Урок в начальной школе. Учитель вдруг замечает, что дети начинают шуметь. Шум распространяется по всему классу и уже почти переходит в гул. Знакомая ситуация?
Подумайте, почему дети начинают шуметь на уроке? Шум на уроке может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный он тогда, когда не влияет на физическое и психическое состояние детей, не мешает реализации задач урока. Как правило, возникает в процессе внедрения интерактивных методов обучения, групповой и парной работы, невозможно совершенно бесшумно проводить физкультминутки. Деструктивный шум является признаком перенапряжения и возникновения тревожности у детей на уроке, показателем усталости. Он не способствует реализации целей урока, вызывает возникновение конфликтных ситуаций, мешает полноценному обучению и развитию личности.
Таким образом ученик демонстрирует позицию «Сейчас я чувствую себя некомфортно».
Что может быть причиной появления деструктивного шума?
В частности, это ошибки в планировании и организации урока, возникшие во время изложения учебного материала, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся.
Рассмотрим их подробнее.
Ошибки в планировании и организации урока
Не продуманы логико-смысловые переходы между структурными компонентами урока. Восприятие человека целостное: нам не нравится, когда информация обрывается, то остается недосказанной или откуда появляется что-то новое (вспомните свое отношение к телерекламе). Часто учителя предлагают детям задачи, не связанные с предыдущим. Такая непоследовательность у большинства детей вызывает психологическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому труднее сдержать себя, реагируют на такие ситуации посторонними разговорами. Чаще всего нарушения в логико-смысловых переходах на уроке случаются при переходе от этапа актуализации опорных знаний к объяснениям нового материала. Можно сравнить эту ситуацию с той, когда спортсмену предлагают во время разминки разогреть одну группу мышц, а новое упражнение предусматривает нагрузку тех мышц, которые не разогреты. И хотя эти этапы - это только начало урока (10-15 мин), уже возможно появление напряжения, впоследствии превратится в шум.
Вторая типичная ошибка - переход от объяснения нового материала к закреплению. Иногда учителя на этапе закрепления не подают упражнения «от простой к сложной», предлагая ученикам сразу слишком сложные задачи. Таким образом, дети могут перепрыгнуть сначала несколько ступенек (хватит ли у всех сил?), а потом стоять на месте. Опытный учитель всегда предполагает логико-смысловые переходы, чтобы сохранить целостность урока. А если ему это по каким-то причинам не удалось, возвращается к предыдущему этапу и делает «пропущенный ход».
Нерационально дозируются этапы работы и отдыха (принцип доминанты).
Учитель считает необязательным проводить физкультминутки, поэтому дети, не получив разрядки во время учебной деятельности, находят выход в других занятиях: рисуют на партах, царапают стенку, роются в портфеле, шумят и тому подобное. Иногда физкультминутки учителя подменяют другой деятельностью, не являющейся двигательной, считая, что дети и так отдохнут. Но только двигательная активность снимает напряжение, позволяет расслабить мышцы.
Опытный учитель никогда не забудет о физкультминутке и по возможности свяжет её с темой урока.
Неравномерное разделение активности между учителем и учениками, или «монолог учителя».
Мы живем, постоянно ведя диалог с собой, другими, окружающим миром, чтобы чувствовать взаимосвязь. Поэтому, чей монолог воспринимается довольно трудно? Есть золотое правило педагогики: «меньше или поровну», то есть монолог учителя не должен превышать все высказывания учащихся на уроке. Опытный учитель, проводя урок, всегда учитывает это правило.
«Поучительный монолог учителя».
Есть учителя, склонные к поучениям и морализаторства. Вряд ли такие монологи эффективны. Ученикам трудно после этико-релаксационного «разбора полетов» перейти к выполнению учебных задач. Опытный учитель понимает, что привлечение к деятельности воспитывает лучше, чем постоянное морализаторство. Поэтому он планирует этическую беседу на классный час, проводит игры по профилактике таких нарушений на группе продленного дня, собственным поступком демонстрирует свое отношение к ситуации.
Итак, правильное планирование урока с учетом логико-смысловых переходов и предвидением обязательной физкультминутки, умение перестроиться во время урока, учитывая потребности учащихся, избежать ненужных моралей снимут напряжение и предотвратят появление деструктивного шума на уроке.
Проблемы в изложении учебного материала.
Причина 1. Ученик - «Я не понимаю объяснения учителя». Ученики не понимают объяснения учителя, потому что объяснение является сложным для детей данного возраста. Нередко учитель, объясняя материал, использует непонятные ученикам понятия, считая, что они им известны, не учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Чаще всего это происходит, когда учитель начинает после выпускного четвертого класса учить первоклассников, и те приёмы, которые он использовал для объяснения детям девяти лет, вызывают непонимание у шестилеток. Опытный учитель чувствует, что произносит слова, непонятные детям: об этом свидетельствуют рассеянные, затуманенные взоры учеников, лёгкая зевота и др. Нужно обязательно остановиться, чтобы их объяснить, или заменить их другими, более понятными.
Например.
Урок математики в четвёртом классе. Учительница объясняет решение задачи уже 10 минут, подробно останавливаясь на каждом этапе, потом еще раз повторяет. Ученики сначала внимательно слушают, а потом начинают шуметь. Почему? Объяснение есть многословным. Пытаясь лучше объяснить, учитель использует много слов, в которых можно «утонуть». Под многословием нередко скрывается непонимание определенной структуры, ибо, как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает мысли. Также речь учителя нередко засорена такими словами-паразитами, как «систематически», «буквально». Помощь опытного учителя всегда чёткая и немногословная. Она охватывает сущность понятия, раскрывая детали постепенно, по мере необходимости.
Причина 2. Ученик - «Я не знаю, что делать».
Нечёткая формулировка задач (отсутствует четкость инструктажа). Составление учебных инструкций - один из важнейших показателей педагогического мастерства. Формулировку вопроса, задачи только тогда будут понятны, когда они логически завершают предварительный этап урока, осознаются учениками. То есть, когда ученик знает, что нужно делать и почему. Если ученик этого не осознает, то выполнение им задач похоже на дрессировку, что гарантирует результат, но этот результат ограничен определенной ситуацией. Опытный учитель понимает потребности учащихся в четких учебных инструкциях и пытается их удовлетворить. Таким образом, чтобы избежать подобных ситуаций, нужно освободиться от многословия при объяснении учебного материала, учиться составлять четкие инструкции к заданиям.
Не учтены индивидуальные особенности учеников.
Неблагоприятный для ученика темп ведения урока.
Одной из причин возникновения шума является быстрый или медленный темп ведения урока учителем. Есть ученики, которым некомфортно от того, что они не вписываются в темп обучения. Это не всегда можно скорректировать, поскольку индивидуальный темп работы учителя и учеников зависит от особенностей нервной системы. Опытный учитель знает, что темп ведения урока может не совпадать с индивидуальным восприятием некоторых учеников, поэтому старается применять такие методы и формы работы на уроке, которые бы удовлетворили потребности всех детей.
Индивидуальные особенности школьников.
Шуметь могут ученики, имеющие личностные проблемы. Это самая тяжелая для корректировки причина, поскольку ее корни не в организации урока, а в личности ученика. Нарушая дисциплину на уроке, он преследует определенные цели. По мнению американского психолога Р.Дрейкурса, психологическими целями «плохого» поведения является желание:
• привлечь к себе внимание;
• самоутвердиться, проявить силу;
• отомстить (или конкретно учителю, или всему миру взрослых);
• избежать неудачи.
Опытный учитель выяснит, почему ученик нарушает дисциплину, и посоветуется с психологом, как ему помочь.
Итак, что делает обычно неопытный учитель, когда ученики начинают шуметь?
• Повышает голос, чтобы призвать учеников успокоиться.
• Стучит ключами (ручкой, рукой) по столу, чтобы привлечь их внимание.
• Угрожает, что поставит негативную оценку в дневник.
• Унижает, оскорбляет учеников, или обвиняет за созданную ситуацию.
Опытный учитель, проанализировав ситуацию, задумается о причинах появления шума и изменит что-то в своей деятельности, отказавшись от перечисленных «действенных» способов, не «лечат болезнь полностью», а приводят к временным результатам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Как избежать шума на уроке?" »
КАК ИЗБЕЖАТЬ ШУМА на уроке?
Урок в начальной школе. Учитель вдруг замечает, что дети начинают шуметь. Шум распространяется по всему классу и уже почти переходит в гул. Знакомая ситуация?
Подумайте, почему дети начинают шуметь на уроке? Шум на уроке может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный он тогда, когда не влияет на физическое и психическое состояние детей, не мешает реализации задач урока. Как правило, возникает в процессе внедрения интерактивных методов обучения, групповой и парной работы, невозможно совершенно бесшумно проводить физкультминутки. Деструктивный шум является признаком перенапряжения и возникновения тревожности у детей на уроке, показателем усталости. Он не способствует реализации целей урока, вызывает возникновение конфликтных ситуаций, мешает полноценному обучению и развитию личности.
Таким образом ученик демонстрирует позицию «Сейчас я чувствую себя некомфортно».
Что может быть причиной появления деструктивного шума?
В частности, это ошибки в планировании и организации урока, возникшие во время изложения учебного материала, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся.
Рассмотрим их подробнее.
Ошибки в планировании и организации урока
Не продуманы логико-смысловые переходы между структурными компонентами урока. Восприятие человека целостное: нам не нравится, когда информация обрывается, то остается недосказанной или откуда появляется что-то новое (вспомните свое отношение к телерекламе). Часто учителя предлагают детям задачи, не связанные с предыдущим. Такая непоследовательность у большинства детей вызывает психологическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому труднее сдержать себя, реагируют на такие ситуации посторонними разговорами. Чаще всего нарушения в логико-смысловых переходах на уроке случаются при переходе от этапа актуализации опорных знаний к объяснениям нового материала. Можно сравнить эту ситуацию с той, когда спортсмену предлагают во время разминки разогреть одну группу мышц, а новое упражнение предусматривает нагрузку тех мышц, которые не разогреты. И хотя эти этапы - это только начало урока (10-15 мин), уже возможно появление напряжения, впоследствии превратится в шум.
Вторая типичная ошибка - переход от объяснения нового материала к закреплению. Иногда учителя на этапе закрепления не подают упражнения «от простой к сложной», предлагая ученикам сразу слишком сложные задачи. Таким образом, дети могут перепрыгнуть сначала несколько ступенек (хватит ли у всех сил?), а потом стоять на месте. Опытный учитель всегда предполагает логико-смысловые переходы, чтобы сохранить целостность урока. А если ему это по каким-то причинам не удалось, возвращается к предыдущему этапу и делает «пропущенный ход».
Нерационально дозируются этапы работы и отдыха (принцип доминанты).
Учитель считает необязательным проводить физкультминутки, поэтому дети, не получив разрядки во время учебной деятельности, находят выход в других занятиях: рисуют на партах, царапают стенку, роются в портфеле, шумят и тому подобное. Иногда физкультминутки учителя подменяют другой деятельностью, не являющейся двигательной, считая, что дети и так отдохнут. Но только двигательная активность снимает напряжение, позволяет расслабить мышцы.
Опытный учитель никогда не забудет о физкультминутке и по возможности свяжет её с темой урока.
Неравномерное разделение активности между учителем и учениками, или «монолог учителя».
Мы живем, постоянно ведя диалог с собой, другими, окружающим миром, чтобы чувствовать взаимосвязь. Поэтому, чей монолог воспринимается довольно трудно? Есть золотое правило педагогики: «меньше или поровну», то есть монолог учителя не должен превышать все высказывания учащихся на уроке. Опытный учитель, проводя урок, всегда учитывает это правило.
«Поучительный монолог учителя».
Есть учителя, склонные к поучениям и морализаторства. Вряд ли такие монологи эффективны. Ученикам трудно после этико-релаксационного «разбора полетов» перейти к выполнению учебных задач. Опытный учитель понимает, что привлечение к деятельности воспитывает лучше, чем постоянное морализаторство. Поэтому он планирует этическую беседу на классный час, проводит игры по профилактике таких нарушений на группе продленного дня, собственным поступком демонстрирует свое отношение к ситуации.
Итак, правильное планирование урока с учетом логико-смысловых переходов и предвидением обязательной физкультминутки, умение перестроиться во время урока, учитывая потребности учащихся, избежать ненужных моралей снимут напряжение и предотвратят появление деструктивного шума на уроке.
Проблемы в изложении учебного материала.
Причина 1. Ученик - «Я не понимаю объяснения учителя». Ученики не понимают объяснения учителя, потому что объяснение является сложным для детей данного возраста. Нередко учитель, объясняя материал, использует непонятные ученикам понятия, считая, что они им известны, не учитывает возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Чаще всего это происходит, когда учитель начинает после выпускного четвертого класса учить первоклассников, и те приёмы, которые он использовал для объяснения детям девяти лет, вызывают непонимание у шестилеток. Опытный учитель чувствует, что произносит слова, непонятные детям: об этом свидетельствуют рассеянные, затуманенные взоры учеников, лёгкая зевота и др. Нужно обязательно остановиться, чтобы их объяснить, или заменить их другими, более понятными.
Например.
Урок математики в четвёртом классе. Учительница объясняет решение задачи уже 10 минут, подробно останавливаясь на каждом этапе, потом еще раз повторяет. Ученики сначала внимательно слушают, а потом начинают шуметь. Почему? Объяснение есть многословным. Пытаясь лучше объяснить, учитель использует много слов, в которых можно «утонуть». Под многословием нередко скрывается непонимание определенной структуры, ибо, как известно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает мысли. Также речь учителя нередко засорена такими словами-паразитами, как «систематически», «буквально». Помощь опытного учителя всегда чёткая и немногословная. Она охватывает сущность понятия, раскрывая детали постепенно, по мере необходимости.
Причина 2. Ученик - «Я не знаю, что делать».
Нечёткая формулировка задач (отсутствует четкость инструктажа). Составление учебных инструкций - один из важнейших показателей педагогического мастерства. Формулировку вопроса, задачи только тогда будут понятны, когда они логически завершают предварительный этап урока, осознаются учениками. То есть, когда ученик знает, что нужно делать и почему. Если ученик этого не осознает, то выполнение им задач похоже на дрессировку, что гарантирует результат, но этот результат ограничен определенной ситуацией. Опытный учитель понимает потребности учащихся в четких учебных инструкциях и пытается их удовлетворить. Таким образом, чтобы избежать подобных ситуаций, нужно освободиться от многословия при объяснении учебного материала, учиться составлять четкие инструкции к заданиям.
Не учтены индивидуальные особенности учеников.
Неблагоприятный для ученика темп ведения урока.
Одной из причин возникновения шума является быстрый или медленный темп ведения урока учителем. Есть ученики, которым некомфортно от того, что они не вписываются в темп обучения. Это не всегда можно скорректировать, поскольку индивидуальный темп работы учителя и учеников зависит от особенностей нервной системы. Опытный учитель знает, что темп ведения урока может не совпадать с индивидуальным восприятием некоторых учеников, поэтому старается применять такие методы и формы работы на уроке, которые бы удовлетворили потребности всех детей.
Индивидуальные особенности школьников.
Шуметь могут ученики, имеющие личностные проблемы. Это самая тяжелая для корректировки причина, поскольку ее корни не в организации урока, а в личности ученика. Нарушая дисциплину на уроке, он преследует определенные цели. По мнению американского психолога Р.Дрейкурса, психологическими целями «плохого» поведения является желание:
• привлечь к себе внимание;
• самоутвердиться, проявить силу;
• отомстить (или конкретно учителю, или всему миру взрослых);
• избежать неудачи.
Опытный учитель выяснит, почему ученик нарушает дисциплину, и посоветуется с психологом, как ему помочь.
Итак, что делает обычно неопытный учитель, когда ученики начинают шуметь?
• Повышает голос, чтобы призвать учеников успокоиться.
• Стучит ключами (ручкой, рукой) по столу, чтобы привлечь их внимание.
• Угрожает, что поставит негативную оценку в дневник.
• Унижает, оскорбляет учеников, или обвиняет за созданную ситуацию.
Опытный учитель, проанализировав ситуацию, задумается о причинах появления шума и изменит что-то в своей деятельности, отказавшись от перечисленных «действенных» способов, не «лечат болезнь полностью», а приводят к временным результатам.