kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии на уроках экономики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным  путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

         Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление, создает комфортную среду обучения воспитания; в игре создаются условия для формирования качеств, связанных с управлением своим эмоциональным состоянием. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках экономики »


Игровые технологии на уроках экономики

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

   Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

   Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Актуальность:
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может только с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры (воссоздание всё более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечёт за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, “в уме

В игре у ребёнка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая человеческая деятельность.

Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребёнок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовать их с другими детьми

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребёнку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.  Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребёнку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности

Виды игровой деятельности

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную (сюжетная игра) или скрытую (игра с правилами).

Творческие или сюжетно – ролевые игры создаются самими детьми. Они различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов)

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими играми заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются  качества личности, необходимые будущему члену общества. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

                                                                                                                             В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

                                                                                                                             Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в  освоении учебного материала.

                                                                                                                            Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

В профессиональном образовании наиболее целесообразно использовать интеллектуальные, ролевые и деловые игры; они могут проводиться в качестве полного урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля знаний).

         Наиболее просты в использовании интеллектуальные игры, являющиеся действенным инструментом усвоения теоретических знаний, научных понятий, терминов. К ним относят ребусы, кроссворды, филфорды, чайнворды, викторины, игры-конкурсы, КВН и др.

         Ребус- изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д.

         Кроссворд представляет собой симметричную сетку; он включает в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность учащимся повторить пройденный материал. Разновидностью кроссворда может быть т.н. «Лабиринт». Основное правило его заполнения – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.

         Для закрепления темы урока или части темы программы, усвоения понятийного аппарата терминов и категорий  можно использовать т.н. «короткие игры»: тематические викторины, «Домино», «Лото», «Угадайка», а также кроссворды, чайнворды, филфорды и т.п.

Суть интеллектуальных игр «Домино», «Лото» заключается в том, что к какому-то определению, понятию, вопросу необходимо подобрать из предложенных вариантов правильное значение (ответ).

        Филфорды являются разновидностью кроссвордов; они представляют собой набор букв, которые необходимо сгруппировать таким образом, чтобы получились слова по определенной тематике.

         В интеллектуальной игре «Викторина» реализуется умение учащихся мыслить, проявлять остроту ума, тренируется память, расширяется кругозор. Суть игры:  «Вопрос – ответ».

          Отличие игр «Правда ли?», «Угадайка» от викторин заключается в том, что в них содержатся «закрытые» вопросы (требующие ответа: «да», «нет»; «правда», «неправда»; «верно», «неверно»…)

                  Интеллектуальные игры-конкурсы, КВН, имеют более сложную структуру, включают, как правило, разнообразные задания и требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся.

         Особое значение  в профессиональном образовании имеют деловые (ситуационные, имитационно-ролевые) игры, которые представляют собой специально организованную ситуацию, имитирующую реальную профессиональную деятельность, носящую условный характер и сочетающую в себе как учебные, так и игровые элементы.

         Их использование возможно тогда, когда обучающиеся  уже приобрели необходимые знания, умения, навыки аналитической, профессиональной деятельности. Поэтому такие игры проводятся на завершающем этапе обучения.

 Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых,  постепенно усложняя правила игры, формы ее проведения.

         На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 10-15 минут. Например, для пробуждения у учащихся интереса к предмету с первых уроков, объяснение материала можно сопровождать сказками, игровыми ситуациями, содержащими экономический смысл, а затем, из нескольких альтернативных вариантов развития сюжета предложить выбрать наиболее оптимальный с экономической точки зрения; или из приведенных ситуаций предложить сделать логический вывод.  

         Например, дается понятие: Экономика – это нечто, связанное с производством материальных и нематериальных благ. Попытаемся это «нечто» конкретизировать: представим себе две ситуации.

         Ситуация 1. Робинзон попал на необитаемый остров и вынужден был вести жизнь первобытного человека. Взяв лиану, палку и камень, он соорудил топор; с его помощью ему удалось поймать попугая, который был тут же съеден.

         Ситуация 2. Первобытное племя, вооружившись каменными топорами, луками и стрелами забила мамонта. Мяса едва хватило на всех, поэтому его поделили поровну (если бы одному досталось больше, другому бы не хватило). Следующие охоты складывались для племени неудачно, поэтому старейшины приняли решение усовершенствовать стрелы: снабдить их железными наконечниками. Несколько охотников успешно переквалифицировались в изготовителей для стрел. Они перестали ходить на охоту, а обменивали свой продукт (наконечники для стрел) на часть мяса забитого мамонта.

         Вопрос: в чем состоит отличие второй ситуации от первой?

(И там, и там – примитивное производство /охота, изготовление простейших орудий труда/. Но во втором случае представлена примитивная, но уже ЭКОНОМИКА, т.к. речь идет не только об отношениях людей к вещам – луку, топору, мясу, но и об их отношениях между собой в обществе).

         Вывод: Экономика возникает не просто из производства, она возникает из общественного производства, т.е. производства по поводу которого люди вступают в общение друг с другом.  

         Аналогичным образом можно проанализировать сказки, например, «Колобок» - при знакомстве с факторами производства (какие факторы производства были использованы при его изготовлении?); «Курочка Ряба» - говоря об альтернативных издержках и экономическом выборе (что выгоднее: съедать яйца, снесенные курочкой, или получить из них цыплят?), и т.д.

         Такая форма изложения учебного материала позволяет учащимся легко, с интересом его воспринимать и запоминать.

         При повторении, закреплении пройденного материала также можно использовать короткие интеллектуальные игры. При этом, используя одни и те же игровые формы, можно менять правила игры, постепенно их усложняя.

          Например, проводя в первый раз  такие интеллектуальные игры, как «Викторина», «Правда ли?», «Верно ли?» и т.д. ведущий обращает вопрос к группе; кто знает ответ, поднимает руку; право ответа дается тому, кто первым поднял руку. При неверном ответе право ответа передается тому, кто первым отреагировал на ошибку. За верный ответ учащийся получает жетон.

          Когда учащиеся приобретают навыки такой игры (после одно-, двукратного проведения), в игру вводятся  жетоны двух видов – красные и

черные (или других цветов); теперь за верный ответ выдается красный жетон, а за неверный – черный. При подсчете набранных каждым игроком баллов из количества красных жетонов вычитается количество черных.

         На следующем этапе проведения подобного рода игр можно уже спрашивать не только того, кто поднял руку, но и того, кто не поднимает руки (или не знает ответ, или стесняется, или пассивен в игре)

         Такая игра может проводиться по рядам – каждый ряд представляет команду; игра проходит в соревновательной форме, более интересно.  

         В качестве примера коротких игр приведем интеллектуальную игру «Викторина» по теме «Совокупность спроса и предложения»:

 Правила игры:

  1. В викторине участвуют все учащиеся;

  2. Каждый вопрос викторины зачитывается 1-2 раза;

  3. Время на обдумывание – 10 сек.;

  4. Отвечает тот, кто первым поднял руку;

  5. За каждый правильный ответ дается жетон, соответствующий 1баллу;

     при неправильном ответе право отвечать передается тому, кто первым                

     среагировал на ошибку отвечающего;

  1. По окончании викторины подсчитывается количество жетонов, набранных каждым участником, выявляется победитель, который получает оценку «отлично»; остальным участникам оценки выставляются в соответствии с количеством набранных жетонов.

Вопросы викторины

1. Как называется мера изменения величины спроса при изменении цены? (эластичность спроса)

2. В какой зависимости находятся цена товара и спрос на него? (в обратной)

3. При снижении налога на бизнес как изменится предложение товаров: возрастет или снизится? (возрастет)

4. Минимальная цена, по которой продавцы согласны продать данное количество товара, называется...(ценой предложения)

5. Как изменится совокупный спрос при увеличении цены на товар? (уменьшится)

6. Каким называют предложение: эластичным или неэластичным, если изменение цены товара привело к значительному изменению его предложения? (эластичным)

7. При повышении доходов потребительский спрос на товары невысокого качества: повышается или понижается? (понижается)

8. Как называется цена, по которой продавцы еще согласны продавать свой товар, а покупатели уже готовы купить предложенное его количество? (равновесная цена)

 9. В какую сторону сместится кривая спроса на товар, если у покупателей этого товара возросли доходы? (вправо)

10. Как называются товары, использующиеся в паре, и при росте цены на один из них спрос падает и на второй? (товары-заменители)

11. Принцип, выражающий прямую зависимость между ценой товара и величиной покупательского спроса на него (при прочих равных условиях)? (закон предложения)

12. Величина спроса зависит только от цены товара или и от других факторов? (только от цены)

13. Изменение величины спроса или функции спроса можно проследить, перемещаясь вдоль кривой спроса? (величины спроса)

         После освоения этих простых правил игры можно переходить к более сложным игровым формам: для закрепления, обобщения знаний и умений по теме, разделу учебного материала целесообразнее проводить ситуационно-ролевые игры, игры-соревнования, конкурсы, КВН и др – продолжительностью 1-2 часа. В них уже представлены разнообразные задания, охватывающие все основные вопросы изученного материала – как теоретические, так и практические. Эти игры требуют большей предварительной подготовки – как от преподавателя, так и от учащихся.

         Приведем пример ситуационно-ролевой игры «Инвестирование в будущее» Здесь учащимся придётся самим стать инвесторами и распорядиться своими деньгами. Пройдя эту игру, дети научатся самостоятельно принимать решения и анализировать свои действия. В конце игры дети должны будут сделать вывод по своей работе.

Учащиеся делятся на микрогруппы по 2 человека и получают задание. В этой игре участники должны постараться предсказать будущую деятельность нескольких вымышленных компаний и стоимость акций этих компаний. В начале у них будет сто тысяч долларов, которые они смогут инвестировать, выбирая из многих альтернативных стратегий инвестирования. Цель этой игры для учащихся состоит в том, чтобы заработать как можно больше денег, первоначально имея сто тысяч долларов, в течение двух раундов игры. Первый раунд охватывает период с 2006 по 2010 год; второй раунд происходит с 2013 по 2017 год. Наблюдая за тем, как их решения по инвестициям развиваются в течение этих периодов времени, учащиеся также узнают некоторые важные экономические концепции, связанные с фондовым рынком и с работой экономики  в целом.

         Деловая игра «По просторам рынка» может быть использована для контроля знаний по теме: «Конкуренция и монополия».

         Суть игры: В обстановке, приближенной к реальности, провести игровое исследование проблемы противодействия и инерции внешней среды конкурентов.

         Концепция: Группа разделяется на две команды -  конкурирующие предприятия, и каждая из них разрабатывает независимую и неизвестную друг другу стратегию деятельности. «Шаг» игры делается независимо. Преподаватель на основе мкр, принятых каждой командой, формирует входящие6 условия для следующего шага. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не захватит весь рынок (засчитывается победа) или одна из команд будет вынуждена принять решение, противоречащее принятой миссии или корпоративной стратегии (засчитывается поражение).

         Игровое состязание может быть конкурсом веселых и находчивых (КВН).  КВН включает в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос-ответ», демонстрацию «домашних заданий» и т.д. Основные правила интеллектуальной игры КВН: юмор, находчивость, эрудиция.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Игровые технологии на уроках экономики

Автор: Санжарова Наталья Александровна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 142987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Использование игровых технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(61) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441837550"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Игровые технологии на уроках социально - бытовой ориентировки. Деловая игра "Экономика домашнего хозяйства" "
    ["seo_title"] => string(118) "ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-sotsial-no-bytovoi-oriientirovki-dielovaia-ighra-ekonomika-domashniegho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "164829"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422707087"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Тема урока: «Виды теста» Кулинарный поединок "
    ["seo_title"] => string(44) "tiema-uroka-vidy-tiesta-kulinarnyi-poiedinok"
    ["file_id"] => string(6) "126449"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415180219"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок «Рубка металла»"
    ["seo_title"] => string(25) "otkrytyiurokrubkamietalla"
    ["file_id"] => string(6) "334223"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465792769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства