kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Иванова Б.М.

 

ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ

 

     Чтение нот с листа является одной из важнейших проблем музыкального образования. Под чтением нот с листа мы понимаем умение бегло играть незнакомое произведение. Чтение с листа должно войти в режим ежедневных занятий наравне с остальными разделами как обязательная, систематическая тренировка в прочтении вначале простых, а затем более сложных музыкальных отрывков. Эта важная дисциплина мобилизует учащегося, обостряет его музыкальный слух, развивает чувство ритма, способствует быстро ориентироваться в сложном музыкальном задании.

     Д.Ойстрах, например, предлагает своим ученикам один день в неделю полностью посвящать ознакомлению с музыкальной литературой.

     Умение читать ноты с листа является обязательным для каждого музыканта. Оно способствует расширению музыкального кругозора учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус. Всем известно, что работа над произведением должна начинаться с проигрывания его целиком. Это проигрывание  и называется чтением с листа. Приобретение навыка чтения нот с листа следует начинать с первых лет обучения. Ознакомив ученика с нотным письмом, клавиатурой инструмента и основными двигательными моментами, можно давать ему читать простейшие упражнения и пьесы. Необходима систематичность в занятиях, во время домашних занятий ученик ежедневно должен, после проигрывания гамм и арпеджио, читать с листа 15-20 минут.

     Чтение нот с листа – это сложный процесс, связанный не только с восприятием нотного текста, но и с воспроизведением его на инструменте. Следует учитывать некоторые специфические особенности баяна, которые затрудняют процесс чтения с листа на этом инструменте. Баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две; кроме того расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля  за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим и сжим меха).

     Материал для чтения нот с листа надо подбирать доступный (более простой по изложению и фактуре, чем изучаемый по программе), увлекательный и чтобы он имел воспитательное и познавательное значение. Поначалу материал для чтения с листа должен быть в техническом отношении настолько простым, чтобы учащийся мог свободно читать ноты, соблюдая все штрихи и нюансы, чтобы мог с первого же прочтения охватить форму произведения. Подбирать произведения сначала надо в медленных и средних темпах, с минимальным количеством знаков альтерации, в удобных для чтения тональностях, с яркой, легко охватываемой мелодией. Долго задерживаться на каком-либо произведении нежелательно, так как основная задача – развитие способностей учащегося сразу ориентироваться в незнакомом тексте. Поэтому пьесу следует проигрывать не более 1-2 раз.

     Давая учащемуся читать с листа какое-либо произведение, надо посоветовать ему предварительно просмотреть текст глазами. Во время просмотра он должен выяснить тональность произведения, его размер и темп, уяснить его структуру и членение на отдельные построения (фраза, предложение, период и т.д.), определить характер его исполнения. Непосредственно в тексте часто встречаются знаки альтерации, «случайные знаки». На них также надо обратить внимание при предварительном (зрительном) знакомстве с текстом. Добиваться правильной аппликатуры надо с первых шагов чтения с листа. Правильная аппликатура будет способствовать большей свободе чтения нот. Нота читаемого текста должна восприниматься как движение соответствующего пальца. Однако, не следует приучать учащегося к тому, чтобы над каждой нотой было указано каким пальцем нужно играть. Необходимо указать узловые моменты аппликатуры, объясняющие дальнейшую последовательность пальцев. Но после этого ещё не приступают к непосредственному воспроизведению текста на инструменте. Необходимо уметь слышать музыку, видя её запись и не касаясь клавиатуры баяна. Речь идет о воспитании внутреннего слуха. Как отправной момент в этой работе рекомендуется использование такой нотной записи, которая поможет учащемуся вспомнить уже знакомые, слышанные раннее звуковые образы. Поэтому обучение в начальный период должно строиться на известном ученику материале. Так устанавливается связь между нотным текстом и звучанием. Лишь после того, как в сознании учащегося возникли ассоциации между слышанием текста и двигательными представлениями, можно приступать к воспроизведению нотного текста на инструменте.

     Читая ноты,  ученик должен всегда смотреть вперёд, стараться охватить глазами возможно большие куски музыки. При подборе упражнений для чтения с листа педагогу необходимо помнить, что вокальные мелодии воспринимаются учащимися на первых порах легче инструментальных. Поэтому вначале лучше использовать песенный материал.

     Необходимо воспитать у учащегося четкое ощущение сильной доли, метрической пульсации и соотношения различных длительностей. Поэтому рекомендуется начинать с мелодий, имеющих двухдольный и четырехдольный размер, а затем уже  вводить трёхдольный.

     Очень часто в нотном тексте встречаются гаммообразные  последовательности. Читать такие места не трудно, т.к. нет скачков, ноты на нотоносце находятся близко друг от друга и глазам легко охватить их постепенное  движение. Нет и аппликатурных трудностей, т.к. с гаммами учащийся знакомится с первых же уроков.

     Арпеджиобразные  места в нотном тексте читать сложнее, чем  гаммообразные. Учащийся должен хорошо освоить клавиатуру и чувствовать расстояние между всеми кнопками баяна в пределах октавы. Это необходимо из-за специфических особенностей положения инструмента во время исполнения. Вертикальное положение клавиатуры не даёт возможности глядеть на неё.

     Одним из сложных этапов является переход от исполнения одноголосных мелодий в правой руке к игре двойными нотами, аккордами. Здесь необходимо вырабатывать навык зрительного восприятия различных интервалов и мысленного представления их на клавиатуре. Очень важным является восприятие сразу двух нот в одной ритмической единице, а не поочерёдно снизу или сверху. В работе над чтением двойных нот необходимо придерживаться следующей последовательности: сначала брать упражнения  с эпизодическим появлением двойных нот; затем с параллельным движением голосов – вначале интервалами не более терции, затем секстами и т.д., затем с совместным движением голосов различными интервалами; с появлением аккордов из трёх или более звуков; и, наконец, с самостоятельным движением двух голосов. В начале этой работы следует подбирать такие произведения, где один из голосов движется, а другой строится на выдержанных нотах.

      При чтении двумя руками важно в первую очередь увидеть одинаковые, повторяющиеся фразы, отрезки. Если видеть сходство и различие музыкальных построений , легче читать с листа.

     Часто в тексте встречаются знаки альтерации, которые можно разделить на два вида: знаки, неоднократно повторяющиеся (седьмая ступень гармонического минора и шестая и седьмая ступени мелодического минора) и знаки эпизодического характера (хроматическое опевание  звуков мелодии). Надо обратить внимание на ноты, в первую очередь, совпадающие со звуками соответствующих гармонических функций. Видя это, нетрудно будет читать украшающие мелодию хроматизмы. Это подтверждает то, что знание теории музыки способствует чтению нот с листа.

       Несколько слов о паузах.  Паузы дезорганизуют слуховое восприятие  мелодии. Поэтому, предварительно анализируя текст, важно проследить логическую связь между партиями обеих рук. Часто ритмический пульс, нарушенный паузой в одной партии, находит свое продолжение  в другой  и наоборот.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Иванова Б.М.


ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ


Чтение нот с листа является одной из важнейших проблем музыкального образования. Под чтением нот с листа мы понимаем умение бегло играть незнакомое произведение. Чтение с листа должно войти в режим ежедневных занятий наравне с остальными разделами как обязательная, систематическая тренировка в прочтении вначале простых, а затем более сложных музыкальных отрывков. Эта важная дисциплина мобилизует учащегося, обостряет его музыкальный слух, развивает чувство ритма, способствует быстро ориентироваться в сложном музыкальном задании.

Д.Ойстрах, например, предлагает своим ученикам один день в неделю полностью посвящать ознакомлению с музыкальной литературой.

Умение читать ноты с листа является обязательным для каждого музыканта. Оно способствует расширению музыкального кругозора учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус. Всем известно, что работа над произведением должна начинаться с проигрывания его целиком. Это проигрывание и называется чтением с листа. Приобретение навыка чтения нот с листа следует начинать с первых лет обучения. Ознакомив ученика с нотным письмом, клавиатурой инструмента и основными двигательными моментами, можно давать ему читать простейшие упражнения и пьесы. Необходима систематичность в занятиях, во время домашних занятий ученик ежедневно должен, после проигрывания гамм и арпеджио, читать с листа 15-20 минут.

Чтение нот с листа – это сложный процесс, связанный не только с восприятием нотного текста, но и с воспроизведением его на инструменте. Следует учитывать некоторые специфические особенности баяна, которые затрудняют процесс чтения с листа на этом инструменте. Баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две; кроме того расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим и сжим меха).

Материал для чтения нот с листа надо подбирать доступный (более простой по изложению и фактуре, чем изучаемый по программе), увлекательный и чтобы он имел воспитательное и познавательное значение. Поначалу материал для чтения с листа должен быть в техническом отношении настолько простым, чтобы учащийся мог свободно читать ноты, соблюдая все штрихи и нюансы, чтобы мог с первого же прочтения охватить форму произведения. Подбирать произведения сначала надо в медленных и средних темпах, с минимальным количеством знаков альтерации, в удобных для чтения тональностях, с яркой, легко охватываемой мелодией. Долго задерживаться на каком-либо произведении нежелательно, так как основная задача – развитие способностей учащегося сразу ориентироваться в незнакомом тексте. Поэтому пьесу следует проигрывать не более 1-2 раз.

Давая учащемуся читать с листа какое-либо произведение, надо посоветовать ему предварительно просмотреть текст глазами. Во время просмотра он должен выяснить тональность произведения, его размер и темп, уяснить его структуру и членение на отдельные построения (фраза, предложение, период и т.д.), определить характер его исполнения. Непосредственно в тексте часто встречаются знаки альтерации, «случайные знаки». На них также надо обратить внимание при предварительном (зрительном) знакомстве с текстом. Добиваться правильной аппликатуры надо с первых шагов чтения с листа. Правильная аппликатура будет способствовать большей свободе чтения нот. Нота читаемого текста должна восприниматься как движение соответствующего пальца. Однако, не следует приучать учащегося к тому, чтобы над каждой нотой было указано каким пальцем нужно играть. Необходимо указать узловые моменты аппликатуры, объясняющие дальнейшую последовательность пальцев. Но после этого ещё не приступают к непосредственному воспроизведению текста на инструменте. Необходимо уметь слышать музыку, видя её запись и не касаясь клавиатуры баяна. Речь идет о воспитании внутреннего слуха. Как отправной момент в этой работе рекомендуется использование такой нотной записи, которая поможет учащемуся вспомнить уже знакомые, слышанные раннее звуковые образы. Поэтому обучение в начальный период должно строиться на известном ученику материале. Так устанавливается связь между нотным текстом и звучанием. Лишь после того, как в сознании учащегося возникли ассоциации между слышанием текста и двигательными представлениями, можно приступать к воспроизведению нотного текста на инструменте.

Читая ноты, ученик должен всегда смотреть вперёд, стараться охватить глазами возможно большие куски музыки. При подборе упражнений для чтения с листа педагогу необходимо помнить, что вокальные мелодии воспринимаются учащимися на первых порах легче инструментальных. Поэтому вначале лучше использовать песенный материал.

Необходимо воспитать у учащегося четкое ощущение сильной доли, метрической пульсации и соотношения различных длительностей. Поэтому рекомендуется начинать с мелодий, имеющих двухдольный и четырехдольный размер, а затем уже вводить трёхдольный.

Очень часто в нотном тексте встречаются гаммообразные последовательности. Читать такие места не трудно, т.к. нет скачков, ноты на нотоносце находятся близко друг от друга и глазам легко охватить их постепенное движение. Нет и аппликатурных трудностей, т.к. с гаммами учащийся знакомится с первых же уроков.

Арпеджиобразные места в нотном тексте читать сложнее, чем гаммообразные. Учащийся должен хорошо освоить клавиатуру и чувствовать расстояние между всеми кнопками баяна в пределах октавы. Это необходимо из-за специфических особенностей положения инструмента во время исполнения. Вертикальное положение клавиатуры не даёт возможности глядеть на неё.

Одним из сложных этапов является переход от исполнения одноголосных мелодий в правой руке к игре двойными нотами, аккордами. Здесь необходимо вырабатывать навык зрительного восприятия различных интервалов и мысленного представления их на клавиатуре. Очень важным является восприятие сразу двух нот в одной ритмической единице, а не поочерёдно снизу или сверху. В работе над чтением двойных нот необходимо придерживаться следующей последовательности: сначала брать упражнения с эпизодическим появлением двойных нот; затем с параллельным движением голосов – вначале интервалами не более терции, затем секстами и т.д., затем с совместным движением голосов различными интервалами; с появлением аккордов из трёх или более звуков; и, наконец, с самостоятельным движением двух голосов. В начале этой работы следует подбирать такие произведения, где один из голосов движется, а другой строится на выдержанных нотах.

При чтении двумя руками важно в первую очередь увидеть одинаковые, повторяющиеся фразы, отрезки. Если видеть сходство и различие музыкальных построений , легче читать с листа.

Часто в тексте встречаются знаки альтерации, которые можно разделить на два вида: знаки, неоднократно повторяющиеся (седьмая ступень гармонического минора и шестая и седьмая ступени мелодического минора) и знаки эпизодического характера (хроматическое опевание звуков мелодии). Надо обратить внимание на ноты, в первую очередь, совпадающие со звуками соответствующих гармонических функций. Видя это, нетрудно будет читать украшающие мелодию хроматизмы. Это подтверждает то, что знание теории музыки способствует чтению нот с листа.

Несколько слов о паузах. Паузы дезорганизуют слуховое восприятие мелодии. Поэтому, предварительно анализируя текст, важно проследить логическую связь между партиями обеих рук. Часто ритмический пульс, нарушенный паузой в одной партии, находит свое продолжение в другой и наоборот.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ВЫРАБОТКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НОТ С ЛИСТА НА БАЯНЕ

Автор: Иванов Борис Матвеевич

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162286

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства