СТАТЬЯ. Инновационная форма обучения в географии.
В настоящее время актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета и географии в частности призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач.
Одна из главных задач школы - повышение эффективности обучения. В анализ непременно должен быть включён субъект этой деятельности ученик, а также осуществляющий эту деятельность- учитель.
Любой думающий педагог в той или иной степени реализует в своей практической работе индивидуальный подход к учащимся. Так, толчком к созданию педагогического метода.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя. Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учётом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.
Познавательный интерес к предмету:
1.личность учителя
2.содержание предмета
3.средства обучения
4.формы организации обучения
5.методы обучения
6.виды познавательной деятельности
7.материальные условия
8.другие факторы (родители, путешествия )
Учебная деятельность, определяется мотивами, выраженный через познавательный интерес.
В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.
На уроках географии применяются разнообразные методы и приёмы обучения. Выбор методов и их сочетание определяются рядом факторов, прежде всего учебными целями урока, содержанием изучаемого материала, оборудованием, а также особенностями учащихся, их возрастом и подготовленностью. Вооружая учащихся знаниями, умениями и навыками, учитель должен вместе с тем стремиться развивать у них самостоятельность и творческую активность. Он должен приучать их думать, рассуждать, устанавливать связи и зависимости, применять свои знания в жизненной практике и самостоятельно приобретать новые знания. На уроках географии использовать разнообразные самостоятельные работы и сочетать на уроке слово учителя с наблюдениями и практическими работами учащихся. Специфика географии заключается в том, что её изучение требует организации разносторонних видов учебной работы, почти на каждом уроке, с картой и атласом.
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему, именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях. Конструирование хода урока, создание учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных факторов, организации творческой работы учащихся на уроках географии.
Понятие «инновация» относится к созданию и распространению новшеств, которые носят существенный характер, сопровождающий мышлению. В качестве инновационной формы, рассматриваются модели, взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Нетрадиционные подходы к преподаванию для педагогов, является обучение в непрерывном образовании, на создание учащихся занимать активную деятельность, индивидуальную позицию в учебном процессе, не просто «усваивать» предлагаемый материал. Познавать мир, вступая в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном материале. Ведутся направления на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение каких-либо проблем.
« Инновационное обучение»- процесс и результат учебной и образовательной деятельности, которое стимулирует вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие, как перед отдельным учеником, так и перед классом. Расширяют значение дидактических поисков.
В инновационном обучении, школьники занимают активную инновационную позицию в учебном процессе. Не просто «усваивать» предлагаемый учителем материал, но и познавать самостоятельно, вступая в активный диалог, самим искать ответы и не останавливаться на найденном материале. В этом ключе ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблем