Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано
Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано
Основная задача начального обучения состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к музыке, научить их языку музыкального искусства, развить их художественный вкус и творческое восприятие. Все это легче всего выполнить, начиная обучение с раннего возраста. Как известно в 6-8- летнем возрасте дети проявляют особую любознательность и острый интерес ко всему, что их окружает. Очень важно сохранить эту непосредственность восприятия и в дальнейшем, приобщая ребенка к новым музыкальным впечатлениям. Как построить обучение детей, сложному искусству музыкального исполнительства, не перегружая их мышление непосильными задачами и понятиями, которые порой не увязываются в представлении детей с живым реальным звучанием музыки?
К сожалению, часто приходится наблюдать, что у детей, охотно начавших музыкальные занятия, очень быстро пропадает интерес к ним. Обучение музыке и исполнительству на фортепиано состоит из множества разнообразных задач. Часто приходиться наблюдать, что первые занятия начинаются с обучения нотной грамоте и ознакомления с клавиатурой. Детям сообщают ряд теоретических сведений и понятий. Эти сухие, зачастую трудно воспринимаемые сведения, загружают мышление маленького ученика. Потому основой обучения должна стать музыка, различные музыкальные впечатления, получаемые учеником. С первых уроков, играя ученику интересные музыкальные произведения, доступные его детскому пониманию, педагог развивает способность ребенка вслушиваться в музыку, учит его различать простейшие музыкальные образы. Первоочередная задача с самого начала обучения - научить ученика слушая слышать. Следует давать несложные, короткие мелодии, доступные пониманию ученика, со словами или без них, подыгрывая аккомпанемент или без него. Запоминанию учеником мелодии предшествует ряд проигрываний её педагогом. Ученик поет и затем прохлопывает её ритмический рисунок. Выясняет, что у каждой мелодии есть различные звуки, и что звуки эти неодинаковой длины. Усваиваются понятиявыше, ниже, длиннее, короче. С помощью педагога ученик уясняет, что скажем, в ласковой, спокойной музыке движения плавные, построенные на чередовании мерных длительностей; что для музыки решительного, смелого характера используется более короткие длительности, пунктирный ритм и иные звуковые сочетания. Такой путь работы с начинающими развивает в детях интерес к музыкальным занятиям, создает почву для развития музыкального воображения. Когда после предварительных занятий ученику объясняют названия звуков и их расположения на клавиатуре, это им воспринимается и усваивается легко. Когда ученик научился распознавать направления мелодии, слышать различные длительности, познакомился с клавиатурой, можно перейти к подбиранию мелодии на фортепиано по слуху. Если ученику трудно сразу подобрать мелодию, следует ему помочь, т.е. чаще всего это объясняется плохим слухом или плохой памятью, а лишь неумение подбирать. Не следует бояться разрешать самым маленьким ученикам играть песенки по слуху неорганизованной рукой. Работу по налаживанию первоначальных игровых движений легче проводить в тот период, когда внимание учеников не перегружено чтением нотного текста. С самого начала ученику должно быть ясно, что игра на фортепиано не требует от него каких-либо особых усилий. В начале обучения необходимо развить приспособляемость рук к инструменту, выработать координированные, точные, а впоследствии привычные и ловкие движения. С самого начала следует создать взаимосвязь всех частей руки. Кисть, предплечье и плечо должны действовать согласовано. Таким путем вырабатываются гибкие, свободные движения рук. Первоначальные игровые навыки – утверждает А.Б. Гольденвейзер, - должна воспитывать у ребенка ощущение свободы движений. Для этого важно поставить ребенка в такие условия, при которых неправильная, напряженная игра была бы просто невозможной. Ошибка старой школы заключалась в том, что вместо того, чтобы создать ребенку такие условия, педагоги начинали занятия с так называемой «постановки руки». Обучение, обычно, начинали с игры на одних белых клавишах, не думая о том, что для ребенка с маленькой рукой расположение пальцев на пяти белых клавишах До-мажорной гаммы уже требует растянутого положения пальцев. Все это моментально уводило ребенка от привычных естественных ему движений и заставляло напрягать руки. Приступая к занятиям, прежде всего, следует позаботиться о правильной посадке ученика. На это надо обратить внимание и самого ребенка, и окружающих его взрослых. Корпус ученика, как и взрослого пианиста должен иметь две точки опоры. Потому маленькому ребенку нужно поставить под ноги скамеечку. Следует научить ученика нести руку на клавиатуру, занимать правильную исходную позицию, собрав все пальцы располагать их на клавишах, проверять при этом взаимосвязь и положение всех частей руки. Пальцы не должны «валиться» на бок. Затем рука слегка приподнимается над клавиатурой и плавно опускается на заданный палец, при обязательном, собранном положении всех остальных пальцев. Игру на фортепиано следует начинать с игрового движения nonlegato. Оно протекает медленно, что дает ученику следить за достаточно свободным, естественным положением руки, за плавностью движений. Очень важным условием правильности первого игрового движения nonlegato является точность ощущения кончиков пальцев, опёртость пальцев и слуховое внимание к ясности и устойчивости звука. Часто приходится наблюдать, что внешняя сторона движения целиком зависит от внимания ученика, а звуковой результат его не интересует. Если же научить ученика вслушиваться в качество звучания фортепиано, то он легко сумеет отличить красивый, полный звук от жесткого, толчкового или поверхностного звучания. По мере некоторого овладения навыком игрыnonlegato можно ввести игру legato. Следует особо заострить внимание ученика на том, как звучит линия звуков, исполненных связно. Первым упражнением на legato является соединение двух звуков. Как и при игре nonlegato, рука плавно опускается на клавиатуру, палец «погружается» в клавишу. Неиграющие пальцы чуть приподняты над клавиатурой. Далее происходит плавный переход одного звука в другой. Гибкое запястье дает возможность ученику ощутить перенос опоры с одного пальца на другой. После второго звука ученик плавно, мягко не сразу отрывая палец от клавиши, поднимает в первую очередь запястье, затем всю руку и опускает её на колени. При последовательности из трех звуков опора руки переносится со второго пальца на третий, после чего поднимается сначала запястье, а затем вся рука. Не следует вначале использовать для упражнений длинные линии legato/ Лучше чередовать коротенькие построения legato с исполнением отдельных звуков nonlegato. Чередование этих двух штрихов дает возможность ученику лучше проследить за движением своих рук.
Ранее было указано, что привлечь внимание ученика к игровым движениям, качеству звучания фортепиано легче, если его общее внимание ещё не загружено чтением нотного текста. Все же слишком отдалять первый этап обучения (игра по слуху) от следующего (игра по нотам) не следует. Приступая к разучиванию мелодии или пьесы по нотам, следует, прежде всего, дать возможность ученику услышать ее, особо привлекая его внимание к ритмическому рисунку. Развитие чувства ритма начинается с первых уроков. Играя ученику различные пьесы, пропевая с ним различные мелодии, педагог должен помочь ему разобраться в характеристике этих музыкальных произведений. Приступая к разучиванию мелодий по нотам, педагог играет их ученику, привлекая его слуховое внимание к ритмическому рисунку мелодии. Далее следует предложить ученику, глядя в ноты, назвать длительности. После чего ученик вновь слушает в исполнении педагога мелодию или пьесу, а затем прохлопывает её. Основой обучения является развитие способности ученика активно вслушиваться в музыку. Ученик приобретает умение внутренне слушать интонационные и ритмические элементы мелодии. Внутренне-слуховое представление мелодии при прохлопывании её учеником способствует тому, что он начинает внутренне ощущать ритмическую пульсацию данной музыки. Полезно проделать следующие упражнения: предложить ученику прохлопать два такта, задав ему определенные чередования длительности. Например, сперва наполнить такт чередованием ровных четвертей, затем ровных восьмых; (общая величина такта при этом остается неизменной); затем предложить ученику наполнить такт движением четвертей и восьмых нот, чередующихся между собой в различных сочетаниях. Это упражнение способствует развитию внутреннего отклика ученика на пульсацию различных длительностей.
Когда ученик приступает к исполнению, перед ним в первую очередь встают задачи звукового воплощения содержания музыки. Нейгауз пишет: «Музыка – искусство звука, раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Важнейшую работу над звуком следует вести сначала обучения. Работа над качеством звука и над ощущением гармонии тесно увязываются с развитием ощущения динамического разнообразия звучания».
Уже в начальный период, когда исполнительские задачи еще очень просты, даже примитивны, педагогу следует следить за тем, чтобы динамическое разнообразие звучания обуславливалось содержанием музыки. С самого начала следует обращать внимание учеников на начало и конец фраз. Впоследствии следует развить в ученике способность ощущать динамическую устремленность в развитии музыки к определенной смысловой точке сначала в мотиве, потом в отдельной фразе, в небольшой пьесе, затем произведениях более крупного масштаба. Педагог на уроке не диктует, не требует определенных динамических оттенков. Он тактично направляет фантазию ученика, как бы подсказывая ему исполнительские намерения и требуемую динамику исполнения. В работе пианиста большое значение имеет выбор аппликатуры. Правильно подобранная она обеспечивает выполнение технических задач, а потому способствует ясности музыкального выражения.
Маленькому ученику нужно объяснить, что различные пальцы решают различные звуковые задачи. Ученик легко может услышать и понять, что один и тот же эпизод звучит по-разному, в зависимости от изменения аппликатуры. Ни в коем случае не следует надписывать пальцы над каждой нотой. Этот способ не приносит хороших результатов. Ученику отводится роль послушного исполнителя, а его мышление не развивается. Педагогу приходится в каждом новом произведении вновь думать за своего ученика. Если же ученик приучится сам думать об аппликатуре, то в её выборе он всегда будет сообразовываться со смыслом исполняемого произведения.
Урок по специальности занимает одно из главных мест во всем учебном процессе. Педагог должен быть предельно внимательным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика. Задачей педагог является сделать урок живым, интересным, четким и ясным. Прослушав ученика, следует дать короткую характеристику его исполнения, указав на все положительные, а затем подробно остановиться на всех недостатках. На уроке следует не только указывать ученику на его ошибки, но и организовав его внимание, заставлять его самого слышать их. Полезно предложить ученику показать, как он учит дома. Во время исполнения музыкального произведения целиком следует приучать ученика продолжать игру даже при явной ошибке. Это воспитывает в нем понимание разницы между процессом работы и процессом исполнения. Для закрепления тех или иных навыков следует проходить большое количество произведений, примерно одинаковой трудности. Усложнение репертуара следует производить постепенно. Резкое завышение трудности изучаемых произведений перегружают и переутомляют нервную систему и психику ученика. В план нужно включать достаточно обширный репертуар, часть его следует изучить досконально, часть проходить менее детально, а часть в порядке чтения с листа.
Очень важно развивать в учениках вкус и стремление к музицированию, желанию постоянно знакомиться с большим количеством музыкальных произведений.
Важно научить их любить читать музыку также, как они любят читать книги.
Любовное отношение к музыке, исполняемой учениками, глубокая заинтересованность в совместной работе помогает увлечь ученика и создать творческую атмосферу на уроке. Только настоящая любовь к музыке и педагогической работе, понимание всех задач и своей роли в деле развития музыкального образования принесут педагогу удовлетворение и успех.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.