Просмотр содержимого документа
«Деструктивное поведение школьников»
Доклад
Деструктивное поведение школьников
Деструктивное поведение – действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было:
мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д.
ПРИЗНАКИ:
драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д.
Уровни:
К самому себе и собственному телу, к себе.
Межличностные отношения, к другим людям.
Ролевое поведение человека в социальных структурах, деструктив к обществу.
Виды:
Первый вид
Пренебрежение человеком витальными и социальными потребностями: самозаражение, пренебрежение гигиеной, употребление психоактивных веществ.
Рискованное поведение: пренебрежение правилами безопасного обращения с техническими устройствами, скоростное вождение автомобиля.
Ориентация на изоляцию, понижение своего социального статуса через избегание общения с окружающими, публичное самообвинение и самокритику.
В зависимости от формы проявления: нравиться себе и окружающим, избавиться от чувств тревоги и неуверенности.
Второй вид
Общая нацеленность на снижение самоуважения и обесценивание социальных качеств собеседника. Сопровождается пониманием связи между негативным воздействием на самоотношение партнера и повышением своего самоотношения. Говорящий обесценивает самомнение собеседника, повышая вместе с тем свое самоуважение.
Признаки:
Угроза, оскорбление, клевета или иной деструктивный акт, реализуется в манипуляции уровнем самоуважения собеседников.
Цель:
Стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.
Третий вид
Отказ от социальной роли - нежелание выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.
Признаки:
Межгрупповые конфликты, массовые беспорядки, отказы от приема пищи, неповиновение администрации и др.
Цель:
Причинение вреда социальной структуре в случае отказа от роли и стремление защищать интересы социальной структуры во внутри- и внешне-групповом контекстах в случае слияния.
Итак, причины деструктивного поведения имеют корни в отклоняющейся, неудавшейся социализации (усвоении социальных ролей и правил). Первично - на уровне родительской семьи, вторично - на уровне групп, институтов и государственной системы в целом.
Если говорить о подростке, то учитель и родитель должен обратить внимание на внутрисемейное взаимодействие:
достаточно ли дома душевного тепла и принятия,
существует ли система понятных правил, которой придерживают все члены семьи;
принимаются ли во внимания желания, потребности и интересы ребенка;
каким образом разрешаются конфликты в доме;
как проходит совместный досуг;
какие ценности транслируются и формируются в семье;
каков круг общения ребенка вне дома, какие трудности он переживает в связи с нахождением в социальных группах и как их разрешает.
Чтобы лучше понять, как повлиять на ситуацию, обратитесь за консультацией к семейному или детскому психологу.
Литература
Злоказов К.В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления. Вестник Удмуртского университета, серия Философия. Психология. Педагогика, 2016. Т. 26, вып. 4. С. 67-73.