Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему "Рефлексия в практике ".»
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей школьников, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять индивидуальные склонности и развивать в учениках стремление к творческому восприятию знаний, ведь будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой девчонок и мальчишек. (слайд 1)
В школе я работаю по обновленной программе 2 год. В век высоких технологий меняются интересы детей, необходимо заинтересовать учащихся процессом обучения. Нужно шагать в ногу со временем. Потому я задумалась о том, что моя учительская деятельность должна измениться коренным образом. А для того чтобы это произошло необходимо учиться, чтобы усовершенствовать свою педагогическую практику.
В первом классе в начале первых уроков я осознала то, что ученики не готовы к диалогу, дети были скованы, говорили мало и только давали ответы на мои вопросы. Для того чтобы создать условия для общения, я применяла различные стратегии для формирования атмосферы сотрудничества, искала новые игры на сплочение, для развития коммуникативных способностей учеников, увеличила время ожидания ответа. Я поняла, что в диалоге большое значение имеет индивидуальные, возрастные, умственные способности партнера по паре или группе. (слайд 2,3)
Особую роль в проведении урока играет «Рефлексия». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
* Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. (3 слайд)
Виды рефлексии:
Рефлексия эмоционального состояния и настроения;
Рефлексия деятельности на уроке;
Рефлексия содержания учебного материала. (5 слайд)
Изначально у меня было, образное представление о понятии «Рефлексия», базовые знания об этом у меня были с колледжа, но после прохождения тренерских курсов, я обратила на это с другой стороны, появился новый взгляд, так как дети в первом классе, понятия не имеют что такое «Рефлексия ?», как нужно рефлексировать? Моей задачей было правильно научится проводить рефлексию, а самое главное научить детей «рефлексировать» , объективно оценивать свою работу на уроке, анализировать и делать выводы, но и самое главное это огромная помощь самому учителю, знать смог ли каждый ученик достичь цели в конце урока? Какие знания усвоил, после моего урока?
Для начала я начала использовать простые приемы.
1.Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения:
А) Улыбающийся смайлик- все понятно на уроке. ( слайд 6)
Улыбка смайлика ровная- немного затрудняюсь.
Грустный смайлик- было трудно и непонятно на уроке.
Так как рефлексию можно использовать на любом этапе урока, такой прием можно применить в начале и в конце урока. С каким настроением ребенок начал урок и какое настроение у него оказалось в конце урока.
Б) Солнышко и тучка (слайд 7, 8)
Солнышко- моё настроение похоже на солнышко- я молодец, у меня всё получилось на уроке.
Солнышко с тучкой – мне было трудно на уроке.
Тучка- мне было не понятно, мне нужна помощь.
С) Интересный прием с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки синяя и зеленая. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. ( слайд 9)
2. Приемы рефлексия деятельности на уроке;
А) Прием «Яблоня», который очень понравился детям, потому что каждый ребенок в первом классе, любит раскрашивать и рисовать.
- Закрашивают три яблока- я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
- Закрашивают два яблока- я могу работать лучше. У меня не все получилось на уроке.
- Закрашивают одно яблоко- мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. (слайд 10)
Б) Прием «Три Звезды» этот прием я использовала на открытом уроке, тема была«Какпользоваться глобусом». На уроке были различные задания: тест, работа с глобусом, практическая работа, после всех этих задании, я использовала этот прием.
- Закрашивают три звезды- я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.
- Закрашивают две звезды- я могу работать лучше. У меня не все получилось на уроке.
- Закрашивают одну звезду- мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. Многие ребята, оценили свою работу объективно и прокомментировали почему закрасили столько звезд. (слайд 11)
С) Ещё один прием, который я использовала на открытом уроке называется «Острова». На большом листе рисуется карта с изображением островов со следующими названиями: остров Неуверенности, остров Вдохновения, остров Удовлетворения, остров Накопления знаний, остров Размышления, остров Пустоты, Бермудский треугольник и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики крепят стикеры в соответствующем районе, который отражает душевное эмоциональное состояние после проведения урока. После помещения своего настроения на бумаге, можно его проанализировать. ( 12,13 слайд)
3. Прием рефлексия содержания учебного материала.
А) Прием «Светофор», я использую на каждом уроке, можно использовать при выполнений практической работы, работы с карточками, после изучения нового материала, также активно используем на уроке литературы, при проверки домашнего задания, т.е ученики с помощью сигнальных карточек, показывают тот цвет, и объясняют на каком этапе урока достигли успеха, а где затруднялись.
- Красный цвет- совсем не понятно.
- Желтый цвет- надо повторить ещё раз
- Зеленый цвет- всё легко и просто. ( 14 слайд)
Б) Прием «?,!»этот прием похож на «ИНСЕРТ», но в чём суть этого приёма, на доску крепятся знаки только «? и !».
! знак- называют или записываются слова, понятия или термины, которые были известны, после прочитанного или усвоены во время урока.
Второй вариант, ребята клеят стикеры к соответствующему знаку, и комментируют почему. (15 слайд)
С) Прием «Оценочные листы» ( 16-17 слайд)
Оценочный лист – инструмент универсальный, его можно использовать при оценке различных работ, в том числе и практических, во время групповой работы. Я составила несколько листов по литературе и использовала на уроке. Выбрала жюри. Первые впечатления девочки строже. Серьезнее и объективнее относятся к оценке своей работы, повышается уровень дисциплины и качество работы. Вместе с детьми мы составили и обсудили критерии по литературе. При оценивании жюри использует сигнальные карточки, оценивают в соответствии с критериями и комментируют. Также слушаем ответ и самого ученика, который выступает, учимся оценивать себя объективно.
В этом году я продолжаю проводить такую работу на уроках, также начали работать с учениками, используя приемы критического мышления «Ромашка Блума», кубик Блума, таблица «Тонких и толстых» вопросов.
Что же произошло со мной, моими учениками за это время?
Учащиеся изменили отношение друг к другу, стали более внимательными, доброжелательными, понимающими, благодаря диалоговому обучению, работе в команде, сплотились, раскрыли в своих одноклассниках положительные качества, которые не были видны при обычной деятельности на уроке. Дети легко воспринимают новшества, изменения, готовы к креативу. «Оттаяли» равнодушные , они уже «не в тени сильных учеников», благодаря использованию новых приёмов, они проявляли себя, выступали наравне с «сильными» учениками, поднимали свою самооценку.
Рефлексия моей деятельности с учётом семи модулей позволила мне увидеть минусы в моей работе, а именно на моих уроках учащиеся редко выступали перед всем классом, мало внимания уделяли развитию речи.
Рефлексия помогает посмотреть на урок глазами детей с разным уровнем знаний, разного темперамента; узнать их оценку, предложения, настроение.
«Рефлексия поддерживает и уточняет действие. Действование без рефлексии – необдуманность. Рефлексия без действия – зацикливание на себе». Может по этой причине ученики, просиживая за школьной партой годы, затрудняются ответить, зачем и для чего они обучаются. (слайд 18)
Программа курсов и работа с тренером помогла мне разобраться в моих вопросах и взять лучшее, чтобы дети смогли плодотворно работать в паре, в групповой работе и индивидуально.