Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время
Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время
Коррекция агрессивного поведения у подростков
с умственной отсталостью во внеурочное время
Особенности работы по коррекции агрессивного поведения подростков
По мнению Л.М. Семенюк, к характерологическим особенностям агрессивных детей относятся: воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо развит контроль над своими эмоциями; боятся непредсказуемости в поведении родителей; имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации). Также подросткам с агрессивным поведением свойственна неадекватная самооценка (завышенная, либо заниженная), а также высокий уровень тревожности .
Необходимо выделить основные направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.
В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.
Как считает Г.Э. Бреслав, прежде чем начинать работу по коррекции агрессивного поведения подростков, наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).
2. Социализированные формы агрессивного проведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку) .
Данная дифференциация позволяет определить направления психокоррекционной работы. В дальнейшем, ведущая задача специалиста - определить индивидуальную направленность агрессивного поведения - его доминирующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, исследователями было выделено шесть ключевых блоков - ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу .
К данным направлениям относятся:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
4. Развитие позитивной самооценки.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
Каждый из перечисленных блоков направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
При коррекции агрессивного поведения подростков применяют различные методы и техники коррекционного воздействия.
Так, Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова и др. выделяют:
1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
2) работа со страхами;
3) ролевые игры;
4) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
7) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
8) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать») и др.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Также важно проводить и консультационную работу с родителями.
Разработка и апробация психокоррекционных занятий, позволяет снизить уровень агрессии у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время.
Коррекционная работа должна строиться с опорой на труды исследователей по изучению особенностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков И.В. Беляковой, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, С.Я. Рубинштейн и др.; по вопросу изучения агрессивного поведения индивида: Л. Берковиц, Р. Бэрон, Е.П. Ильин, Д. Ричардсон, Н.В. Перешеина, Н.М. Платонова и др.; теоретико-практические основы изучения особенностей поведения детей с умственной отсталостью: Э.Я. Альбрехт, К.С. Лебединская, В.А. Малинаускене, М.Н. Фишман и др.
Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
1. Формировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов подростков с умственной отсталостью.
2. Обучать подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
3. Развивать качества личности необходимые для эффективного общения и взаимодействия с окружающими.
Эффективность реализации коррекционных мероприятий обеспечивалась двумя группами принципов.
К первой группе относятся принципы: единства диагностики и коррекции; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростков; учета ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка; комплексности методов воздействия; индивидуализации и дифференциации психолого-педагогических методов, приемов и средств коррекционно-развивающего воздействия.
Ко второй группе относятся принципы, предлагаемые исследователями в рамках профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умственной отсталостью: создания спокойной обстановки, доброжелательного отношения, единства, четкости и систематичности требований, лиц, слов; осуществления психологической коррекции при опоре на медицинские рекомендации, учитывающие этиологию заболевания; привлечения к коллективной и интересной деятельности; доступного и разнообразного изложения материала; мягкой, безболезненной формы оценки знаний и умений; избегания перехода положительного фона настроения в эйфорию; отвлечения внимания, непринуждения, использования спокойных игр; склонности к подражанию детей; помещения эмоционально неустойчивых детей рядом с уравновешенными.
Форма работы со старшими школьниками с умственной отсталостью - подгрупповая.
Количество занятия - 10, продолжительность занятий - 30 -45 минут, периодичность проведения занятий - 2 раза в неделю, состав участников - 4-5 человек.
Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия: работа в парах и подгруппах, игры и упражнения, обсуждения, тренинг.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации коррекционных мероприятий, с учетом особенностей группы, ожидается получить следующие результаты:
1. Повышение коммуникативных навыков подростков.
2. Сформированность у подростков толерантного отношения к окружающим.
3. Снижение у подростков уровня агрессивности.
Список литературы
Агрессия у детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой // Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 335 с.
Андриенко, В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы [Текст] / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. – М.: Инфра-М, 1996. – 216 с.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 512 с.
Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав // Учеб. пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2001. – 97 с.
Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5-8.
Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая // Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика [Текст] / В.В. Воронкова, Т.В. Алышева, Г.В. Васенков. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время »
Коррекция агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время Особенности работы по коррекции агрессивного поведения подростков
По мнению Л.М. Семенюк, к характерологическим особенностям агрессивных детей относятся: воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо развит контроль над своими эмоциями; боятся непредсказуемости в поведении родителей; имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации). Также подросткам с агрессивным поведением свойственна неадекватная самооценка (завышенная, либо заниженная), а также высокий уровень тревожности .
Необходимо выделить основные направления коррекционной работы, а также придать ей целенаправленный и целостный характер.
В целях повышения эффективности работы с агрессивными детьми необходимо также проанализировать роль семьи в формировании агрессивного поведения детей, а также особенности самих семей агрессивных детей.
Как считает Г.Э. Бреслав, прежде чем начинать работу по коррекции агрессивного поведения подростков, наиболее важным является дифференциация всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не носят враждебного характера и не имеют своей целью причинение ущерба другому человеку).
2. Социализированные формы агрессивного проведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку) .
Данная дифференциация позволяет определить направления психокоррекционной работы. В дальнейшем, ведущая задача специалиста - определить индивидуальную направленность агрессивного поведения - его доминирующие мотивы. Мотивы могут осознаваться ребенком или подростком, но чаще агрессивное поведение побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, а также их семей, исследователями было выделено шесть ключевых блоков - ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу .
К данным направлениям относятся:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
4. Развитие позитивной самооценки.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
Каждый из перечисленных блоков направлен на коррекцию определенной психологической черты или особенности данного ребенка и содержит набор соответствующих психологических приемов и техник, позволяющих скорректировать данную особенность. Отдельным, седьмым блоком выделяется работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
При коррекции агрессивного поведения подростков применяют различные методы и техники коррекционного воздействия.
Так, Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова и др. выделяют:
1) релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
2) работа со страхами;
3) ролевые игры;
4) работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
7) разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
8) перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать») и др.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми в рамках данных направлений можно строить как в индивидуальном порядке (чаще на стадии отреагирования гнева и всей проблемной ситуации в целом), так и в группе. Также важно проводить и консультационную работу с родителями.
Разработка и апробация психокоррекционных занятий, позволяет снизить уровень агрессии у подростков с умственной отсталостью во внеурочное время.
Коррекционная работа должна строиться с опорой на труды исследователей по изучению особенностей развития, обучения и воспитания умственно отсталых детей и подростков И.В. Беляковой, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, С.Я. Рубинштейн и др.; по вопросу изучения агрессивного поведения индивида: Л. Берковиц, Р. Бэрон, Е.П. Ильин, Д. Ричардсон, Н.В. Перешеина, Н.М. Платонова и др.; теоретико-практические основы изучения особенностей поведения детей с умственной отсталостью: Э.Я. Альбрехт, К.С. Лебединская, В.А. Малинаускене, М.Н. Фишман и др.
Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
1. Формировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов подростков с умственной отсталостью.
2. Обучать подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
3. Развивать качества личности необходимые для эффективного общения и взаимодействия с окружающими.
Эффективность реализации коррекционных мероприятий обеспечивалась двумя группами принципов.
К первой группе относятся принципы: единства диагностики и коррекции; учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростков; учета ведущего вида деятельности в психическом развитии ребенка; комплексности методов воздействия; индивидуализации и дифференциации психолого-педагогических методов, приемов и средств коррекционно-развивающего воздействия.
Ко второй группе относятся принципы, предлагаемые исследователями в рамках профилактики и коррекции агрессивности детей и подростков с умственной отсталостью: создания спокойной обстановки, доброжелательного отношения, единства, четкости и систематичности требований, лиц, слов; осуществления психологической коррекции при опоре на медицинские рекомендации, учитывающие этиологию заболевания; привлечения к коллективной и интересной деятельности; доступного и разнообразного изложения материала; мягкой, безболезненной формы оценки знаний и умений; избегания перехода положительного фона настроения в эйфорию; отвлечения внимания, непринуждения, использования спокойных игр; склонности к подражанию детей; помещения эмоционально неустойчивых детей рядом с уравновешенными.
Форма работы со старшими школьниками с умственной отсталостью - подгрупповая.
Количество занятия - 10, продолжительность занятий - 30 -45 минут, периодичность проведения занятий - 2 раза в неделю, состав участников - 4-5 человек.
Методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия: работа в парах и подгруппах, игры и упражнения, обсуждения, тренинг.
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации коррекционных мероприятий, с учетом особенностей группы, ожидается получить следующие результаты:
1. Повышение коммуникативных навыков подростков.
2. Сформированность у подростков толерантного отношения к окружающим.
3. Снижение у подростков уровня агрессивности.
Список литературы
Агрессия у детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой // Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 335 с.
Андриенко, В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы [Текст] / В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. – М.: Инфра-М, 1996. – 216 с.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2001. – 512 с.
Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав // Учеб. пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2001. – 97 с.
Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2001. – 352 с.
Венгер, А.Л. Девиантное поведение школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5-8.
Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая // Учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2006. – 224 с.
Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика [Текст] / В.В. Воронкова, Т.В. Алышева, Г.В. Васенков. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.