Предмет: Русская речь. 5 класс.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
I ЭТАП. (5-7 мин.)
Задания на актуализацию знаний
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
(они выполняются дома до начала урока)
В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
- Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?.
- Имена существительные имеют 3 рода: мужской род, средний род, женский род.
- Имена существительные изменяются по падежам и числам.
5 По значению иена существительные делятся :нарицательные и собственные.
Шаги (приемы) исследовательского метода:
II этап (Синектическая часть).
Самостоятельное усвоение новой темы.
Отводится всего 20-25 минут.
По теоретической части:
1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний): на правой графе пишется полный перечень заданий информационного характера. В условия включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы кто? что? где? когда? какой? и другие задания информационного характера, а также задания на: «Запомнить…, составить список . . . выделить . . ., рассказать о . . ., показать . . ., назвать . . . и т.д.».Количество заданий не ограничивается.
По теоретической части:
2-шаг. «Понимание» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы для углубления знаний ставятся на ответы каждого задания (если оно не аксиома) из предыдущего Узнавания».
Применяются различные интерактивные методы диалога.
1. Упражнение 448 стр.166 письменно.
2. Упражнение449 К данным нарицательным существительным подберите собственные имена.
По теоретической части:
3-шаг. «Анализ» (формирование знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
- сравните … … с … … … (где сравниваемые объекты берутся из ответов заданий на «Понммание»2
- выявите различия между …
- Найдите общее..
- Выделите главную идею темы..
Можно использовать стратегию «Диаграмма Веннв».
1-3). По диаграмме Венна сравните собственные и нарицательные.
По теоретической части:
4-шаг. «Синтез» (формирование знаний):
на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа») или заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.).
Заполни блок- схему, построенную на основе главной идеи.
Сделай вывод об отличиях между собственными и нарицательными существительными.
Вывод: собственные имена существительные пишутся с большой буквы ,а нарицательные с маленькой буквы.
5-шаг. Практическая часть «Применение» (требования к заданиям для формирования умений:Выполни следующие задания (№ …, № …, № …, или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор … …, стр. …)
Следующее задание: упр.445 стр.168 (выпишите собственные имена,фамилии,отчества существительные )
6-шаг. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте: а) Как ты думаешь? Б) Как бы ты поступил? В) Для чего это нужно в жизни? Г) При решении какой жизненной ситуации может найти применение? Приведите пример и решите.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
ІІІ-этап обратной связи (этап оценивания уровня формирования знаний и умений). Все задания из предыдущего второго этапа распределяются по трем уровням усвоения следующим образом:
1-пороговый уровень (5 баллов)
По теоретической части:
«Узнавание» (оценка знаний): На правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения, (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Какой? И другие задания информационного характера. А также задания на : «запомнить …, составить . . ., рассказать о …, показать … …, назвать… и т.д.»
1-задание
Имя существительное – является частью речи.
Имя существительное – обозначает предмет.
2-задание Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные
3-задание Имена существительные изменяются по числам и падежам.
4-задание Имена существительные по значению делятся на собственные и нарицательные.
Распределите данные слова по колонкам :город, крейсер «Аврора», Балхаш ,река ,планета ,Марс ,газета «Караван», страна.
На практике
(оценка умений): «Применение» (по образцу). Применение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница …)
5-задание стр.167.упр.454 Найдите в тексте собственные существительные.
Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.
2-алгоритмический уровень (5+4 балла)
По теоретической части:
«Понимание»
(оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова: почему? зачем? объясни, найди причину …, докажи, придумай и т.д. Данные вопросы ставятся на ответы учащихся из предыдущего «Узнавания
1-задание.
- Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
- Нарицательные имена существительные пишутся с маленькой буквы.
Приведи примеры собственных и нарицательных предметов, распредели их по столбцам:
Собственные имена существительные
Нарицательные имена существительные
По теоретической части:
«Анализ» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условия которых включаются следующие ключевые слова:
3-задание. Сравни имена существительные, заполнив таблицу:
Собственные
Нарицательные
Выдели главную идею темы: …………………….…………………………………………………………
На практике (оценка умений): «Применение» (в измененной ситуации): выполни задания, проиллюстрируй, реши с преобразованием формул, составь и реши обратную задачу и др. задания: № …, № … или упражнения из учебника, сборника (название автора, страница)
4-задание
Выполни упражнение стр.169 упр.453
1Рассказ «Республика»
-Ответьте на вопросы.
-Найдите имена собственные.
Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня.
3-эвристический уровень (9+3 балла)
По теоретической части:
«Синтез» (оценка знаний): на правой графе пишутся задания, в условиях которых включаются следующие ключевые слова:
а) Приведи в систему …, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему(на основе выделенной главной идеи темы из предыдущего «Анализа»), заполни кроссворд, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщи по всему содержанию текста, дай определение.
На практике
«оценка». Учеником дается отзыв, рецензия содержанию темы, то есть проводится рефлексия в виде ответов на вопросы: «Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте, напиши эссе, как ты думаешь, где могут пригодиться твои знания и умения, полученные на уроке? Приведи проблемную ситуацию из жизни и реши ее, и т.п.
2-задание. Напишите эссе «Моя республика»
Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность», «Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал.
4-творческий уровень (12 баллов)
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из будущих научных проектов). Например, задание :написать сочинение –описание ,используя слова по данной теме.
Продолжи,используя в тексте ключевые слова «почему?» «сравни» и.т.д………………………………………………..
Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод, то есть задания, соответствующие критериям Б .Блума
на усвоение теории по теме: 1) «узнавание», 2) «понимание», 3) «анализ». 4) «синтез»;
на закрепление на практике: 5) «применение», 6) «оценка» (рефлексия).
Результаты оцениваются отдельно по 12-бальной системе.