kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа концертмейстера в хоровом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа концертмейстера в хоровом классе Грачева Виктория Сергеевна концертмейстер ГБОУ СПО Клинцовский социально -педагогический колледж План методической разработки Введение. Понятие концертмейстер Основная часть. 1. Мастерство и деятельность концертмейстера 2. Особенности работы концертмейстера с хором 3. Перечень произведений для хоровых коллективов Введение: Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных, и конкурсных ситуациях. Мастерство и деятельность концертмейстера Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать: 1. Общей музыкальной одаренностью. 2. Хорошим музыкальным слухом, воображением. 3. Умением охватить образ и форму произведения. Он должен быть: • артистичным; • суметь воплотить замысел автора; • быстро освоить музыкальный текст; • читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру; Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки. Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1 – 2 такта. Опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца. При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем чтобы довести это умение до автоматизма. Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом. Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения. Особенности работы концертмейстера с хором Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром. Концертмейстеру необходимы профессиональные навыки: 1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию. 2. Транспонировать нотный текст в пределах кварты. 3. Владеть навыками игры в ансамбле. 4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз. 5. Знать основные дирижерские жесты и приемы. 6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору). 7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре. 8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения. 9. Должен овладеть навыками общения с хоровым коллективом. 10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы. Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений. Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями хорового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей. На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм. При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения. Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта. Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала. Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал: • достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций; • пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения; • правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии; • в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий; Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера. Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом. Перечень произведений для хоровых коллектив Список репертуара Хоровой класс -музыка Р.Тульбович (переложение для хора Т. Овчинниковой), слова В. Шефнера «Спроси у памяти» -музыка А. Милославского (переложение для квартета В. Акульшина), слова Ю. Погорельского «Весна в январе» -музыка Т. Хренникова, авторы либретто А.Файко и Н. Вирта хор из II действия оперы «В бурю» (на тему русской народной песни «Во кузнице») -музыка Дж. Верди, перевод И. Бекетова «Баркарола» из оперы «Двое Фоскари» Вокальный класс -Абт Вокализ №4 -Музыка Иванникова, слова Лазонщикова «Медведь и лиса» -музыка Бирнова, слова Викторова «Солнышки на яблоньке» -музыка Дубравина, слова Наринского «Буденовец» -музыка Львова-Компанейца, слова Викторова «Дружат дети всей земли» -музыка Перескокова, слова Антоновой «Весенним утром» -музыка Иванникова, слова Фадлевой «Самая хорошая» -музыка Петровой, слова Чарновой «На празднике» Дирижирование -словацкая народная песня «Певчая птичка» -Я.Дубравин «Песня о земной красоте» -РНХ «Ах, ты, душечка» -А. Серов «Во темном лесу зверье живет» -П. Чайковский «Будем петь и веселиться» -А. Даргомыжский «Как денница появится» -С. Дегтярев « Пойдем Отечество спасать из оперы «Минин и Пожарский» -РНХ «Не на месте садик вырос» -РНХ «УЖ вы, мои ветры» -М.Глинка «Лель таинственный» - П. Рукин «Ворон к ворону летит» -Е. Крылатов «Лесной олень»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа концертмейстера в хоровом классе »

Работа концертмейстера в хоровом классе

Грачева Виктория Сергеевна
концертмейстер ГБОУ СПО

Клинцовский социально

-педагогический колледж

План методической разработки

Введение.

Понятие концертмейстер

Основная часть.

1. Мастерство и деятельность концертмейстера

2. Особенности работы концертмейстера с хором

3. Перечень произведений для хоровых коллективов

Введение:

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора – пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных, и конкурсных ситуациях.

Мастерство и деятельность концертмейстера

Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать:

1. Общей музыкальной одаренностью.

2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.

3. Умением охватить образ и форму произведения.

Он должен быть:

· артистичным;

· суметь воплотить замысел автора;

· быстро освоить музыкальный текст;

· читать 3-х строчную и 4-х строчную партитуру;

Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком. В учебной практике часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. От пианиста требуется быстрота ориентировки в нотном тексте, чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения.

Прежде чем начать аккомпанировать с листа на фортепиано, пианист должен мысленно охватить весь нотный текст, определить основную тональность и темп, обратить внимание на возможные изменения темпа, размера, тональности, на динамические оттенки.

Приступая к игре, концертмейстер должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1 – 2 такта. Опытный концертмейстер переворачивает страницу за один или за два такта до того, как она доиграна до конца.

При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем чтобы довести это умение до автоматизма.

Концертмейстеру, помимо чтения с листа, совершенно необходимо умение транспонировать музыку в другую тональность. Основным условием правильного транспонирования является мысленное воспроизведение пьесы в новой тональности. В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение приобретает умение концертмейстера мгновенно определять тип аккорда, его разрешение, интервал мелодического скачка, характер тонального родства. При транспонировании знакомого уже произведения, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание произведения. Важно мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней основные аккорды. При транспонировании незнакомого произведения очень важен этап предварительного просмотра нотного текста, во время которого пианисту надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать музыку внутренним слухом.

Специфика работы концертмейстера предполагает необходимость обладания таким умением, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная импровизация. Подбор аккомпанемента по слуху является творческим процессом. В этом случае он создает собственный вариант фактуры, что требует от него самостоятельных музыкально – творческих действий. Гармонизация мелодии по слуху – практический навык, требующий свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур и владения основными фактурными и ритмическими формулами сопровождения.

Особенности работы концертмейстера с хором

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера, а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать партии в процессе работы над репертуаром.

Концертмейстеру необходимы профессиональные навыки:

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

2. Транспонировать нотный текст в пределах кварты.

3. Владеть навыками игры в ансамбле.

4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз.

5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку артикуляции, а так же темп и характер произведения, если надо – незаметно подыграть мелодию (хору).

7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре.

8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй произведения.

9. Должен овладеть навыками общения с хоровым коллективом.

10. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.

Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма концертмейстера зависит правильность выбора упражнений.

Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями хорового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять сущность нового произведения.

Строгость и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие слушателей зала, в котором выступает хоровой коллектив во время концерта.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-профессионал:

· достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание гармонических фигураций;

· пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

· правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с характером звучания солирующей партии;

· в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;

Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие творческого исполнительства концертмейстера.

Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.

Перечень произведений для хоровых коллективов



























Список репертуара

Хоровой класс

-музыка Р.Тульбович (переложение для хора Т. Овчинниковой), слова В. Шефнера «Спроси у памяти»

-музыка А. Милославского (переложение для квартета В. Акульшина), слова Ю. Погорельского «Весна в январе»

-музыка Т. Хренникова, авторы либретто А.Файко и Н. Вирта хор из II действия оперы «В бурю» (на тему русской народной песни «Во кузнице»)

-музыка Дж. Верди, перевод И. Бекетова «Баркарола» из оперы «Двое Фоскари»



Вокальный класс

-Абт Вокализ №4

-Музыка Иванникова, слова Лазонщикова «Медведь и лиса»

-музыка Бирнова, слова Викторова «Солнышки на яблоньке»

-музыка Дубравина, слова Наринского «Буденовец»

-музыка Львова-Компанейца, слова Викторова «Дружат дети всей земли»

-музыка Перескокова, слова Антоновой «Весенним утром»

-музыка Иванникова, слова Фадлевой «Самая хорошая»

-музыка Петровой, слова Чарновой «На празднике»



Дирижирование

-словацкая народная песня «Певчая птичка»

-Я.Дубравин «Песня о земной красоте»

-РНХ «Ах, ты, душечка»

-А. Серов «Во темном лесу зверье живет»

-П. Чайковский «Будем петь и веселиться»

-А. Даргомыжский «Как денница появится»

-С. Дегтярев « Пойдем Отечество спасать из оперы «Минин и Пожарский»

-РНХ «Не на месте садик вырос»

-РНХ «УЖ вы, мои ветры»

-М.Глинка «Лель таинственный»

- П. Рукин «Ворон к ворону летит»

-Е. Крылатов «Лесной олень»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа концертмейстера в хоровом классе

Автор: Грачева Виктория Сергеевна

Дата: 05.12.2014

Номер свидетельства: 139872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Особенности работы концертмейстера в классе хореографии "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-raboty-kontsiertmieistiera-v-klassie-khorieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "219560"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434271114"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методические рекомендации к работе концертмейстера в хоровом классе"
    ["seo_title"] => string(71) "metodicheskie_rekomendatsii_k_rabote_kontsertmeistera_v_khorovom_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "479164"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1538158432"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Особенности работы концертмейстера в хоровом и вокальном классах."
    ["seo_title"] => string(66) "osobennosti_raboty_kontsertmeistera_v_khorovom_i_vokalnom_klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "613260"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1663570067"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Методический доклад на тему: «Специфика работы концертмейстера с духовыми инструментами и в классе домры»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskii_doklad_na_temu_spetsifika_raboty_kontsertmeistera_s_dukhovymi_inst"
    ["file_id"] => string(6) "485753"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542232365"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКАХ НАРОДНОГО ПЕНИЯ"
    ["seo_title"] => string(74) "osnovnyie-aspiekty-raboty-kontsiertmieistiera-na-urokakh-narodnogo-pieniia"
    ["file_id"] => string(6) "326357"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463149108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства