kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет методическую разработку плана-конспекта-урока по чтению нот с листа. Автор подробно описывает способы формировани навыков чтения с листа в первые годы обучения на фортепиано.  Рассказывает о пользе чтения нот с листа, как одного и з перспективнейших способов общемузыкального развития.  В работе указаны цели, все типы задач поставленной темы. Теретическая часть урока изложена лекционно. Подводя итоги, преподаватель  остановился на трёх основных принципах чтения музыкального текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»»

Государственное образовательное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Областная детская школа искусств»



Методическая разработка

плана-конспекта урока


«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»


автор:

преподаватель фортепианного отделения

ГОАУ ДОД «ОДШИ»

Шильникова Марина Николаевна














Ульяновск

2016 г.


«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»


1. Вводная часть

Обучение игре на фортепиано – процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интересов ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. «Большие сказки, большие фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» - слова замечательного педагога А.Д. Артоболевской. Для того, чтобы не просто развивать интерес к музыка к музыке у детей, но и заинтересовать их процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, иллюстрации…

О пользе чтения нот с листа говорит то, что данный вид музыкальной деятельности является одним из перспективных и кратчайших путей, ведущих к общемузыкальному развитию учащихся. в процессе чтения нот с листа выявляются основные дидактические принципы развивающего обучения – это увеличение объёма музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. Формируя и развивая у начинающего обучаться игре на фортепиано «многоэлементный «навык чтения с листа, педагог-пианист сталкивается с целым рядом проблем: развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания. Поэтому именно в классе фортепиано происходит окончательный синтез, объединение всех практических и теоретических знаний, приобретаемых учеником в школе искусств.

Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера – весёлую, грустную, танцевальную… Традиционный подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков архаичен. Так же распространено обучение нотам на пятилинейном нотоносце без добавочных линеек и только в скрипичном ключе. Я же думаю, что знакомство с нотами надо начинать не на нотоносце и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в «нотно-клавишном лабиринте». Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому зазубриванию нот вне осмысленности лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, зубрить их и механически повторять, тем более дома в отсутствии педагога. Главное: учить так, чтобы ребёнок как бы и не подозревал о том, что его учат. Огромную помощь при ознакомлении с нотной грамотой оказывает работа с карточками, заранее изготовленными дома.

Путь к успеху начинается с подготовки к уроку. Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент. Ф. Шопен советовал «начинать упражнения с приёма лёгкого стаккато, оберегающего все части рук и, прежде всего, запястье от зажатости. Затем ученики Шопена переходили к игре портаменто, неполного легато и, наконец, к легатиссимо».

В.Николаев: «Лично я предпочитаю обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Можно играть по чёрным клавишам от нижнего регистра к верхнему регистру и обратно, читая строки Пушкина: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».

После игры на чёрных клавишах можно начинать играть на белых. Такие упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы, дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана. (пьесы из сборника Милича для начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнец (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованности игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.

2.Конспект урока

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы». И. Гофман.

Цель урока: способствовать формированию музыкального внимания – главного условия развития способности чтения с листа.

Задачи урока:

1.Образовательная: развивать у обучающихся способности во время исполнения определённой группы нот переводить внимание на следующую группу.

2.Воспитательная: воспитание концентрации внимания и слухового контроля.

3.Развивающая: развитие у обучающихся чувства ритма и музыкальной памяти.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Организационный момент 1-2 минуты.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, наличие учебника, нотной тетради, дневника учащегося музыкальной школы. Настрой ученика на учебную деятельность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут, закрепят/ другие ученики в ходе урока:

− приобретения умения применять в самостоятельном знакомстве с искусством различные технические средства;

− навыки использования средств массовой информации в общественно полезной деятельности;

− формирование умения полно и последовательно формулировать свои суждения, мнения о произведениях искусства;

− умения передавать личностные ощущения от произведений искусства, не навязывая детям свою точку зрения.

Объявление темы урока, объяснение задач, которые стоят перед учеником.

Мотивация ученика:

− заинтересовать ученика изучаемым материалом (использование системы творческих заданий);

− концентрация внимания на изучаемом материале (применение наглядных средств обучения);

− формирование положительной мотивации у учащегося к обучению музыке и мировой художественной культуре, создание ситуации успеха на уроке.

Опрос учащегося 5 минут: на дом давалось задание разучить пьесу А. Руббаха «Воробей». Вопросы задаются по данному произведению:

− в каком ключе написано данное произведение?

− каков размер данного произведения?

− назови ключевые знаки?

− каково количество тактов в данном произведение?

− обрати внимание на аппликатуру.

Объяснение нового учебного материала:

1.Теоретическая часть урока (излагается учителем лекционно) 5 -7 минут:

Высказывания о пользе чтения с листа для развития учащегося можно встретить ещё в трактатах Ф.Э.Баха, Х.Шубарта и других педагогов 17-18 веков. Ко второй половине 19 века требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации самых авторитетных музыкальных заведений мира. Например, такие выдающиеся педагоги Московской консерватории, как Н.Г. Рубенштейн, Н.С.Зверев, Ф.М. Блюменфельд, Г.Г. Нейгауз и многие другие считали, что чтение нот с листа должно составлять определённую часть ежедневных занятий учащегося-музыканта.

Процесс игры с листа представляет собой сложную цепь действий:

− действия, предваряющие игру с листа – «вижу»;

− действия. Связанные с работой зрения и слуха – «слышу»;

− действия, реализующие воспринимающий текст – «воспроизвожу».

2.Учитель переходит к практической части урока – 20 минут.

Учащемуся предлагается 1-2 минуты самостоятельно ознакомиться с музыкальным текстом. Ноты перед глазами ребёнка. Ученику предлагается простой текст: Чешская народная песня «Не ходи туда». Ученику предлагается прочитать текст в двух ключах., затем со знаками альтерации.

Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы можно использовать нотное лото и, в зависимости от пройденного материала, использовать его на каждом уроке.

На предыдущем занятии с учащимися усвоен необходимый алгоритм действий, учащийся знает, что необходимо определить размер пьесы, единицы движения, определить тональность, просмотреть аппликатуру, позиционную группировку пальцев.

Педагог задаёт учащемуся вопросы по тексту (метод активизации внимания):

1.Назови тональность пьесы;

2.назови размер ритма пьесы;

3.какой ритмической группой написана мелодия.

Далее педагог проигрывает музыкальный текст ученику. На данном этапе педагог использует методы активизации слуха, мышления и быстроты восприятия текста при его исполнении.

Фортепианная музыка отличается многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали, то чтение текста с листа ставит перед обучающимися игре на фортепиано более сложные задачи, чем перед флейтистом, скрипачом или виолончелистом. Именно поэтому, предпосылки навыка структурного охвата текста должны быть сформированы на самой ранней стадии обучения. Как показывает опыт, подобный навык является результатом направленного педагогического воздействия.

Педагог использует методы:

1.концентрация внимания;

2.забегание глазами вперёд на один-два такта;

3.навыки игры не глядя на клавиатуру;

4.достижение художественной задачи;

5.поступенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых с листа.

В процессе формирования и развития навыков чтения с листа у начинающих музыкантов важно соблюдение следующих методических условий:

1.звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;

2.использование самых разных ритмических, тональных и мелодических вариантов звукорядов.

На протяжении первого года обучения игре на фортепиано, нотный текст, используемый для формирования навыка чтения нот с листа, способствует общему пианистическому развитию учащегося. Пьесы, на которых ученик учится читать ноты, используются для выработки элементарных исполнительских навыков. Позже, постепенно, возникает необходимость в более дифференцированном материале.

Под диктовку педагога ученик прописывает в тетрадь основные правила знакомства с музыкальным текстом (в данном конспекте эти правила выделены как методы).

Далее учащемуся даётся более сложный текст с целью закрепления первичного навыка чтения музыкального текста с листа. Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой рукой. Определить, какой вид фортепианной аппликатуры используется (гаммаобразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты). Учитель предлагает прослушать данное произведении е в звукозаписи (метод использования технических средств).

Выводы по уроку – 2 минуты.

Сегодня на уроке мы разучили с тобой три важных принципа чтения музыкального текста с листа. Это пригодится нам в дальнейшей работе. С незнакомым музыкальным произведением.

Домашнее задание – 2 минуты:

1.повторить тональность с одним и двумя знаками;

2.по сборнику автора Корольковой «Первые шаги» прочитать с листа любые три произведения.

Для развития навыка чтения нот с листа рекомендую использовать следующие пособия:

  1. Брянская Ф., Ефимова Э, Ляховицкая С. Пособие по чтению с листа на фортепиано – Л. 1969;

  2. Гитлиц В. . Пособие по чтению с листа на фортепиано – М., 1967;

  3. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс – графическая система «Бусы»;

  4. Тимакин Е. Воспитание пианиста.

Библиография:

1.Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре – Москва, 1961;

2.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., 1982;

3.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры – М., 1982

4.Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве// Сб. статей и материалов./Сост. Е Бронфин – Л., 1985;

5.Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод её совершенствования – Л., 1969;

6.Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (вопросы методики): учебно-методическое пособие./Сост. Н.Г.Кабашова – М., 1976



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Формирование навыков чтения с листа в первые годы обучения игре на фортепиано»

Автор: Шильникова Марина Николаевна

Дата: 13.01.2016

Номер свидетельства: 276044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок : «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса» "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-razvitiie-vokal-no-intonatsionnykh-navykov-u-dietiei-piervogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "182673"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425569123"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гитара в различных видах ансамбля "
    ["seo_title"] => string(37) "gitara-v-razlichnykh-vidakh-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "233540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443121719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства