Тема: Использование игровых технологий на уроках математики
Дидактическая игра
• На дидактическую игру нужно смотреть как на вид
преобразующей творческой деятельности в тесной связи с
другими видами учебной работы.
• Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.
Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания
• Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Она не только позволяет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.
Организация игровой формы урока
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала - доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль над её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к игре.
6. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
7. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой формирования положительной мотивации к обучению, активности детей в процессе обучения, обеспечения психологического комфорта (у многих детей наблюдался высокий уровень тревожности). С целью преодоления данных проблем я обратилась к игровой технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. Несмотря на то, что игра не является ведущим видом деятельности на второй и третьей ступенях обучения, она может значительно повысить эффективность обучения.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):
· свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата;
· творческий, очень активный характер этой деятельности;
· эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность и т. п.;
· наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игровые элементы использую на различных этапах урока:
- актуализации знаний;
- изучении нового материала;
- закреплении полученных знаний и умений;
- контроле знаний.
Также провожу уроки в игровой форме, использую деловые игры.
Систему учебно – деловых игр образуют три группы.
Первая группа включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Учебно–деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала учащихся.
Вторая группа предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения целей, отстаивания своей позиции.
Третья группа включает в себя игры, ориентированные на развитие функции самореализации личности посредством включения ученика в ситуации креативности в деятельности.
Применение игры на уроках
На отдельных этапах уроков бывают полезны следующие игры, которые можно наполнять различным содержанием в зависимости от темы урока.
1. Математическая зарядка
Данная игра позволяет оперативно проверить знания большого количества учеников. Учащиеся либо встают, либо поднимают руки, если речь идет об объекте, за который они отвечают. Допустим, идет проверка навыков вычислений с дробями. Учитель читает задания или демонстрирует их на листе бумаги. Первый вариант отвечает за правильные дроби, второй – за неправильные. Если в результате получилась правильная дробь, то сигналит первый вариант, если неправильная – второй.
2. «Расшифруй»
Детям предлагается задание на вычисления. Ответам соответствуют определенные буквы. Нужно получить какое-нибудь слово или фразу.
Например: Выполните действия. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать фамилию российского математика.
3,4 +1,12=
0,17 +1,2 =
2,13 – 1,9 =
16,3 – 14,25 =
21,673 - 13,25 =
2,05;23;1,37;4,62;1,3;4,52;2,5;20,5;0,23;84,23;137;3,6;8,423;2,3
СМЕАГОНИРЦКИНЙ
3. «Математическая эстафета».
Учащиеся выполняют одно задание по очереди, передавая друг другу лист как эстафетную палочку.
4. Игра «Третий лишний»
Командам поочередно демонстрируются названия различных объектов. Два из них имеют какое-то общее свойство, а третий – нет. Например:
· гектар, сотка, метр;
· ярд, тонна, центнер;
· конус, квадрат, круг;
· треугольник, прямоугольник, квадрат;
· прямая, отрезок, угол;
· 0,7; 2,1; 0,6;
5. Игра «Аукцион»
На торги выносятся задания по какой- либо теме. Например: «Действия с десятичными дробями». В игре участвуют 4 – 5 команд. Им предлагаются задания. Команды покупают задания и если они выполнили его верно, то им начисляются потраченные баллы, а если – неверно, то снимаются.
Заключение. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность.
Литература:
1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
2. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики / Авт.-сост. В. М. Симонов. – Волгоград: Учитель, 2005.