kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чтение с листа на уроках фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди многообразия музыкально-пианистических навыков, приобретаемых учащимися в процессе обучения игре на фортепиано, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, не превышающее по трудности технических возможностей ученика.

Просмотр содержимого документа
«Чтение с листа на уроках фортепиано»

Андреева Галина Владимировна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Методический доклад «Чтение нот с листа».

Среди многообразия музыкально-пианистических навыков, приобретаемых учащимися в процессе обучения игре на фортепиано, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, не превышающее по трудности технических возможностей ученика.

Нет особой необходимости доказывать тот факт, что главная трудность, с которой сталкиваются ученики музыкальной школы, - это нотный текст. А педагоги по собственному практическому опыту знают, как иногда долго и с большими трудностями разбираются и выучиваются пьесы. Очень часто без помощи педагога ученик вообще не способен разобрать музыкальное произведение. Многие выпускники школы после получения диплома навсегда закрывают крышку своего инструмента, так как выученная программа постепенно забывается, а разбирать новые произведения самостоятельно нет ни желания, ни возможности. Поэтому так важно научить ученика правильно и грамотно работать с нотным текстом, чтобы это было для него не «мучительной работой», а наоборот, - радостной необходимостью и удовольствием. Если посмотреть на 100 лет назад, то чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением. Люди из разных слоев общества, даже не являясь профессионалами, обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Каковы же современные проблемы музыкального образования? Конечно, есть объективные причины сложившейся ситуации в сфере эстетического воспитания детей: дети принимаются в ДШИ без конкурсного отбора, поэтому некоторые виды работы упрощаются. Здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60-80 годов прошлого века. Нельзя не отметить и все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр и прочее. Результат – современному ученику трудно сосредоточиться на определенной задаче. Ведь умение продолжительно концентрировать внимание – главное качество, которое воспитывается чтением с листа. Необходима способность быстро и синхронно читать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Безусловно, если у ребенка отсутствует такой зрительно-моторный навык, эта задача вызывает затруднение, а порой и страх.

С какими наиболее распространенными ошибками учащихся при чтении нот с листа встречается почти каждый преподаватель?

  • Элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

  • игнорирование ключевых знаков;

  • потактовое чтение, то есть игра с остановками перед каждым тактом;

  • невнимательность к динамическим знакам;

  • пренебрежение знаками агогики.

Для приобретения навыка чтения с листа необходимо формирование целого ряда комплекса навыков. Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий читать ноты с листа? В первую очередь следует четко понимать, что навык чтения нот формируется по нескольким основным принципам:

  1. - визуальный, который заключается в способности ученика, глядя в текст, быстро анализировать его, видеть и осознавать все составляющие элементы. С первых уроков важно вырабатывать умение мыслить не отдельными нотами, а нотными группами, интервалами, аккордами; умение воспринимать мелодический оборот как графический рисунок (движение вверх, вниз, с «поворотами», ноты на линейках, между ними), чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения.

  2. - двигательный, который заключается в умение быстро выбрать нужную позицию и аппликатуру для исполнения аккорда, пассажа или мелодического оборота, то есть, у обучающегося вырабатывается четкая связь между мелодическим комплексом и определенным движением.

  3. – умение быстро ориентироваться в пространстве. Необходимо проработать такие понятия, как «лево-право», «выше-ниже», «над-под», «перед-за», «длинный-короткий», «высокий-низкий», чтобы начинающие ученики не путались в этих значениях.

Для чтения с листа важен еще один момент. Важно выработать прием «слепой игры» на фортепиано. Таким образом у ученика будет развиваться тактильное восприятие клавиатуры, снижаться зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкнет без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно, то есть будет развиваться навык непрерывного чтения нот, а значит, непрерывного внимания.

Необходимо на всех этапах обучения использовать и ансамблевую форму музицирования , так как игра в паре с кем-то также способствует развитию беглости чтения музыкальных произведений, тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность: расширяется видение текста по вертикали.

Важно приучить ученика сначала анализировать проигрываемый материал. Нужно определить: лад, тональность, тональный план; ключевые и случайные знаки; размер, длительности нот; анализ мелодического рисунка поможет найти знакомые мелодические обороты, интервалы, аккорды; анализ формы произведения и строение фраз поможет увидеть «повторы», секвенции; продумать аппликатурные моменты; обратить внимание на штрихи, динамику. Такой предварительный теоретический анализ приучает ученика «схватывать» главные особенности произведения и внимательно относиться ко всем деталям текста.

Для успеха в решении поставленных выше задач хочется подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Развитое мышление – основное качество, которым должен обладать исполнитель. Развитое мышление легко может компенсировать недостаток других природных способностей и поможет их развить.

Какие же преимущества дает начинающему пианисту навык свободного чтения с листа?

  • Развивает способность работать над пьесой самостоятельно, побуждает к творческой активности, расширяет репертуар.

  • Приобщает к домашнему музицированию, участию в самодеятельном творчестве.

  • Развивает интерес к занятиям и любовь к музыке.

Вывод напрашивается сам собой: учить чтению нот с листа нужно с первых шагов, занимаясь этим систематически как на уроке, так и в качестве домашнего задания, для самостоятельной работы. Ведь от того, насколько прочно будут усвоены базовые теоретические понятия и самые первоначальные тактильно-технические навыки, будет зависеть дальнейшее развитие ученика.

Используемая литература:

Барембойм Л.А. Путь музицирования.

Рябов И.М. Чтение нот с листа в классе фортепиано.

Смирнова Т. Интенсивный курс обучения игре на фортепиано.

Щапов А.Л. Фортепианная педагогика – М.,1960.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Чтение с листа на уроках фортепиано

Автор: Андреева Галина Владимировна

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект открытого занятия «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-razvivaiushchiie-formy-raboty-na-urokakh-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "290136"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454926992"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Работа концертмейстера в хоровом классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabota-kontsiertmieistiera-v-khorovom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139872"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417805384"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-navykov-chtieniia-s-lista-v-piervyie-ghody-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "276044"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452673798"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ДОКЛАД  К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  СОВЕТУ «Организация учебного процесса в классе специального  фортепиано»"
    ["seo_title"] => string(111) "doklad-k-piedagogichieskomu-sovietu-orghanizatsiia-uchiebnogho-protsiessa-v-klassie-spietsial-nogho-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "248920"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446805249"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства