kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cтатья Диалоговое обучение в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые мною на практике диалогические методы, такие как укмулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включаются в процесс обучения через обсуждение, изучаемой информации, высказывания своих идей принятия решений и формирование выводов, их обоснование, а кроме того ребята учатся работать в группах, стремятся достичь согласия. результаты, которые я хотела получить при использовании  модуля "Новые подходы", а именно "Диалоговое обучение " следущее:

  • ученики могут свободно выражать свою точку зрения;
  • умеют прислушиваться к мнению других членов группы;
  • учащиеся непринужденно общаются с учителем. со сверстниками.

На своих уроках с внедрением семи модулей, мне удалось создать благоприятный психологический климат. Дети стали активно участвовать в обсуждении тем и вопросов, с удовольствием высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Свои уроки я стараюсь сформулировать так, чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение.

в ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и груповую форму работы, применяю исследовательские проекты, ролевые игры.

С целью активизации внимания и повышения мотивации использую на уроках "Блиц-опрос", "Журналист", "Мудрые совы" и т.д.

Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я считаю, что учащиеся должны овладевать глубокими и прочными знаниями по предмету, а данный процесс, возможен при условии ежеурочной информированности учителя о результатах обучения такую информацию нам может дать опрос учащихся. Благодаря опросу есть возможность своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся,предупредить их отставание 

Я соглашусь с мнением Барнса (1971), что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников. Действительно обучение происходит не только под средством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации.

Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осозновать. что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (Руководство учителя с. 155)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cтатья Диалоговое обучение в начальной школе »

Долгова Л.В.

учитель начальных классов

сш.№ 8 им. Н. Остовского

город Талдыкорган





Диалоговое обучение на уроках в начальной школе.


В современных условиях развития образования Казахстана до 2015 года проблема повышения квалификации и переподготовки учителя приобрело особую актуальность, чтобы поднять образовательный процесс на качественно новый уровень, перейти на новую модель образования, ориентированного на результат, невозможно без активного педагогического поиска.

Каким же должен быть идеальный учитель? Руководящий и дающий знания по традиционной методике преподавания основанной на передаче готовых знаний и механическом запоминании, конечно же, нет. Так как, данная методика малоэффективна для глубокого понимания предмета. Идеальный учитель должен быть: компетентным, направляющим, творческим, постоянно совершенствующимся, толерантным. Желание приобрести качества идеального учителя подтолкнуло меня приехать в институт повышения квалификации учителей, для того чтобы получить новые знания, которые бы мне помогли в моей профессиональной деятельности.

На первом этапе обучения, по программе Кембриджского университета, я познакомилась с семью модулями образования, с различными методами и приемами ведения урока. Я поняла, что данная программа направлена на то, чтобы учитель и ученик стали сотрудниками в обучении. Согласно высказыванию Пажареса «…Если учитель с «традиционным » стилем преподавания , основанным на передаче готовых знаний, желает помочь ученикам стать личностями с развитым критическим мышлением, то ему самому, прежде всего, необходимо иметь развитое критическое мышление и быть открытым для новых идей» (Руководство учителя, с.111) , и в первую очередь я должна поменять свои взгляды на традиционную систему преподавания, быть уверенной в том, что внедряя, новые методы и приемы, я тем самым помогаю ученику формироваться как социально адаптированная личность с развитым критическим мышлением.

От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений, навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает диалоговое обучение как основной способ введения нового знания, который использовался мною на уроках. В целях реализации семи модулей в частности диалогового обучения я провела урок «Познание мира» на тему «Народные традиции». Анализируя уроки в 3 классе, я поставила перед собой цель: применить диалогового обучения в классе, так как учащиеся начальной школы практически не говорят на уроках, а если и отвечают , то односложно. Для этого я взяла тему исследования «Диалоговое обучение на уроках в начальной школе». Ведь наиболее распространенной формой общения является диалог. Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение.

Используемые мною на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывания своих идей принятие решений и формирование выводов, их обоснование, а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. Если раньше для обсуждения в основном предлагались «тонкие вопросы», то теперь дети стали сами создавать «Толстые вопросы». Но не все вопросы помогают реализовать идеи диалогового подхода.

Детям, да и нам учителям, более привычны, фактологические. знания и вопросы, но знакомство с вопросами таксономии Блума позволили даже в начальном звене углубить беседы по темам занятий. Также я задавалась целью достичь доверительного отношения с учениками и отойти от авторитарного преподавания и развить коммуникабельные способности у учащихся. Результаты , которые я ожидала получить следующие:

  • ученик сможет свободно выражать свою точку зрения;

  • умение прислушиваться к мнению других членов группы;

  • ученик сможет непринужденно общаться с учителем, со сверстниками.

В целом ожидаемые результаты оправдались. Мне удалось создать благоприятный психологический климат, дети активно участвовали в обсуждении тем и вопросов, с удовольствием высказывали и отстаивали свою точку зрения. Усвоение материала стало более эффективным, осознанным. Проводя уроки, я задалась вопросом: «Почему такая важная проблема, как диалоговый подход в обучении осталась в тени?».

После обучения на первом этапе курсов, а еще больше во время проведения практики я поняла важность диалогового обучения и необходимость его регулярного применения на уроках. Я разрабатывала уроки, чтобы вовлечь детей в диалог, реализуя один из методов «Ассоциаций», например, к слову «Дом». Написав свои ассоциации, ребята составляли рассказы о своем доме. Я старалась сформулировать уроки, так чтобы каждый ученик мог выразить свое мнение. Собирала максимум мнений, идей, предложений, для определения на каком этапе понимания темы находятся дети, чтобы углубить их знания по предмету. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы, подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать ученикам, предлагая им временную роль ведущего. Проанализировать и оценить проведенную работу, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале урока цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны. Принять групповое решение совместно с учениками. Опираясь на методическое пособие (Руководство учителя, с. 155-158), где «Модуль обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог и роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. В подтверждении этого, я провела урок в групповой форме, где ученики выражали свое понимание темы «Фермерское хозяйство», говорили друг с другом, обсуждали, аргументировали. Достижение единства сторон в переговорном процессе становится более эффективным, если оно подкрепляется рефлексивным взаимодействием участников, осмыслением своей и противоположной позиции, анализом мотивов тех или иных поступков, критическим восприятием, как себя, так и партнеров по переговорам, формированием «Я - концепции». Для того, чтобы самооценка и саморегуляция приводили к самоутверждению личности обучаемого и взаимообогащению всех учащихся, я постоянно помогала им. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. С целью активизации внимания и повышения мотивации я использовала на уроке «Блиц- опрос», игру- передачу «Телемост» (Телестудия – класс, в одном конце класса- городские жители, в другом конце группа детей, которые представляют сельских жителей. Корреспондент задает вопросы разного порядка. В заключении корреспондент подводит итог разговора между городом и селом. Что село кормит город сельскохозяйственной продукцией, а город изготовляет промышленные товары и обеспечивает село. В роли корреспондента очень хорошо проявил себя слабомотивированный ученик С.Этот ребенок на столько вошел в роль, что не только задавал вопросы, но и сам старался вступить в диалог. Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я считаю, что учащиеся должны овладевать глубокими и прочными знаниями по предмету, а данный процесс, возможен при условии ежеурочной информированности учителя о результатах обучения, такую информацию нам может дать опрос учащихся. Благодаря опросу есть возможность своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, предупредит их отставание.

Изучение нового материала основывалось на модуле «Новые подходы в преподавании и обучении, «где обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учится», или процесс формирования метасознания согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, что бы они могли продолжить обучение самостоятельно» (Руководство учителя, с.116-117).

Несмотря на то, что спикеры в группах постоянно менялись, уже к третьему уроку определились лидеры среди спикеров, одним из лидеров стал наблюдаемый ученик В, за которым я вела наблюдение, и который перенял от меня такие качества, как умение убеждать, заинтересовать, организовать работу в группе. Этот ученик показал прекрасные знания, я отметила, что у него правильная речь и большой словарный запас, собран, работает очень активно. В группе четко высказывает свое мнение, генерирует идеи, выслушивает чужое мнение. Данный ученик обладает определенным талантом, на это указывает то, что на протяжении всех уроков, он постоянно пытался найти новую информацию по теме, представить ее как можно интереснее. На данном этапе работы я отметила, что ребята стали работать более сплоченно, каждый принимал участие, даже слабые ученики.

Диалоговое обучение выявляет интерес и эмоции у детей, развивает любознательность. Я соглашусь с мнением Барнса (1971), что речь используется в классе и оказывает наибольшее влияние на учеников. Действительно обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Диалоговое обучение позволяет ученикам выражать свое понимание темы, осознавать, что у людей могут быть разные идеи, содействует аргументированию учениками своих идей. А учителю помогает понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения (Руководство учителя, с.155).

Таким образом, я пришла к выводу, что для того чтобы изменить отношение детей к учебе, необходимо изменится самому учителю, а это значит уделять внимание самообразованию, внедрять новые передовые технологии в процесс обучения, для большей заинтересованности учащихся, тогда отпадет проблема «неуспевающий ученик». Из выше изложенного , я подошла к следующим выводам:

  1. Ребята открыты к сотрудничеству;

  2. Научились доверять и работать в группах;

  3. Научились слушать и слышать друг друга.

Для себя отметила, что мне самой нравится данный модуль. Я буду применять его не только на уроках познания мира, но и на уроках литературного чтения, русского языка, математики, для развития коммуникабельных навыков. В заключение мне хотелось бы отметить что , внедрение модуля диалогового обучения дает учащимся самим понимать цели урока и достичь ее в конце урока. Ценность данного исследования можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Cтатья Диалоговое обучение в начальной школе

Автор: Долгова Лидия Владимировна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства