Инсерт"
Таблица "Знаю - узнал - хочу узнать" "Бортовой журнал"
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Осознанность выполняемых действий + + + + + + + + + - + + + + +
Осознанность результата действий - + + + + + - + + - + + + + +
Высокий уровень результативности - - + - - + - + + - - + - - +
Эффективность приёмов, направленных на развитие способностей к рефлексии
Класс
Эффективность приема Приёмы
Синквейн Эссе Письмо
1 2 3 1 2 3 1 2 3
Осознанность выполняемых действий + + + - + + + + +
Осознанность результата действий + + + - + + + + +
Высокий уровень результативности - + + - - - - - +
Таблицы показывают, что не все приемы технологии сработали в начале исследований. Это обуславливается возрастными и психологическими особенностями первоклассников. Использование таких приемов было отложено и вновь предложено учащимся через определенный промежуток времени.
Результаты диагностики показали, что приемы ТРКМЧП принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию мыслительной деятельности, что приводит к высокому качеству работы на уроках. Однако, не все приемы дали результат. Это - написание эссе. Была произведена корректировка.
С учетом потребностей младших школьников мною были разработаны новые приемы работы с текстом, направленные на совершенствование умений вести дискуссию, формулировать проблемные вопросы; находить истину, обосновывая решение путем последовательных логических действий; творчески и критически мыслить.
Из перечисленных приемов был создан методический банк, состоящий из наиболее эффективных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо для развития критического мышления младших школьников.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников »
Использование приёмов ТРКМ ЧП для формирования мыслительной деятельности младших школьников
Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученикам необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. Сущность применения элементов технологии развития критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления
Стадия вызова. Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели. Возможные приёмы и методы: «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Таблица - ЗХУ», «Дерево предсказаний», кластер.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления. Учащиеся читают текст, учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом. Возможные приёмы и методы: «Толстый и тонкий вопросы», кластер, «Инсерт», «Чтение с остановками», «Бортовые журналы», стратегия «Зигзаг».
Происходит непосредственный контакт с новой информацией, работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии. Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи. Возможные приёмы и методы: письмо, эссе, «Фишбоун», «Инсерт», «Двухрядный стол», «Синквейн», заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Творческая переработка и анализ изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Уже после года применения в работе различных приемов критического мышления диагностика уровня творческой активности учащихся дала положительный результат.
Важным вопросом в процессе работы с применением технологии критического мышления является мониторинг деятельности учащихся в процессе изучения, обобщения и закрепления учебного материала. Следует отметить, что использование листов оценки, анкетирование позволяет учащимся быстро, четко и объективно оценить свои знания и активность каждого участника групповой работы в процессе изучения материала. На мой взгляд, это определенный стимул для самоорганизации в процессе групповой учебной деятельности.
Диаграмма роста речевых умений учащихся 3а класса (24 ученика) в процессе использования элементов технологии критического мышления при обучении развитию речи.
Мной проводилась диагностика эффективности приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. (Таблицы 1,2,3,4.)
Диагностика эффективности приемов ТРКМ Повышение интереса младших школьников к получению новой информации.
Класс
Эффективность приема
Приёмы
Ключевые слова
Верные и неверные утверждения
"Верите ли вы?"
Таблица "тонких" и "толстых" вопросов
"Дерево предсказаний"
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Осознанность выполняемых действий
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Осознанность результата действий
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
-
+
+
Высокий уровень результативности
-
-
+
+
+
+
-
+
+
-
-
+
-
+
+
Эффективность приёмов, направленных на развитие умения работать с информацией
Класс
Эффективность приема
Приёмы
Кластер
Стратегия "Зигзаг"
"Инсерт"
Таблица "Знаю - узнал - хочу узнать"
"Бортовой журнал"
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Осознанность выполняемых действий
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Осознанность результата действий
-
+
+
+
+
+
-
+
+
-
+
+
+
+
+
Высокий уровень результативности
-
-
+
-
-
+
-
+
+
-
-
+
-
-
+
Эффективность приёмов, направленных на развитие способностей к рефлексии
Класс
Эффективность приема
Приёмы
Синквейн
Эссе
Письмо
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Осознанность выполняемых действий
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Осознанность результата действий
+
+
+
-
+
+
+
+
+
Высокий уровень результативности
-
+
+
-
-
-
-
-
+
Таблицы показывают, что не все приемы технологии сработали в начале исследований. Это обуславливается возрастными и психологическими особенностями первоклассников. Использование таких приемов было отложено и вновь предложено учащимся через определенный промежуток времени.
Результаты диагностики показали, что приемы ТРКМЧП принимаются учащимися осознанно, вызывают интерес, способствуют стимулированию мыслительной деятельности, что приводит к высокому качеству работы на уроках. Однако, не все приемы дали результат. Это - написание эссе. Была произведена корректировка.
С учетом потребностей младших школьников мною были разработаны новые приемы работы с текстом, направленные на совершенствование умений вести дискуссию, формулировать проблемные вопросы; находить истину, обосновывая решение путем последовательных логических действий; творчески и критически мыслить.
Из перечисленных приемов был создан методический банк, состоящий из наиболее эффективных приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо для развития критического мышления младших школьников.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.