Просмотр содержимого документа
««Диалоговое обучение»»
«Диалоговое обучение»
«Каждый человек способен критически
принимать участие в учебном процессе и
диалогической беседе с другими людьми»
Фриери
«Диалоговое обучение» - один из модулей, который я изучила во время прохождения курсов. Исходя их изученного материала, я поняла, что вся информация пригодится мне для работы в школе.
«Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении». (Руководство для учителя, стр.155)
В результате вовлечения учеников в диалог, ими приобретаются знания. Ученики легче обучаются в случае, когда имеют возможность диалога с другими более знающими людьми, в роли которых могут выступать их одноклассники или учителя.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Диалог можно подразделить на три уровня:
1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень
2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.
3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).
«На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников приносит большую пользу, так как:
- позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
- помогает им осознавать, что у людей могут быть различные идеи;
- содействует аргументированию учениками своих идей;
- помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.» (Руководство для учителя, стр.155)
Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения». Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
При диалоговом обучении я хочу развить следующие умения:
Запросить информацию, уметь задать вопрос.
Ответить на вопрос собеседника.
Понять на основании догадки незнакомый элемент в реплике собеседника (или общий смысл реплики).
Употреблять необходимые выражения, установленные нормами литературно-разговорного стиля речи (клише) в пределах материала учебников.
Выразить суждение по поводу реплики собеседника, согласие, несогласие, благодарность, приветствие и т. д.
Центральная роль в обучении принадлежит речи, которая реализуется участниками диалога через говорение, обсуждение и аргументацию. Это позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает осознавать ими то, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей, помогает мне понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Суть диалогового обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Трудности диалогового обучения:
ограниченность времени (не хватает времени на обдумывание ответа);
преодоление языковых трудностей при слушании высказывания собеседника и при построении собственного ответа;
необходимость догадываться о том, что может сказать собеседник;
плохо развитая устная речь.
Вывод:
После введения диалогового обучения учащиеся научились задавать вопросы разного вида и в зависимости от вопроса строить свой ответ; слушать собеседника: уважать ответы собеседника; развивать речевые навыки.
Внедряя Диалоговое обучение на уроках, я увидела его практическую значимость в развитии речевых навыков учащихся.
В дальнейшем я намерена применять в своей профессиональной деятельности диалоговое обучение, «так как преподавание в форме диалога позволяет использовать силу разговора для симулирования и развития учащихся» ( Александер (2008), руководство для учителя стр 145).