kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочный план на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                                                     Предмет: Русская речь. 5 класс.

Тема: Собственные и нарицательные  имена существительные

I ЭТАП.   (5-7 мин.)

Задания на актуализацию знаний

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

(они выполняются дома до начала урока)

        В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы  кто?,  что?.
  3. Имена существительные имеют 3 рода: мужской род, средний род, женский род.
  4. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

        5    По значению иена существительные делятся :нарицательные и собственные.  

   Шаги (приемы) исследовательского метода:

II этап (Синектическая часть).

Самостоятельное усвоение новой темы.

Отводится всего 20-25 минут.

По теоретической части:

1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…,  составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается.

По теоретической части:

2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину,  докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома)  из предыдущего Узнавания».

Применяются различные интерактивные методы диалога.

1.   Упражнение 448 стр.166 письменно.

2.   Упражнение449 К данным нарицательным существительным подберите собственные имена.

По теоретической части:

3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

  1. сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понммание»2
  2.   выявите различия  между …
  3. Найдите общее..
  4. Выделите главную идею темы..

Можно использовать стратегию «Диаграмма Веннв».

1-3). По диаграмме Венна сравните  собственные и нарицательные.                               

По теоретической части:

4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):

на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.).

Заполни блок- схему, построенную на основе главной идеи.

Сделай вывод об отличиях между собственными и нарицательными существительными.            

          Вывод: собственные имена существительные  пишутся с большой буквы ,а нарицательные  с маленькой буквы.                  

5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …)

Следующее  задание: упр.445 стр.168 (выпишите собственные имена,фамилии,отчества существительные )

6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуации может найти применение? Приведите пример и решите.

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

ІІІ-этап обратной связи  (этап оценивания уровня формирования знаний и умений). Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем  уровням усвоения следующим образом:

1-пороговый уровень (5 баллов)

По теоретической части:

«Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»

1-задание

Имя существительное – является частью речи.

Имя существительное – обозначает предмет.

2-задание  Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные

3-задание Имена существительные изменяются по числам и падежам.

4-задание Имена существительные  по значению делятся на собственные и нарицательные.

Распределите данные слова по колонкам :город, крейсер «Аврора», Балхаш ,река ,планета ,Марс ,газета «Караван»,   страна.

На практике

 (оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …)

5-задание  стр.167.упр.454 Найдите в тексте собственные существительные.

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний:   5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.

2-алгоритмический уровень (5+4 балла)

По теоретической части:

«Понимание»

(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания

1-задание.

  1. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
  2. Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.

Приведи примеры собственных и нарицательных предметов, распредели их по столбцам:

Собственные имена существительные

Нарицательные имена существительные

По теоретической части:

 «Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

3-задание.   Сравни имена существительные, заполнив таблицу:

Собственные

Нарицательные

Выдели главную идею темы: …………………….…………………………………………………………

На практике (оценка умений):  «Применение»    (в измененной ситуации):  выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания:  № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)

4-задание

Выполни упражнение стр.169 упр.453

1Рассказ  «Республика»

-Ответьте на вопросы.

-Найдите имена собственные.

Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся  видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации).   Количественная характеристика качества знаний:   5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.

3-эвристический уровень (9+3 балла)

По теоретической части:

«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.

На практике

«оценка». Учеником дается  отзыв, рецензия содержанию темы, то есть проводится рефлексия в виде ответов на вопросы: «Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п.

2-задание. Напишите эссе «Моя республика»

Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся  видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность», «Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний,  интегрирующий  все предыдущие виды.  Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне:   9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал.

4-творческий уровень (12 баллов)

Ученик  получает задание  четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из будущих научных проектов).  Например, задание :написать  сочинение –описание ,используя слова по данной теме.

Продолжи,используя в тексте ключевые слова «почему?» «сравни» и.т.д………………………………………………..

          Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод, то есть задания, соответствующие критериям Б .Блума

на усвоение теории по теме: 1) «узнавание», 2) «понимание», 3) «анализ». 4) «синтез»;

на закрепление на практике: 5) «применение», 6) «оценка» (рефлексия).

Результаты оцениваются отдельно по 12-бальной системе.

Просмотр содержимого документа
«русский язык 5 класс»


Предмет: Русская речь. 5 класс.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

(задания с ответами в ключах рабочей тетради для учителя

Составила Исмаилова П.Т.

Алмаатинская обл. , Енбекшиказахский район ,с.Шелек КГУ СШ Розыбакиева

Ребята, заполните пропуски во всех нижепредложенных заданиях:

Рекомендации для учителя-составителя заданий

I ЭТАП. (5-7 мин.)

Задания на актуализацию знаний

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала

(они выполняются дома до начала урока)

В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»


  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?.

  3. Имена существительные имеют 3 рода: мужской род, средний род, женский род.

  4. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

5 По значению иена существительные делятся :нарицательные и собственные.

ПРОБЛЕМА:

- какие имена существительные называют однородные предметы?.дом, человек, машина ,дерево ,доброта.

-какие существительные обозначают единственное в своём роде предмет.

Александр ,Европа ,Казахстан, Медеу, Восьмое марта.

Все эти слова имена существительные. Какие отличия вы видите?

Шаги (приемы) исследовательского метода:

II этап (Синектическая часть).

Самостоятельное усвоение новой темы.

Отводится всего 20-25 минут.

ььПо теоретической части:

1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается.

Заполните пропуски в упр. 447 стр165

Мы живем в селе Шелек .Далеко видна наша школа имени Розыбакиева Она находится рядом с кинотеатром Юность. Вокруг здания ребята посадили деревья .В классах светло ,кругом царя т уют и чистота.


По теоретической части:

2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания».

Применяются различные интерактивные методы диалога.


1. Упражнение 448 стр.166 письменно.

2. Упражнение449 К данным нарицательным существительным подберите собственные имена.

Республика-Казахстан.

Город - Алматы.

Село - Шелек.

Улица – Вихрева.

Памятник – Вихрева.

Река - Или.

Озеро – Балхаш.

Гора - Памир.

По теоретической части:

3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

  1. сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понммание»2

  2. выявите различия между …

  3. Найдите общее..

  4. Выделите главную идею темы..

Можно использовать стратегию «Диаграмма Веннв».

1-3). По диаграмме Венна сравните собственные и нарицательные.

собственные нарицательные

Имя существительное (предмет)

что?







По теоретической части:

4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):

на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.).

Заполни блок- схему, построенную на основе главной идеи.

Сделай вывод об отличиях между собственными и нарицательными существительными.

существительные


собственные

нарицательные







Астана, Иртыш, Марс. Человек, дерево ,мебель.

Вывод: собственные имена существительные пишутся с большой буквы ,а нарицательные с маленькой буквы.

5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …)


Следующее задание: упр.445 стр.168 (выпишите собственные имена,фамилии,отчества существительные )

Фамилия Имя Отчество

Державин Говрил Романович

Жуковский Василий Андреевич

Крылов Иван Андреевич

Пушкин Александр Сергеевич

6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуации может найти применение? Приведите пример и решите.

1Найди лишнее слово:

ветер ,Или ,учитель, море

2Найди лишнее слово:

Балхаш ,Тараз, Учебник , Маша.

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений). Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровням усвоения следующим образом:

1-пороговый уровень (5 баллов)

По теоретической части:

«Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»

1-задание

Имя существительное – является частью речи.

Имя существительное – обозначает предмет.

2-задание Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные

3-задание Имена существительные изменяются по числам и падежам.

4-задание Имена существительные по значению делятся на собственные и нарицательные.

Распределите данные слова по колонкам :город, крейсер «Аврора», Балхаш ,река ,планета ,Марс ,газета «Караван», страна.

Собственные Нарицательные

Аврора город

Балхаш река

Марс планета

Караван страна

На практике

(оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …)


5-задание стр.167.упр.454 Найдите в тексте собственные существительные.

Скажите ,что они обозначают. Спишите, вставляя нужные буквы.

Сколько речек,

Речушек,

Речонок,

Никому не известных,притом,

Стало Волгою,Днепром,Печорой,

Иртышом,Енисей,Днепром!

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.


2-алгоритмический уровень (5+4 балла)

По теоретической части:

«Понимание»

(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания

1-задание.

  1. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

  2. Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.


Приведи примеры собственных и нарицательных предметов, распредели их по столбцам:

Собственные имена существительные


Нарицательные имена существительные


Караганда

Волга

Елена

деревня

речка

песня


По теоретической части:

«Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:

1) сравните … … с … … … (сравниваются ответы из «Понимания»)

2) выявите различия между … …,

3) найдите общее …

4) выделить главную идею темы …,где сравниваемые объекты берутся из ответов зКаспийаданий на «Понимание». Можно использовать таблицу.

3-задание. Сравни имена существительные, заполнив таблицу:


Собственные

Нарицательные

Юпитер

самолёт

Романов

рка

Енисей

лес

Шарик

солнце

Дон

правило

Россия

дорога

Выдели главную идею темы: …………………….…………………………………………………………

На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)

4-задание

Выполни упражнение стр.169 упр.453

1Рассказ «Республика»

-Ответьте на вопросы.

-Найдите имена собственные.

Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.


3-эвристический уровень (9+3 балла)

По теоретической части:

«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:

а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)

б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.

1-задание. Вставь прпущенные слова

1 Как называется столица нашей республики.

2Лесное животное.

3Рыба

4явление природы


а

с

т

а

н

а

м

е

д

в

е

д

ь

щ

у

к

а

м

о

л

н

и

я



На практике

«оценка». Учеником дается отзыв, рецензия содержанию темы, то есть проводится рефлексия в виде ответов на вопросы: «Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п.

2-задание. Напишите эссе «Моя республика»



Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность», «Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал.


4-творческий уровень (12 баллов)

Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из будущих научных проектов). Например, задание :написать сочинение –описание ,используя слова по данной теме.

Продолжи,используя в тексте ключевые слова «почему?» «сравни» и.т.д………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………

Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод, то есть задания, соответствующие критериям Б .Блума

на усвоение теории по теме: 1) «узнавание», 2) «понимание», 3) «анализ». 4) «синтез»;

на закрепление на практике: 5) «применение», 6) «оценка» (рефлексия).

Результаты оцениваются отдельно по 12-бальной системе.






2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
поурочный план на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Автор: Исмаилова Пазилят Тохтыевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168296

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства