Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение изученного о наречии"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение изученного о наречии"
~~Тема урока: Повторение изученного о наречии
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие»;
- повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь
аргументировать, развитие мышления, способствовать развитию умений составления монологических высказываний;
- воспитание положительного отношения к знаниям, развитие уверенности в своих силах, уважения друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: нестандартный
Методы урока: проблемный, частично-поисковый, «Ассоциация», «Аргументированное эссе», «Тонкие и толстые вопросы», «Кубизм»
Форма урока: коллективная, парная, индивидуальная, групповая
Методическое обеспечение урока:
оборудование: компьютер, интерактивная доска
наглядные пособия: кубик, раздаточные материалы, жетоны, смайлики
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать: о наречии как о части речи, разряды наречий, степени сравнения наречий, их правописание, правописании частицы не и ни с наречиями.
должны уметь: образовывать от других частей речи наречия, правильно определять в тексте наречия, определять разряд, объяснить их правописание, выделять части слова, выполнять морфологический разбор наречий.
Ход урока
I. Организационный момент
А) Приветствие.
Б) Делятся на 3 группы
В) Психологический настрой учащихся (медленно звучит музыка «Школьные задания»)
Ребята, представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.(слайд 1)
II. Сообщение целей и темы урока
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (слайд 2) Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Наречие». Вы должны уметь правильно писать, определять и использовать в нашей речи наречия.
Мы проведём с вами сегодня необычный урок.
Девизом нашего урока будут взяты слова пословицы:
«Мир освещается солнцем, а человек знанием!» (слайд 3)
Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике.
Лексическая тема нашего урока «Школьная жизнь», грамматическая тема «Наречие».(слайд 4)
III. Стадия вызова.
- Скажите, ребята, нравиться ли вам учиться?
-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «школа»? (слайд 5)
IV. Стадия осмысления.
1) Работа над текстом (слайд 6)
Прочитывают текст «Спор» по ролям
Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели каникулы. Вот Петя и попросил своего друга Андрюшу:
- Напиши за меня. Ты по русскому лучше всех учишься, может, настоящим писателем станешь, а я мучаюсь- мучаюсь, и ничего не получается.
Расспросил Андрюша Петю, как он каникулы провёл, и написал за него сочинение. А после своё стал писать.
Проверила учительница и работы. Петю похвалила, а Андрюше ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней «тройка». Ясно, почему. Андрюша своё сочинение после Петиного писал. Устал уже и написал хуже.
Обидно ему стало, и он сказал Пете:
-Нечестно чужое сочинение за своё выдавать.
- Как чужое? – удивился Петя. – это я же так хорошо каникулы провёл, а ты, значит, провёл каникулы на «тройку»!
-Каникулы ты, может, и хорошо провёл, а за сочинение «пятёрку» обманом получил.
- Каким ещё обманом? Разве это сочинение не стоит «пятёрки»?
-Стоит, раз Елена Ивановна «пять» поставила. Только с твоей стороны получать за него «пятёрку» несправедливо.
-Это почему же?
-Так ведь сочинение не твоё. Вот если бы тебе за него «двойку» поставили, было бы правильно.
-За что же мне «двойку» ставить, если я каникулы на «пятёрку» провёл? Стояла бы у меня «двойка» за сочинение, так была бы она твоя.
- «Двойка» моя, а «пятёрка» твоя? Ловко у тебя получается.
Так друзья ни до чего не договорились. Помогите, ребята, Пете с Андрюшей спор решить. Кто из них прав: Андрюша или Петя?
(Ю. Ермолов)
2) «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы: (слайд 7)
1. О чём идёт речь в тексте?
2. Почему мальчики поспорили?
3. Кого из мальчиков похвалила учительница и за что?
Толстые вопросы: (слайд 8)
1. Охарактеризуйте Петю и Андрея.
2. Что бы вы сделали, если оказались бы на месте Андрюши?
3. Если бы вы были автором, то как бы вы написали концовку рассказа?
3) «Авторский стул» (зачитывают в группе, самое интересное зачитывают, заняв место автора на стуле) (слайд 9)
Записывают в тетради число, тему урока. (слайд 10)
4) «Не ошибись!» (слайд 11)
Выписывают из текста наречия, записывают в тетради. Разбирают по составу.
(Лучше всех, ясно, уже, хуже, обидно, нечестно, хорошо, несправедливо, правильно, ловко)
5) «Кубизм» (работа по парам)
1. Сравните (сопоставляют два наречия «лучше всех» и «хуже») (слайд 12)
2. Опишите (о наречии как о части речи) (слайд 13)
3. Исследуйте (от каких частей образуется, каким способом) (слайд 14)
4. Представьте (изображают, как они представляют, рассказать о степени сравнении и разряде наречий) (слайд 15)
5. Используйте (употребление в речи, составление предложения) (слайд 16)
6. Обсудите (Почему в наречии «нечестно, несправедливо» частица не пишется слитно) (слайд 17)
Из выписанных наречий берут одно, сравнивают, исследуют и т.д.
6) «Аргументированное эссе» (слайд 18)
Пишут небольшое эссе на тему: «Кто из учеников прав?»
Каждая пара пишет по 3 доказательства, аргументируют.
«Андрей» «Петя»
7) Итог урока:
- А теперь, ребята, я хочу вам дать такое задание: (слайд 19)
Оставьте пожеланье гостям с использованием наречий
1. _____________ не болеть.
2. _____________ выглядеть.
3. _____________ улыбаться.
4. _____________ быть преданным своему делу.
5. Живите _____________ .
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Вы сегодня очень хорошо потрудились, хочу сказать всем «спасибо».
А теперь сами оцените свои работы: подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать – ... (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т.д.) (слайд 20)
Комментирование оценок
V. Рефлексия:
-Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? Поднимите и покажите смайлики. (слайд 21)
VI. Д/з: Упражнение 16 стр.217
Предлагаю подумать и написать небольшое эссе на тему: «Что будет, если исчезнут наречия?» (слайд 22)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учащиеся должны знать: о наречии как о части речи, разряды наречий, степени сравнения наречий, их правописание, правописании частицы не и ни с наречиями.
должны уметь: образовывать от других частей речи наречия, правильно определять в тексте наречия, определять разряд, объяснить их правописание, выделять части слова, выполнять морфологический разбор наречий.
Ход урока
Организационный момент
А) Приветствие.
Б) Делятся на 3 группы
В) Психологический настрой учащихся (медленно звучит музыка «Школьные задания»)
Ребята, представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.(слайд 1)
Сообщение целей и темы урока
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (слайд 2) Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Наречие». Вы должны уметь правильно писать, определять и использовать в нашей речи наречия.
Мы проведём с вами сегодня необычный урок.
Девизом нашего урока будут взяты слова пословицы:
«Мир освещается солнцем, а человек знанием!» (слайд 3)
Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике.
Лексическая тема нашего урока «Школьная жизнь», грамматическая тема «Наречие».(слайд 4)
Стадия вызова.
- Скажите, ребята, нравиться ли вам учиться?
-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «школа»? (слайд 5)
Школа
IV. Стадия осмысления.
1) Работа над текстом (слайд 6)
Прочитывают текст «Спор» по ролям
Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели каникулы. Вот Петя и попросил своего друга Андрюшу:
- Напиши за меня. Ты по русскому лучше всех учишься, может, настоящим писателем станешь, а я мучаюсь- мучаюсь, и ничего не получается.
Расспросил Андрюша Петю, как он каникулы провёл, и написал за него сочинение. А после своё стал писать.
Проверила учительница и работы. Петю похвалила, а Андрюше ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней «тройка». Ясно, почему. Андрюша своё сочинение после Петиного писал. Устал уже и написал хуже.
Обидно ему стало, и он сказал Пете:
-Нечестно чужое сочинение за своё выдавать.
- Как чужое? – удивился Петя. – это я же так хорошо каникулы провёл, а ты, значит, провёл каникулы на «тройку»!
-Каникулы ты, может, и хорошо провёл, а за сочинение «пятёрку» обманом получил.
- Каким ещё обманом? Разве это сочинение не стоит «пятёрки»?
-Стоит, раз Елена Ивановна «пять» поставила. Только с твоей стороны получать за него «пятёрку» несправедливо.
-Это почему же?
-Так ведь сочинение не твоё. Вот если бы тебе за него «двойку» поставили, было бы правильно.
-За что же мне «двойку» ставить, если я каникулы на «пятёрку» провёл? Стояла бы у меня «двойка» за сочинение, так была бы она твоя.
- «Двойка» моя, а «пятёрка» твоя? Ловко у тебя получается.
Так друзья ни до чего не договорились. Помогите, ребята, Пете с Андрюшей спор решить. Кто из них прав: Андрюша или Петя?
Оставьте пожеланье гостям с использованием наречий
_____________ не болеть.
_____________ выглядеть.
_____________ улыбаться.
_____________ быть преданным своему делу.
Живите _____________ .
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо,
великолепно.
Работать – _______, _________, _________, _________, _________.
С каким настроением вы уходите с урока?
Поднимите и покажите смайлики.
Д/з:
Упражнение 16 стр.217
Предлагаю подумать и написать небольшое эссе на тему: «Что будет, если исчезнут наречия?»
Если бы я был бы автором, то …
Прочитывают текст «Спор» по ролям
Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели каникулы. Вот Петя и попросил своего друга Андрюшу:
- Напиши за меня. Ты по русскому лучше всех учишься, может, настоящим писателем станешь, а я мучаюсь- мучаюсь, и ничего не получается.
Расспросил Андрюша Петю, как он каникулы провёл, и написал за него сочинение. А после своё стал писать.
Проверила учительница и работы. Петю похвалила, а Андрюше ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней «тройка». Ясно, почему. Андрюша своё сочинение после Петиного писал. Устал уже и написал хуже.
Обидно ему стало, и он сказал Пете:
-Нечестно чужое сочинение за своё выдавать.
- Как чужое? – удивился Петя. – это я же так хорошо каникулы провёл, а ты, значит, провёл каникулы на «тройку»!
-Каникулы ты, может, и хорошо провёл, а за сочинение «пятёрку» обманом получил.
- Каким ещё обманом? Разве это сочинение не стоит «пятёрки»?
-Стоит, раз Елена Ивановна «пять» поставила. Только с твоей стороны получать за него «пятёрку» несправедливо.
-Это почему же?
-Так ведь сочинение не твоё. Вот если бы тебе за него «двойку» поставили, было бы правильно.
-За что же мне «двойку» ставить, если я каникулы на «пятёрку» провёл? Стояла бы у меня «двойка» за сочинение, так была бы она твоя.
- «Двойка» моя, а «пятёрка» твоя? Ловко у тебя получается.
Так друзья ни до чего не договорились. Помогите, ребята, Пете с Андрюшей спор решить. Кто из них прав: Андрюша или Петя?
(Ю. Ермолов)
Сш №2, с.Кулан, р-на Т.Рыскулова
Пишет вам учитель русского языка и литературы Каптагаева Айгуль Шимирбаевна.
Стаж работы 9 лет. Хочу поблагодарить за методическую помощь, которую вы оказываете
всем учителям, за теоретический и практический материал.
Материалы очень интересные, много познавательного можно взять при проведении
уроков.Хочу предложить урок русского языка, проведённый в 8(казахском) классе
по теме: «Наречие».
Данный урок составлен для учителей, работающих по технологии РКМЧП.
Надеюсь, что мой урок заинтересует учителей русского языка и литературы.
Тема урока: Повторение изученного о наречии
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «наречие»;
- повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать, развитие
мышления, способствовать развитию умений составления монологических
высказываний;
- воспитание положительного отношения к знаниям, развитие уверенности в своих
силах, уважения друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: нестандартный, урок-лабиринт
Методы урока: проблемный, частично-поисковый, синквейн, аргументированное эссе, тонкие и
толстые вопросы, семантическая карта, кубизм
Форма урока: коллективная, групповая, индивидуальная
Методическое обеспечение урока: оборудование: компьютер, интерактивная доска
наглядные пособия: жетоны, смайлики
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать: о наречии как о части речи, разряды наречий, степени сравнения наречий, их правописание, правописании частицы не и ни с наречиями.
должны уметь: образовывать от других частей речи наречия, правильно определять в тексте наречия, определять разряд, объяснить их правописание, выделять части слова, выполнять морфологический разбор наречий.
Ход урока
Организационный момент
А) Приветствие.
Б) Деление на группы.
В) Психологический настрой учащихся (медленно звучит музыка «Чему учат в школе»)
Ребята, представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.
Сообщение целей и темы урока
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Наречие». Вы должны уметь правильно писать , определять и использовать в нашей речи наречия.
Мы проведём с вами сегодня необычный урок. Чтобы обобщить и систематизировать знания по теме: «Наречие», мы отправимся в лабиринт.
Словарная работа :
Лабиринт – первоначально, большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции.
Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времён выражение «нить Ариадны» означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки.
Поэтому девизом нашего урока будут взяты слова пословицы:
«Мир освещается солнцем, а человек знанием!»
Итак, мы должны знать теоретический материал по теме, применять полученные знания на практике.
Лексическая тема нашего урока «Школьная жизнь», грамматическая тема «Наречие» .
Счастливого пути!
Стадия вызова.
Мы у входа в лабиринт Препятствие № 1 «Синквейн»
- Скажите, ребята, нравиться ли вам учиться?
-Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «учёба» или «обучение»?
Составьте «Синквейн» по этим словам І группа «Обучение»,ІІ группа «Учёба»
Каждому человеку необходимо учиться. Учение с увлечением – счастливая жизнь.
Прогресс. Закон.
-А знаете ли вы, что учение может быть разным? На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. Как вы думаете, что это за учения? Знакомо ли вам такая ситуация? (ответы учащихся)
IV. Стадия осмысления.
Препятствие № 2 «Работа над текстом»
Прочитывают текст «Спор»
Учительница задала ребятам написать сочинение о том, как они провели каникулы. Вот Петя и попросил своего друга Андрюшу:
- Напиши за меня. Ты по русскому лучше всех учишься, может, настоящим писателем станешь, а я мучаюсь- мучаюсь, и ничего не получается.
Расспросил Андрюша Петю, как он каникулы провёл, и написал за него сочинение. А после своё стал писать.
Проверила учительница и работы. Петю похвалила, а Андрюше ничего не сказала. Раскрыл он свою тетрадь, а в ней «тройка». Ясно, почему. Андрюша своё сочинение после Петиного писал. Устал уже и написал хуже.
Обидно ему стало, и он сказал Пете:
-Нечестно чужое сочинение за своё выдавать.
- Как чужое? – удивился Петя. – это я же так хорошо каникулы провёл, а ты, значит, провёл каникулы на «тройку»!
-Каникулы ты, может, и хорошо провёл, а за сочинение «пятёрку» обманом получил.
- Каким ещё обманом? Разве это сочинение не стоит «пятёрки»?
-Стоит, раз Елена Ивановна «пять» поставила. Только с твоей стороны получать за него «пятёрку» несправедливо.
-Это почему же?
-Так ведь сочинение не твоё. Вот если бы тебе за него «двойку» поставили, было бы правильно.
-За что же мне «двойку» ставить, если я каникулы на «пятёрку» провёл? Стояла бы у меня «двойка» за сочинение, так была бы она твоя.
- «Двойка» моя, а «пятёрка» твоя? Ловко у тебя получается.
Так друзья ни до чего не договорились. Помогите, ребята, Пете с Андрюшей спор решить. Кто из них прав: Андрюша или Петя?
Исследуйте (от каких частей образуется , каким способом)
Представьте (изображают, как они представляют )
Используйте (употребление в речи, составление предложения)
Обсудите (почему наречия «когда-то, куда-нибудь, куда-то и т.д. относятся к
наречиям») «Да» и «Нет»
Из выписанных наречий берут одно, сравнивают, исследуют и т.д.
Препятствия № 8 «Знаю орфограммы»
Почему в наречии «нечестно, несправедливо» частица не пишется слитно. Объясните. Выполните морфологический разбор наречий.
Морфологический разбор:
Нечестно чужое сочинение за своё выдавать.
І. Как? Нечестно –наречие
ІІ. Морф. признаки:
Не изменяется, наречие образа действия
ІІІ. В предложении является обстоятельством
Только с твоей стороны получать на него «пятёрку» несправедливо.
І. ... ? Несправелдиво –наречие
ІІ. Морф. признаки:
Не изменяется, наречие образа действия
ІІІ. В предложении является обстоятельством
Рефлексия:
Вы сегодня очень хорошо потрудились, хочу сказать всем «спасибо». А теперь сами оцените свои работы: подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать – ... (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т.д.)
Оставьте пожеланье гостям с использованием наречий
_____________ не болеть.
_____________ выглядеть.
_____________ улыбаться.
_____________ быть преданным своему делу.
Живите _____________ .
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
VI. Итог урока:
-Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? Поднимите и покажите смайлики.
VII. Д/з: предлагаю подумать и написать небольшое эссе на тему: «Что будет, если исчезнут наречия?»