В данной статье рассматриваются инновационные подходы к обучению, направленные на развитие личности школьника: системно-деятельностный, компетентностный, проблемно-поисковый подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в обучении»
Инновационные подходы в обучении
Модернизация, повешение качества и эффективности образования напрямую зависти от развития инновационных процессов. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.
Инновации в образовательной деятельности включают в себя привнесение нового в цель, содержание обучения, использование нового типа организационно-педагогических технологий, определяющих характер взаимодействия педагога и учащегося, новых форм организации занятий и методов оценивания образовательного результата. Модели развития и реализации различных инновационных подходов активно исследуются и разрабатываются следующими учёными и специалистами-практиками: Б.С. Гершунский, А.В. Хуторской, В.И. Загвязенский, Е.М. Михайловой, А.В. Пашкевич, В.В. Давиденко и другие.
Главной целью инновационных технологий образования является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой, подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.
В настоящее время инновационные подходы к обучению направлены на развитие индивидуальности, раскрытия потенциальных возможностей личности учащегося, приобретения самостоятельного опыта решения разнообразных задач. В соответствии с ФГОС происходит смена базовой парадигмы образования от «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Педагог должен стараться при введении нового материала не все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Если в традиционной системе образования определяющей была предметная направленность и получаемые знания, умения и навыки, то новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение результата. Обучение не должно носить репродуктивный характер, а предполагает практику решения проблем на основе полученных знаний. Таким образом, главной отличительной особенностью инновационных подходов в обучении является образовательный результат. Он предполагает создание «готового продукта» творческой деятельности учащихся, это может быть проект, исследование. В зависимости от ожидаемого результата образовательной деятельности необходимо правильно сформулировать цель занятия. Цели должны быть ориентированы на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции), развитие критического мышления и способности к творческому и деятельному подходу в практической деятельности. Цели носят деятельностно-ориентированный характер образования с помощью предмета, предметные знания рассматриваются как способ действ ий, решение учебных проблем на основе приобретённого опыта, знаний, новых способов деятельности. Знания выступают средством формирования компетенций. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Репродуктивное обучение направлено прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, которое гарантирует эффективные результаты в рамках традиционной ориентации. Проблемное обучение направлено на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности на основе рефлексии. Соответствующий поисковый подход к обучению формирует опыт самостоятельного поиска обучаемыми новых знаний и применения их в новых условиях, опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации.
Основными вариантами модели поискового подхода являются модель обучения на основе систематического исследования, игрового моделирования, дискуссии, совместной выработки позиций, принятия решений. Поисковый подход ставит педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагает личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся. Обучаемый же играет активную роль участника исследования, игры, дискуссии в учебном процессе.
В настоящее время важное место в обучении в рамках ФГОС занимает организация проектно-исследовательской деятельности с целью развития творческих способностей учащихся. В условиях реформирования школьного образования учителю необходимо обеспечить всестороннее развитие личности школьников. Для реализации этих задач необходимо включать учащихся в проектно-исследовательскую работу.
Структура работы при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся состоит из следующих компонентов:
1) проведение психологического тестирования для выявления и оценки способностей одаренных детей;
2) использование результатов тестирования для дифференцированного вовлечения учащихся в различные виды исследовательской деятельности;
3) анализ и обобщение исследовательской работы учащихся.
Исследовательский проект начинается с планирования. Необходимо вместе с учащимися выбрать тему проекта, соответствующую их интересам и способностям, а также сформулировать цели и задачи работы.
План проекта включает следующие разделы.
1. Актуальность выбранной темы.
2. Теоретическое обоснование.
3. Историческая справка.
4. Основные этапы проекта.
5. Заключение.
6. Используемая литература.
Заключительным этапом в исследовательской работе ученика является подготовка презентации и выступление на научно-практических конференциях, уроках- семинарах, обсуждение полученных результатов. Также важной частью любого исследовательского проекта является нахождение межпредметных связей, что способствует развитию абстрактного мышления и воображения учащихся. Проекты должны развивать исследовательские навыки и поощрять стремление каждого ученика к пониманию себя как самостоятельной личности.
Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования//Педагогика развития:ключевые компетентности и их становление. – Красноярск,2003