Рефлективный отчет по внедрению модуля « Новые подходы в обучении –
диалоговое обучение»
« Создавая дружескую и позитивную атмосферу мы тем самым способствуем уменьшению чувства страха и опасности. Таким образом мы можем обзавестись новыми друзьями и увидеть больше улыбок.»
Из размышлений Далай Ламы
Образование в школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Моей целью является создание необходимых условий для того, чтобы ученик получил необходимые знания. В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности.
Диалог в обучении, или учебный диалог – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе, которого происходит информационный обмен между партнерами, и регулируются дела между ними. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия.
В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельному обучению, воспитывает любознательность и наблюдательность.
Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно. В непринужденной, доброжелательной атмосфере учащиеся делятся друг с другом новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Диалогическая, коммуникативная атмосфера на уроке помогает ученику развивать эмоциональные, интеллектуальные свойства личности. При этом происходит усвоение нового материала.
Диалог – это форма, в которой можно искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа со взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей.
По мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя .модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения.
На стадии вызова, прежде чем раскрывать тему, я вела предварительную беседу, которая бы потихоньку направила детей к самостоятельному раскрытию нового материала. Например: перед раскрытием темы «Дополнение», мы вели беседу о бабушках. Были заданы вопросы о бабушках, о том какие они, что любят рассказывать бабушки своим внукам. Беседа велась в доброжелательной обстановке, учащиеся свободно, без боязни, что получат плохую отметку отвечали на вопросы. Таким образом, появились конкретные предложения: « Бабушка рассказывает внукам сказку», «Бабушка рассказывает сказку о рыбке», « Дети подарили бабушке цветы», которые были разобраны по членам, и, в которых еще не понятными были слова, отвечающие на вопросы косвенных падежей. Вот так, при помощи диалога учащиеся подошли к раскрытию новой темы.
В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. При групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.
Диалог ведется в группах и при составлении кластеров, когда все участники группы активно включаются в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения. Защищали проект представители групп. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждой группы. Работая в группах, или парах всегда определяется лидер. Лидерство может захватывать и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер, по существу, один – это учитель. У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно передаваться ему учителем. Как правило, этот прием применяется с дидактической целью.
Так на моих уроках, лидерство постоянно удерживали Сымбат и Димаш, периодически лидерами также становились Аяулым, Дияра и Медет. Когда учащиеся вели групповую работу, я заметила следующее: они ведут себя непринужденно, высказывают идеи, ведут обсуждение, приходят к выводу, т.е., могут прийти к освоению материала самостоятельно. Все это происходит через диалог. Эта технология показывает, что учащиеся могут воспринимать информацию не только в готовом виде, как это происходило на наших традиционных уроках. При объяснении темы « Определение», в физминутке я показала ролик « Колобок», который известен всем детям. После того, как дети взбодрились, на лицах появилась улыбка, я провела беседу: « Герои сказки о колобке: бабушка, медведь, волк, заяц, лисичка и колобок. Какие они?» Учащимся 5 класса очень нравятся сказки и они с удовольствием включаются в беседу. В такие моменты в классе стоит рабочий шум, дети с места кричат, высказывая свое мнение. К концу беседы мы выписываем слова, отвечающие на вопрос какой? Чей?. Затем идет сопоставление с казахским языком, и только тогда, через общение и диалог мы подходим к новой теме.
Кластеры, составленные ими, четко, ясно на доступном им языке раскрывали значение ключевых слов. Успех был реализован, потому что работа шла на основе результативного диалога. В учебном диалоге позиции групп были жестко фиксированы: лидер учит, наставляет, – учащийся обучается, воспринимает обучающее действие, реагирует на него определенным образом.
Диалогическое обучение готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью диалогического обучения, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
На уроках объяснения, после актуализации знаний, дети сами раскрывали тему урока.. На уроке, в процессе выполнения заданий, все были активными, и была дана возможность скованным ученикам раскрыться, они могли не стесняясь, задавать друг другу вопросы, на которые затруднялись ответить. Поиск ответов производили вместе, сообща в команде и через исследовательскую беседу. Так я увидела, что работая в группе слабые ученики Айжан, Диана, Едил, Аружан могли свободно общаться и с помощью учебника находить правильные ответы на поставленные вопросы. Например, работая над упражнением, в котором нужно было вставить пропущенные буквы, дети совместно изучили правило, а потом применили его на практике. В итоге дети хорошо усвоили тему и отметили, что данная форма подачи материала очень им понравилась.
Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы, достигнет такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Они утверждают, что мгновенной и инстиктивной реакцией учителя, как правило является стремление оценить, повторить или переформулировать ответ. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению следующих параметров: продолжительности ответов учащихся, количества добровольных ответов , частоты вопросов учащихся, количества ответов от менее способных учеников, взаимодействия по типу «ученик-ученик», частоты дискусионных ответов. Именно это позволяет вести продуктивный диалог в классе. Такой продуктивный диалог был, когда я проводила опрос, применив прием «горячий стул». На своих уроках в диалоговой беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу, даю возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Едилю, Айжан и Диане после услышанного вопроса, нужно подумать, прежде чем ответить. А вот Димаш, Сымбат и Дияра дают быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повысится.
Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой разговора, уместностью и правильностью того, что говорят ученики и тем, когда и как ученики могут говорить. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки. Так было и в моей педагогической практике. Прослушав первый этап курсов, я увидела свои минусы в педагогической деятельности. Я научилась критически оценивать свою деятельность. В серии последовательных уроков я ,применив модуль « Новые подходы в обучении», а именно - диалогическое обучение, пришла к выводу, что обучение через продуктивный диалог дает ученикам больше возможностей получить результативные знания, умения и коммуникативные навыки.