Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения
Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения
ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Эволюция развития форм обучения. Формы и система обучения уходит корнями далеко в историю: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества.
Из истории мы знаем, что в Древней Греции, Афинах, применялись индивидуальные занятия в сочетании с коллективными.
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе (передача опыта от одного человека к другому). Затем при расширении доступа к образованию и появлению письменности система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую.
В средние века были изменения, увеличилось количество обучающихся, дети в группы подбиралась по возрасту.
В XVII веке появляется классно-урочная система. Я.А. Коменский. разделил учащихся на группы и поделил учебный день на отрезки и назвал их уроками, ввел перемены. Классно-урочная система получила распространение почти во всех странах.
С появлением первых университетов зарождается лекционно- семинарская система обучения. Она практически не изменилась с момента её создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия остаются ведущими формами обучения. Неизменными её атрибутами остаются зачеты и экзамены.
Но с процессом развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В последнее время в образовательной сфере предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и эффективность образования. Технология дистанционного обучения (ДО) является одной из наиболее прогрессивных, зародившись в конце XX столетия, она вошла в XXI в. как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Это обусловливается тем, что учебный процесс в образовательных учреждениях подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию. Сегодня основой педагогического процесса в образовательных учреждениях является формирование потребности в самообразовании посредством обучения методологии самостоятельной работы в информационно-образовательной среде и при увеличении ее доли в образовательном процессе.
Формы обучения представляет собой способ организации образовательного процесса, отличающийся двумя основными признаками:
1) соотношение объемов непосредственного и опосредованного педагогического общения со студентом (очная, заочная, очно-заочная, дистанционное, экстернат);
2) соотношение между объемом обязательных коллективных занятий и самостоятельной работы студентов.
В связи с этим огромную роль играет организационнометодическая деятельность преподавателя по управлению учебным процессом с использованием информационных и коммуникационных технологий и деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами, обеспечивающих самостоятельную учебную деятельность студентов.
Плюсы и минусы разных форм обучения. На сегодняшний день существуют разные формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционное, экстерн, самообразование и семейное образование.
Очная форма обучения – это форма обучения самая распространённая. Заключается в том, что ученик, студент каждый день ходит в образовательно-учебное заведение.
Плюсы: обучающиеся находится под контролем родителей и преподавателей, где всегда можно получить помощь по предмету.
Минусы: на очном обучении обучающиеся тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
Очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. он нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.
Заочная форма обучения включает в себя две сессии. Сначала студентов вызывают на интенсивный очный курс: преподаватели концентрированно начитывают лекции и проводят практические занятия. Затем наступает период самостоятельной подготовки и выполнения заданий, который заканчивается новой сессией – с экзаменами и зачетами.
Такой вид обучения подходит не каждому, но крайне популярна у работающих людей.
Плюсы: Свободное время. совмещать работу и учебу. Таких студентов условно можно разделить на три группы: молодые ребята; приезжая молодежь; взрослые люди.
Экономия денег. Для тех, кто поступает на платное отделение, очевидным плюсом заочного обучения становится его стоимость.
Географическая свобода. Можно учится не переезжая из одного города в другой или страны, достаточно приехать пару раз в год на сессию.
Лояльное отношение. Преподаватели от «заочников» обычно ждут намного меньше, чем от студентов oчного отделения. Сессия проходит легче, и часто на экзаменах случаются интересные беседы двух состоявшихся людей.
Самодисциплина и ответственность. Именно это отличает студентов заочного обучения. Примерно 70% учебного процесса – это самостоятельная работа.
Минусы: Отсутствие мотивации и самоконтроля. Полноценно совмещать работу и учебу удается немногим.
Объем знаний. Программа обучения для заочной и очной формы одинаковая. Заочное обучение не предполагает дальнейшей научной карьеры (хотя все, опять же, индивидуально!)
Отсутствие отсрочки. Пусть этот минус не относится к девушкам, для мужчин он является крайне весомым. В отличие от дневной формы обучения, заочная не дает студенту отсрочки от армии, а значит служить все равно придется.
Студенческая жизнь. А точнее – ее отсутствие! Если вы всегда мечтали окунуться в бурную жизнь студентов с вечеринками, недосыпами, посиделками в общежитии, самодеятельностью и прочими веселыми атрибутами, то на заочном отделении, скорее всего, вам не удастся получить такой опыт.
Очно-заочная форма обучения. Отличается от заозно, обучения входит в состав учебного заведения. Это хорошо, поскольку учебные заведения заинтересованы в хороших оценкх. Обучающиеся часть предметов изучает в учебных заведениях, а часть самостоятельно.
Плюсы: возможность обучаться в любое время, в любом месте; возможность обучаться в своем темпе; высокие результаты обучения; мобильность; доступность учебных материалов; обучение в спокойной обстановке; индивидуальный подход;
Минусы: необходима сильная мотивация; ДО не подходит для развития коммуникабельности; недостаток практических знаний; проблема идентификации пользователя; недостаточная компьютерная грамотность.
Экстернат. Это тоже заочная форма обучения. Что бы обучаться нужно написать заявление в учебное учреждение и в Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения требуется и согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы. Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.
Плюсы: не ограничивает время для творческой и спортивной деятельности.
Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.
Минусы: Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически. Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.
Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Система дистанционного обучения рассматривает студента как субъекта обучения, а образовательный процесс направлен не столько на трансляцию знаний, сколько на развитие познавательных способностей.
Плюсы: возможность обучаться в любое время, в любом месте; возможность обучаться в своем темпе; высокие результаты обучения; мобильность; доступность учебных материалов; обучение в спокойной обстановке; индивидуальный подход.
Минусы: необходима сильная мотивация; ДО не подходит для развития коммуникабельности; недостаток практических знаний; проблема идентификации пользователя; недостаточная компьютерная грамотность.
Не хватает живого общения.
Современному образованию уже недостаточно ограничиваться информационной и обучающей функцией. Потребности общества располагают к внедрению развивающих и ориентированных на личность технологий.
Это понятие появилось в 1990-х годах, изначально оно относилось к компьютерным технологиям и электронному обучению, но сегодня приобрело более широкое значение.
Интерактивное обучение — этоорганизация обучения, при которой преподаватель и обучающийся активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение.
Интерактивные средства обучения
Средства обучения — это комплекс объектов и предметов, которые используются для организации учебного процесса и презентации обучающих материалов. С учётом того, что 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения, одним из главных запросов качественного интерактивного обучения является наглядность. Поэтому большинство средств интерактивного обучения учитывают этот фактор.
Среди самых популярных средств выделяют: интерактивные доски, интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, робототехнику и конструкторы LEGO, интерактивный стол, беспроводной планшет, документ-камеру, интерактивную песочницу, мобильный планетарий, компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Литература:
Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.
Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - N 9. - С. 33-36.
Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400с.
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. -М.: Просвещение,1997. – 452.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1999. - 585 с.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы: уч. Пособие для пед. вузов / В.В.Голубков.- М.: Учпедиз, 1999.- 464 с.
Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2001. – 514
Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 c.
Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 160 c.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения»
Бадикова И.И.
Преподаватель: первой категории
(г. Макеевка)
ЭВОЛЮЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Эволюция развития форм обучения. Формы и система обучения уходит корнями далеко в историю: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества.
Из истории мы знаем, что в Древней Греции, Афинах, применялись индивидуальные занятия в сочетании с коллективными.
Система индивидуального обучения сложилась ещё в первобытном обществе (передача опыта от одного человека к другому). Затем при расширении доступа к образованию и появлению письменности система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую.
В средние века были изменения, увеличилось количество обучающихся, дети в группы подбиралась по возрасту.
В XVII веке появляется классно-урочная система. Я.А. Коменский. разделил учащихся на группы и поделил учебный день на отрезки и назвал их уроками, ввел перемены. Классно-урочная система получила распространение почти во всех странах.
С появлением первых университетов зарождается лекционно- семинарская система обучения. Она практически не изменилась с момента её создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия остаются ведущими формами обучения. Неизменными её атрибутами остаются зачеты и экзамены.
Но с процессом развития информационного общества огромное значение имеют проблемы, связанные с организацией образовательного процесса. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В последнее время в образовательной сфере предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и эффективность образования. Технология дистанционного обучения (ДО) является одной из наиболее прогрессивных, зародившись в конце XX столетия, она вошла в XXI в. как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Это обусловливается тем, что учебный процесс в образовательных учреждениях подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию. Сегодня основой педагогического процесса в образовательных учреждениях является формирование потребности в самообразовании посредством обучения методологии самостоятельной работы в информационно-образовательной среде и при увеличении ее доли в образовательном процессе.
Формы обучения представляет собой способ организации образовательного процесса, отличающийся двумя основными признаками:
1) соотношение объемов непосредственного и опосредованного педагогического общения со студентом (очная, заочная, очно-заочная, дистанционное, экстернат);
2) соотношение между объемом обязательных коллективных занятий и самостоятельной работы студентов.
В связи с этим огромную роль играет организационнометодическая деятельность преподавателя по управлению учебным процессом с использованием информационных и коммуникационных технологий и деятельность по обеспечению процесса обучения учебно-методическими материалами, обеспечивающих самостоятельную учебную деятельность студентов.
Плюсы и минусы разных форм обучения. На сегодняшний день существуют разные формы обучения: очная, очно-заочная, дистанционное, экстерн, самообразование и семейное образование.
Очная форма обучения – это форма обучения самая распространённая. Заключается в том, что ученик, студент каждый день ходит в образовательно-учебное заведение.
Плюсы: обучающиеся находится под контролем родителей и преподавателей, где всегда можно получить помощь по предмету.
Минусы: на очном обучении обучающиеся тратит очень много времени на учёбу, и у него остаётся мало времени на занятия спортивной или творческой деятельностью.
Очная форма обучения хороша для тех, кто не может правильно организовать себя, т.е. он нуждается в контроле, который по каким-то причинам не могут полностью обеспечить родители. Также эта форма обучения необходима тем, у кого серьёзные пробелы в знании предметов, и на самостоятельное их изучение потребуется очень много сил и времени.
Заочная форма обучения включает в себя две сессии. Сначала студентов вызывают на интенсивный очный курс: преподаватели концентрированно начитывают лекции и проводят практические занятия. Затем наступает период самостоятельной подготовки и выполнения заданий, который заканчивается новой сессией – с экзаменами и зачетами.
Такой вид обучения подходит не каждому, но крайне популярна у работающих людей.
Плюсы: Свободное время. совмещать работу и учебу. Таких студентов условно можно разделить на три группы: молодые ребята; приезжая молодежь; взрослые люди.
Экономия денег. Для тех, кто поступает на платное отделение, очевидным плюсом заочного обучения становится его стоимость.
Географическая свобода. Можно учится не переезжая из одного города в другой или страны, достаточно приехать пару раз в год на сессию.
Лояльное отношение. Преподаватели от «заочников» обычно ждут намного меньше, чем от студентов oчного отделения. Сессия проходит легче, и часто на экзаменах случаются интересные беседы двух состоявшихся людей.
Самодисциплина и ответственность. Именно это отличает студентов заочного обучения. Примерно 70% учебного процесса – это самостоятельная работа.
Минусы: Отсутствие мотивации и самоконтроля. Полноценно совмещать работу и учебу удается немногим.
Объем знаний. Программа обучения для заочной и очной формы одинаковая. Заочное обучение не предполагает дальнейшей научной карьеры (хотя все, опять же, индивидуально!)
Отсутствие отсрочки. Пусть этот минус не относится к девушкам, для мужчин он является крайне весомым. В отличие от дневной формы обучения, заочная не дает студенту отсрочки от армии, а значит служить все равно придется.
Студенческая жизнь. А точнее – ее отсутствие! Если вы всегда мечтали окунуться в бурную жизнь студентов с вечеринками, недосыпами, посиделками в общежитии, самодеятельностью и прочими веселыми атрибутами, то на заочном отделении, скорее всего, вам не удастся получить такой опыт.
Очно-заочная форма обучения. Отличается от заозно, обучения входит в состав учебного заведения. Это хорошо, поскольку учебные заведения заинтересованы в хороших оценкх. Обучающиеся часть предметов изучает в учебных заведениях, а часть самостоятельно.
Плюсы: возможность обучаться в любое время, в любом месте; возможность обучаться в своем темпе; высокие результаты обучения; мобильность; доступность учебных материалов; обучение в спокойной обстановке; индивидуальный подход;
Минусы: необходима сильная мотивация; ДО не подходит для развития коммуникабельности; недостаток практических знаний; проблема идентификации пользователя; недостаточная компьютерная грамотность.
Экстернат. Это тоже заочная форма обучения. Что бы обучаться нужно написать заявление в учебное учреждение и в Министерства Образования. Для перехода на эту форму обучения требуется и согласие родителей. Эта форма обучения отличается тем, что учащийся может заранее сдать некоторые или все предметы. Например, ребёнку 13 лет, то есть по возрасту он должен учиться в 7 классе. Но, сдав предметы экстерном, он может сразу перейти, например, в 8 класс или даже в 9 класс и выше.
Плюсы: не ограничивает время для творческой и спортивной деятельности.
Если ребёнок явно обгоняет своих сверстников по знанию предметов, то он может, пройдя аттестацию, сразу перейти в следующий класс и, опять же, выиграть время.
Минусы: Не так просто заранее сдавать все предметы с переходом в следующий класс, поэтому обучение экстерном может оказаться тяжёлым психологически. Не все дети способны быстро осваивать школьную программу.
Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.
Система дистанционного обучения рассматривает студента как субъекта обучения, а образовательный процесс направлен не столько на трансляцию знаний, сколько на развитие познавательных способностей.
Плюсы: возможность обучаться в любое время, в любом месте; возможность обучаться в своем темпе; высокие результаты обучения; мобильность; доступность учебных материалов; обучение в спокойной обстановке; индивидуальный подход.
Минусы: необходима сильная мотивация; ДО не подходит для развития коммуникабельности; недостаток практических знаний; проблема идентификации пользователя; недостаточная компьютерная грамотность.
Не хватает живого общения.
Современному образованию уже недостаточно ограничиваться информационной и обучающей функцией. Потребности общества располагают к внедрению развивающих и ориентированных на личность технологий.
Это понятие появилось в 1990-х годах, изначально оно относилось к компьютерным технологиям и электронному обучению, но сегодня приобрело более широкое значение.
Интерактивное обучение — этоорганизация обучения, при которой преподаватель и обучающийся активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Интерактивные средства обучения
Средства обучения — это комплекс объектов и предметов, которые используются для организации учебного процесса и презентации обучающих материалов. С учётом того, что 80% информации на уроке воспринимается с помощью зрения, одним из главных запросов качественного интерактивного обучения является наглядность. Поэтому большинство средств интерактивного обучения учитывают этот фактор.
Среди самых популярных средств выделяют: интерактивные доски, интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, робототехнику и конструкторы LEGO, интерактивный стол, беспроводной планшет, документ-камеру, интерактивную песочницу, мобильный планетарий, компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Литература:
Абышов Н. А. Из опыта интерактивного обучения с использованием компьютера // Химия в школе. - 2011. - N 2. - С. 22-25.
Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
Арбузова Е. Н. Применение интерактивной доски на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - N 9. - С. 33-36.
Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 400с.
Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. -М.: Просвещение,1997. – 452.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1999. - 585 с.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы: уч. Пособие для пед. вузов / В.В.Голубков.- М.: Учпедиз, 1999.- 464 с.
Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2001. – 514
Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 c.
Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 160 c.