Профессиональный лицей является основной школой подготовки высококвалифицированных рабочих. Среди рабочих профессий - профессия сварщика является одной из самых распространенных.
В основу подготовки наряду с теоретическим обучением положено участие в производственном труде. На уроках производственного обучения в учебных лабораториях, а затем во время производственной практики на предприятиях учащиеся приобретают навыки и умения выполнять работы по специальности, а на уроках по теории они изучают теоретические основы техники и технологии выполнения работ, предусмотренных квалификационными характеристиками.
Курс производственного обучения по разделу «Слесарное дело» в количестве 102 часа изучается на 1 курсе I полугодия по профессии «Электрогазосварщик». Основная цель раздела - отработка основных трудовых приемов и навыков по обработке металла.
Отличительной особенностью урока является использование игровой технологии и коллективной формы работы, что позволяет вовлечь каждого учащегося в учебный процесс, даёт возможность проявить индивидуальные способности и умение работать в команде, а это немаловажно в развитии базовых и профессиональных компетенций. Учащиеся с большим интересом работают, проявляют смекалку, предприимчивость, обмениваются знаниями и навыками, стараются достичь ещё больших результатов.
На уроке используется разнообразный раздаточный материал и оборудование помогающие закрепить имеющиеся знания на практике.
Для успешного выполнения заданий учащимся необходимы знания не только по спецпредметам (материаловедение, черчение раздел «Допуски, посадки и технические измерения» экономика производства, безопасность труда), но и по математике и химии.
Основная литература по курсу:
-для учащихся- Кострыкин М.И. и др. слесарное и электромонтажное дело; учебное пособие высшая школа 1974 Эйнис С.М. Таранов П.Г. Технология слесарных, ремонтных и сборочных работ.
Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Рубка металла»»
ҚАРАҒАНДЫ ОБЫСЫНЫҢ БІЛІМ БЕРУ БАСКАРМАСЫ
КӘСІПТІК ЛИЦЕЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №2
«Согласовано» « Утверждаю»
Методист Зам. дир. по УПР
_________Карпова С.В. __________Зуев В.Ф
«_____»_________ 2012 г. «_____»_________ 2012 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока производственного обучения по специальности «Электрогазосварщик»
Раздел«Слесарное дело»
Тема «Рубка металла»
Выполнил:
мастер п/о: Антонов П.А.
Караганда 2012 г.
Рассмотрено на заседании
методической комиссии:
_____________ Троценко Е.Л
«_____»_________ 2012 г.
Аннотация к уроку
Профессиональный лицей является основной школой подготовки высококвалифицированных рабочих. Среди рабочих профессий - профессия сварщика является одной из самых распространенных.
В основу подготовки наряду с теоретическим обучением положено участие в производственном труде. На уроках производственного обучения в учебных лабораториях, а затем во время производственной практики на предприятиях учащиеся приобретают навыки и умения выполнять работы по специальности, а на уроках по теории они изучают теоретические основы техники и технологии выполнения работ, предусмотренных квалификационными характеристиками.
Курс производственного обучения по разделу «Слесарное дело» в количестве 102 часа изучается на 1 курсе I полугодия по профессии «Электрогазосварщик». Основная цель раздела - отработка основных трудовых приемов и навыков по обработке металла.
Отличительной особенностью урока является использование игровой технологии и коллективной формы работы, что позволяет вовлечь каждого учащегося в учебный процесс, даёт возможность проявить индивидуальные способности и умение работать в команде, а это немаловажно в развитии базовых и профессиональных компетенций. Учащиеся с большим интересом работают, проявляют смекалку, предприимчивость, обмениваются знаниями и навыками, стараются достичь ещё больших результатов.
На уроке используется разнообразный раздаточный материал и оборудование помогающие закрепить имеющиеся знания на практике.
Для успешного выполнения заданий учащимся необходимы знания не только по спецпредметам (материаловедение, черчение раздел «Допуски, посадки и технические измерения» экономика производства, безопасность труда), но и по математике и химии.
Основная литература по курсу:
-для учащихся- Кострыкин М.И. и др. слесарное и электромонтажное дело; учебное пособие высшая школа 1974 Эйнис С.М. Таранов П.Г. Технология слесарных, ремонтных и сборочных работ.
Н.И. Макиенко «Общий курс слесарного дела»
Дата проведения:
Место проведения: Слесарная мастерская
группа № 3/12
Количество учащихся: 12 чел.
Цель урока: Приобретение профессиональных умений и навыков
при рубки металла и организации труда обучающихся Задачи:
Научить учащихсявыполнять рубку пластин зубилом
Воспитывать творческое отношение к труду,
формировать эстетическое восприятие трудового процесса
Развивать навыки самоконтроля
Сабақ сүлесі:
Тип урока: Урок формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Өндірістік оқыту әдісі:
Методы производственного обучения: Наглядно- демонстрационные, практические
Өткізу формасы:
Форма проведения: Групповая, индивидуальная
Пәнаралық байланыс:
Межпредметная связь: Химия «Свойства металлов», «Сплавы», охрана труда «Техника безопасности», технология металлов «Техника рубки металлов»
Учебно–техническая документация, наглядные пособия и технические средства обучения
№ п/ п
Наименование наглядных пособий и технических средств обучения
Марка, тип, шифр
Количество на группу
1
Слесарный верстак
12
2
Пластины из металла
300х250х0,5 мм
12
3
Параллельные поворотные тиски
12
4
Разметочный инструмент
12 комплектов
5
Зубило
12
6
Молоток
12
6
Спецодежда
12
7
Проволочные щетки
12
10
Образцы рубки
1
11
Плакаты с изображением выполнения рубки металла
12
Карточки –задания, чистые листы бумаги для ответов, ручки
12
13
Инструкционные карты
12
14
Сводная ведомость
15
Доска, пинванд
Сабақбарысы
Ход урока
IҰйымдастыру кезеңі
I Организационная часть- 10 мин
(построение, проверка учащихся, внешний вид)
Группа делится на 2 команды ( по 6 человек в каждой команде). У каждой команды есть свой капитан. Выбирается жюри.
II Кіріспе нұсқама
II Вводный инструктаж – 60 мин.
Сообщение обучающимся темы и цели данного урока
Повторение по пройденному материалу (решение тестов)
Тесты:
1.Что называется резкой металла
&А – разделение металла на части; В – снятие слоя металла; С – вырубка заготовок
2. Укажите назначение ручных ножниц
&А – разрезание стальных листов толщиной 0,5-1,0 мм; В - разрезание стальных листов толщиной 1,5-2,5 мм; С - разрезание стальных листов толщиной до 4 мм
3. Укажите длину ножниц
А – 80,100,120,150,200 мм; &В – 200,250,320,360,400 мм; С – 100,150,175,200,225 мм
4. Назначение малогабаритных силовых ножниц
А – разрезание стальных листов толщиной до 2 мм; &В - разрезание стальных листов толщиной до 2,5 мм;
С - разрезание стальных листов толщиной до 4 мм
5. Назначение стуловых ножниц
&А – разрезание стальных листов толщиной до 2 мм; В - разрезание стальных листов толщиной до 1,0 мм;
С - разрезание стальных листов толщиной до 6,0 мм
6. Назначение ручных рычажных ножниц
&А – разрезание стальных листов толщиной до 4 мм; В - разрезание стальных листов толщиной до 6 мм
С - разрезание стальных листов толщиной до 2 мм
7. Назначение рычажных (маховых) ножниц
А – разрезание стальных листов толщиной до 2 мм; &В - разрезание стальных листов толщиной до 2,5 мм
С - разрезание стальных листов толщиной до 4,5 мм
8. Назначение ручной ножовки по металлу
А – разрезание стальных листов; &В - разрезание толстых листов; С - разрезание металла на части
9. Укажите элементы ножовки
А – гайка, рамка, головка, полотно, хвостовик, штифт, прорези;
С – гайка, носок, ребра, полотно, головка, заплечик, хвостовик
10. какова роль разводки зубьев ножовочного полотна
&А – чтобы ширина разреза, сделанного ножовкой, была меньше толщины полотна; В - чтобы - « - « -« -, была больше толщины полотна; С – чтобы -« -« -« -, была равна толщине полотна
I часть – 30 мин.
Проверка знаний проходит в форме игры, которая включает 5 заданий (приложение № 1):
Разминка
«Подумай и реши»: путешествие в мир понятий по обработке металла и свойствам металлов
«Металлы и сплавы»- тесты для капитанов
Решение ребусов
«Блиц– загадки»
Жюри подводит итоги. Выставление оценок.
II часть – 30 мин.
Объяснение нового материала (приложение № 2)
План:
- освоение рабочего положения;
-правильный захват молотка, зубила, кистевой, локтевой и плечевой замах молотка;
Во время самостоятельной работы учитывается весь этап выполнения трудовых приёмов, индивидуально по пяти бальной системе
IV Қорытынды нұсқама
IV Заключительный инструктаж- 60 мин
Подведение итогов урока:
- самоанализ работ учащихся 15мин
- оценка качества работы каждого учащегося 10 мин
-демонстрация лучших работ 5 мин
-разбор наиболее характерных ошибок, недочеты учащихся 12 мин
2. Уборка рабочих мест 15 мин
3. Домашнее задание: Н.И. Макиенко стр. 32- 40 3 мин
Мастер п/о:______________________________________ Антонов П.А.
Приложение 1
Туры
1 команда
2 команда
«Проверка знаний»
«Подумай и реши»
«Металлы и сплавы»
«Ребусы»
«Загадки»
Итого:
«Проверка знаний»
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Мастер п/о задает по очереди вопросы командам. Ответы принимаются в устной форме. За каждый правильный ответ учащиеся получают по одному баллу, если правильного ответа не прозвучало, отвечают соперники. Количество заработанных за правильные ответы баллов записывают в сводную таблицу:
Вопросы:
Что включают в себя слесарные работы (обработка металла)
Какие виды слесарной обработки вы знаете (ручная, механическая)
Для чего нужна разметка (для выполнения точности операции)
Назовите инструменты для выполнения разметки (линейка, чертилка, кернер)
В конце жюри подводит итоги. Мастер выставляет оценки. За теоретическую подготовку команда– победитель– получает по «5», а вторая команда получает– «4». Оценки вносятся в сводную ведомость
Сводная ведомость
Приложение №3
№
п/п
Ф.И.О.
Оценка за внешний вид
Оценка за теоретическую
подготовку
Оценка
За практическую работу
Снижение
Оценки за нарушение правил ТБ
Итоговая оценка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Приложение 2.
План –конспект
Техника рубки металла: Для рубки используют более прочные и тяжелые тиски. Правильное положение корпуса, держание инструмента при рубки- существенные условия высокопроизводительной работы.
Для слесарной рубки используют поворотные и неповоротные тиски шириной губок 100- 140 мм
Держание зубила:Зубило берут в левую руку за среднюю часть на расстоянии 15- 20 мм от конца ударной части. Удары наносят правой рукой, левая рука только держит зубило в определенном положении; сильно сжимать в руке зубило не следует. При движениях правой руки, наносящей удары по зубилу, левая рука играет роль балансира при последовательных установках инструмента
Держание молотка: Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15- 30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами и прижимая к ладони, большой палец накладывая на указательный, крепко сжимая всеми пальцами. Все пальцы остаются в таком положении при замахе и при ударе
Удары молотком: Существенное влияние на качество и производительность рубки оказывает характер удара молотком. Удар может быть кистевым, локтевым и плечевым. При кистевом ударе размах осуществляется молотком только за счет изгиба кисти правой руки. При этом замахе сгибается кисть в запястье до отказа разжав слегка пальцы, кроме большого и указательного, при этом мизинец не должен сходить с рукоятки молотка. Затем пальцы сжимают и наносят удар. Кистевой удар применяют при выполнении точных работ, легкой рубки, срубании тонких слоев металла
Техника приемов рубки: Работа зубилом вручную требует выполнения основных правил рубки и соответствующей тренировки.
Разрубание металла:При разрубании металла зубило устанавливают вертикально и рубку ведут плечевым ударом
Техника безопасности на рабочем месте
1. Надлежащая производственная одежда: фартук, нарукавники, головной убор, рукавицы. У одежды не должно быть свисающих и болтающихся частей.
2. Крышка верстака и пол на рабочем месте должно быть чистым.
3. Инструмент, требуемые для работы материалы и приспособления аккуратно разложить на верстаке
4. Работать только исправным инструментом, прочно закрепленным на гладких без заусенец и трещин ручках
5. Нельзя насаживать деревянные ручки, ударяя их торцом по загрязненному опилками и стружками верстаку, так как стружка вонзится в торец ручки и при работе ранит ладонь
6. Внимательно выслушать указания учителя о предстоящей работе
7. Образовавшиеся стружки сметать только щеткой или тряпкой, а не сдувать ртом или удалять рукой
Вопросы:
Что называется рубкой
Снятие слоя металла, вырубки заготовок, разделение металла на части