kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлективный отчет по внедрению модуля " Новые подходы в обучении - диалоговое обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рефлективный отчет по внедрению  модуля « Новые подходы в обучении –     

                                         диалоговое обучение»                               

           « Создавая дружескую и позитивную атмосферу мы тем самым способствуем уменьшению чувства страха и опасности. Таким образом мы можем обзавестись новыми друзьями и увидеть больше улыбок.»

                                                                    Из размышлений Далай Ламы

                                                                                                                                   

 

          Образование в школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  учебных действий, обеспечивающих  умение учиться. Моей целью является  создание необходимых  условий  для того, чтобы ученик получил необходимые знания. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.

            Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между  людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между  партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
           В деятельности школьника диалог  представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик.   Диалог между одним учеником и учителем в классе  происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся.  Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей  деятельности, для  ученика – учебной.

            В  начале урока возникает проблемная  ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.   Такой подход развивает способность детей самостоятельному обучению,  воспитывает любознательность и наблюдательность.
            Диалог – это  среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной  атмосфере учащиеся делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

   

          Диалог – это форма, в которой  можно  искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. 

Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа со взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей.

          По мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя .модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.

           В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.

         На стадии вызова, прежде чем раскрывать тему, я вела предварительную беседу, которая бы потихоньку направила детей к самостоятельному раскрытию нового материала. Например: перед раскрытием темы «Дополнение», мы вели беседу о бабушках. Были заданы вопросы о бабушках, о том какие они, что любят рассказывать бабушки своим внукам. Беседа велась в доброжелательной обстановке, учащиеся свободно, без боязни, что получат плохую отметку отвечали на вопросы. Таким образом, появились конкретные предложения: « Бабушка рассказывает внукам сказку», «Бабушка рассказывает сказку о рыбке», « Дети подарили бабушке цветы», которые были разобраны по членам, и, в которых еще не понятными были слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей. Вот так, при помощи диалога учащиеся подошли к раскрытию новой темы.

   

          В ходе диалога  ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При  групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.  

        Диалог ведется в группах  и при составлении кластеров, когда  все участники  группы активно включаются в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения.  Защищали проект представители групп. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждой группы. Работая в группах, или парах всегда определяется лидер. Лидерство может  захватывать  и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер, по существу, один – это учитель.  У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно передаваться ему учителем. Как правило, этот прием применяется с дидактической целью.

        Так на моих уроках, лидерство постоянно удерживали Сымбат и Димаш, периодически лидерами также становились Аяулым, Дияра и Медет. Когда учащиеся вели групповую работу, я заметила следующее: они ведут себя непринужденно, высказывают идеи, ведут обсуждение, приходят к выводу, т.е., могут прийти к освоению материала самостоятельно. Все это происходит через диалог. Эта технология показывает, что учащиеся могут воспринимать информацию не только в готовом виде, как это происходило на наших традиционных уроках. При объяснении темы « Определение», в физминутке я показала ролик « Колобок», который известен всем детям. После того, как дети взбодрились, на лицах появилась улыбка, я провела беседу: « Герои сказки о колобке: бабушка, медведь, волк, заяц, лисичка и  колобок. Какие они?» Учащимся 5 класса очень нравятся сказки и они с удовольствием включаются в беседу. В такие моменты в классе стоит рабочий шум, дети с места кричат, высказывая свое мнение. К концу беседы мы выписываем слова, отвечающие на вопрос какой? Чей?. Затем идет сопоставление с казахским языком, и только тогда, через общение и диалог мы подходим к новой теме.   

     Кластеры, составленные ими, четко, ясно на доступном им языке раскрывали значение ключевых слов. Успех был реализован, потому что работа шла на основе результативного диалога. В учебном диалоге позиции групп были  жестко фиксированы: лидер  учит, наставляет,  – учащийся обучается, воспринимает обучающее действие, реагирует на него определенным образом.

        Диалогическое обучение готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной  особенностью  диалогического обучения, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше  усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

        На уроках объяснения,  после актуализации знаний,  дети  сами раскрывали тему урока..  На уроке, в процессе выполнения заданий,  все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую  беседу. Так я увидела, что работая в группе слабые ученики Айжан, Диана, Едил, Аружан   могли свободно общаться и с помощью учебника находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над упражнением, в котором нужно было вставить пропущенные буквы, дети совместно изучили правило, а потом применили его на практике. В итоге дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась.  

      Многие  исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы, достигнет такое обучение, при  котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому  ученику, либо уточнить его  самому. Они утверждают, что мгновенной и инстиктивной реакцией учителя, как правило является стремление оценить, повторить или переформулировать  ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров: продолжительности ответов учащихся, количества добровольных ответов , частоты вопросов учащихся, количества ответов от менее способных учеников, взаимодействия по типу «ученик-ученик», частоты дискусионных ответов.   Именно это позволяет  вести продуктивный диалог в классе. Такой продуктивный диалог был, когда я проводила опрос, применив прием «горячий стул». На своих  уроках в диалоговой  беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу,  даю возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Едилю, Айжан и Диане  после услышанного вопроса,  нужно подумать, прежде чем ответить. А вот Димаш, Сымбат и Дияра дают быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повысится.

    Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Так было и в моей педагогической практике. Прослушав первый этап курсов, я увидела свои минусы в педагогической деятельности. Я научилась критически оценивать свою деятельность. В серии последовательных уроков я ,применив модуль « Новые подходы в обучении», а именно - диалогическое обучение, пришла к выводу, что обучение через продуктивный диалог дает ученикам больше возможностей получить результативные знания, умения и коммуникативные навыки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рефлективный отчет по внедрению модуля " Новые подходы в обучении - диалоговое обучение »


Рефлективный отчет по внедрению модуля « Новые подходы в обучении –

диалоговое обучение»

« Создавая дружескую и позитивную атмосферу мы тем самым способствуем уменьшению чувства страха и опасности. Таким образом мы можем обзавестись новыми друзьями и увидеть больше улыбок.»

Из размышлений Далай Ламы



Образование в школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности  учебных действий, обеспечивающих  умение учиться. Моей целью является  создание необходимых  условий  для того, чтобы ученик получил необходимые знания. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.

    Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между  людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между  партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
        В деятельности школьника диалог  представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик.   Диалог между одним учеником и учителем в классе  происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся.  Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей  деятельности, для  ученика – учебной.

     В  начале урока возникает проблемная  ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями.   Такой подход развивает способность детей самостоятельному обучению,  воспитывает любознательность и наблюдательность.
Диалог – это  среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной  атмосфере учащиеся делятся  друг с  другом  новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.

   

Диалог – это форма, в которой  можно  искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. 

Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа со взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей.

        По мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя .модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.

    В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.

На стадии вызова, прежде чем раскрывать тему, я вела предварительную беседу, которая бы потихоньку направила детей к самостоятельному раскрытию нового материала. Например: перед раскрытием темы «Дополнение», мы вели беседу о бабушках. Были заданы вопросы о бабушках, о том какие они, что любят рассказывать бабушки своим внукам. Беседа велась в доброжелательной обстановке, учащиеся свободно, без боязни, что получат плохую отметку отвечали на вопросы. Таким образом, появились конкретные предложения: « Бабушка рассказывает внукам сказку», «Бабушка рассказывает сказку о рыбке», « Дети подарили бабушке цветы», которые были разобраны по членам, и, в которых еще не понятными были слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей. Вот так, при помощи диалога учащиеся подошли к раскрытию новой темы.

   

  В ходе диалога  ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При  групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.  

    Диалог ведется в группах  и при составлении кластеров, когда  все участники  группы активно включаются в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения.  Защищали проект представители групп. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждой группы. Работая в группах, или парах всегда определяется лидер. Лидерство может  захватывать  и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер, по существу, один – это учитель.  У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно передаваться ему учителем. Как правило, этот прием применяется с дидактической целью.

Так на моих уроках, лидерство постоянно удерживали Сымбат и Димаш, периодически лидерами также становились Аяулым, Дияра и Медет. Когда учащиеся вели групповую работу, я заметила следующее: они ведут себя непринужденно, высказывают идеи, ведут обсуждение, приходят к выводу, т.е., могут прийти к освоению материала самостоятельно. Все это происходит через диалог. Эта технология показывает, что учащиеся могут воспринимать информацию не только в готовом виде, как это происходило на наших традиционных уроках. При объяснении темы « Определение», в физминутке я показала ролик « Колобок», который известен всем детям. После того, как дети взбодрились, на лицах появилась улыбка, я провела беседу: « Герои сказки о колобке: бабушка, медведь, волк, заяц, лисичка и колобок. Какие они?» Учащимся 5 класса очень нравятся сказки и они с удовольствием включаются в беседу. В такие моменты в классе стоит рабочий шум, дети с места кричат, высказывая свое мнение. К концу беседы мы выписываем слова, отвечающие на вопрос какой? Чей?. Затем идет сопоставление с казахским языком, и только тогда, через общение и диалог мы подходим к новой теме.

Кластеры, составленные ими, четко, ясно на доступном им языке раскрывали значение ключевых слов. Успех был реализован, потому что работа шла на основе результативного диалога. В учебном диалоге позиции групп были  жестко фиксированы: лидер  учит, наставляет,  – учащийся обучается, воспринимает обучающее действие, реагирует на него определенным образом.

  Диалогическое обучение готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной  особенностью  диалогического обучения, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше  усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

    На уроках объяснения,  после актуализации знаний,  дети  сами раскрывали тему урока..  На уроке, в процессе выполнения заданий,  все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую  беседу. Так я увидела, что работая в группе слабые ученики Айжан, Диана, Едил, Аружан  могли свободно общаться и с помощью учебника находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над упражнением, в котором нужно было вставить пропущенные буквы, дети совместно изучили правило, а потом применили его на практике. В итоге дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась.  

   Многие  исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы, достигнет такое обучение, при  котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому  ученику, либо уточнить его  самому. Они утверждают, что мгновенной и инстиктивной реакцией учителя, как правило является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров: продолжительности ответов учащихся, количества добровольных ответов , частоты вопросов учащихся, количества ответов от менее способных учеников, взаимодействия по типу «ученик-ученик», частоты дискусионных ответов. Именно это позволяет  вести продуктивный диалог в классе. Такой продуктивный диалог был, когда я проводила опрос, применив прием «горячий стул». На своих  уроках в диалоговой  беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу,  даю возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Едилю, Айжан и Диане  после услышанного вопроса,  нужно подумать, прежде чем ответить. А вот Димаш, Сымбат и Дияра дают быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повысится.

Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Так было и в моей педагогической практике. Прослушав первый этап курсов, я увидела свои минусы в педагогической деятельности. Я научилась критически оценивать свою деятельность. В серии последовательных уроков я ,применив модуль « Новые подходы в обучении», а именно - диалогическое обучение, пришла к выводу, что обучение через продуктивный диалог дает ученикам больше возможностей получить результативные знания, умения и коммуникативные навыки.

























































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Кадырова Махирям Ахметовна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства