Просмотр содержимого документа
«Электронное дистанционное обучение в образовательном учреждении»
Торопыгина Екатерина Владимировна
преподаватель Рузаевское отделение ГБПОУ РМ «Саранский политехнический техникум»
г.Рузаевка
Электронное дистанционное обучение в образовательном учреждении
Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения. Это связано с большими расстояниями до ряда удаленных населенных пунктов и, соответственно, сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.
Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.
Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.
Электронное обучение – это учебный процесс на базе IT-технологий и интернет-сервисов. Такое обучение может осуществляться "по запросу", в любое удобное для слушателя время и в любом месте.
Наиболее популярным решением в России на сегодняшний день является смешанное обучение (blended learning) - это электронное обучение, скомбинированное с другими обучающими методами.
Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему образования:
- обеспечение доступности образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;
- обеспечение доступности образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);
- обеспечение доступности качественного образования на профильном уровне;
- обеспечение возможности дополнительного образования;
- обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;
- обеспечение возможности получения образования с использованием дистанционных технологий.
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образовании, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества.
Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:
- формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;
- формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;
- отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;
- обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:
- учебный план образовательного учреждения;
- учебный план обучающегося;
- программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);
- учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);
- практикумы или практические пособия;
- тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;
- методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;
- комплекты электронных образовательных ресурсов.
Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.
Материально-техническая база электронного дистанционного должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:
- деятельностная;
- коммуникативная;
- пространственно-предметная.
Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- творческая деятельность.
Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.
Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:
- гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;
- партнерство педагога и ученика;
- свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.
Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:
- информационная образовательная среда;
- средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия;
- средства коллективной работы над материалами;
- виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.
Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:
- каналы связи;
- система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;
- компьютерное оборудование;
- периферийное оборудование;
- программное обеспечение.
Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи. Информационная система дистанционного обучения должна обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, в том числе лекций, глоссарий, баз данных, тестов, задание, семинар.
Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующего электронное дистанционное обучение – создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде.