Материал "Анализ методической работы" является примером такой работы. Методическая работа школы была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательные программы и учебно – воспитательный процесс. Работа педагогического коллектива школы в 2012 – 2013 учебном году осуществлялась над единой методической темой, с учетом уровня организации учебно - воспитательного процесса, особенностей состава обучающихся: «Формирование ключевых компетентностей учителя и обучающихся как средство повышения качества образования».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ методической работы »
АНАЛИЗ
методической работы МОУ-СОШ с. Подлесное Марксовского района
в 2012-2013 учебном году
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания, тем самым повышать качество образования. Через методическую работу осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя.
Методическая работа школы была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательные программы и учебно – воспитательный процесс. Работа педагогического коллектива школы в 2012 – 2013 учебном году осуществлялась над единой методической темой, с учетом уровня организации учебно - воспитательного процесса, особенностей состава обучающихся: «Формирование ключевых компетентностей учителя и обучающихся как средство повышения качества образования».
Были намечены задачи методической службы:
1.Развитие методических компетентностей педагогов, а именно: владение различными технологиями и методами обучения, знание дидактических методов, приёмов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений как на уроке, так и во внеурочное время.
2.Развитие аутопсихологической компетентности, которая подразумевает умение осознать уровень собственной деятельности, своих способностей, умение видеть недостатки в своей работе, желание самосовершенствоваться.
3.Использование инновационных технологий для повышения качества образования.
4.Создание мониторинго-диагностической системы отслеживания сформированности компетентностей учителя и обучающихся.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Тематические педагогические советы, круглые столы и т.п.
Методические объединения учителей, работа учителей над темами самообразования.
Открытые уроки, взаимопосещение, анализ уроков, мастер-классы.
Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Аттестация педагогических кадров.
Выполнению поставленных задач в полном объеме способствовали:
спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для учащихся, педагогов
анализ выполнения решений, обеспечивающих качество результативности обученности учащихся;
выявление тех или иных причин недостаточной организации учебно – воспитательного процесса, соответствующая коррекция деятельности.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, коррекцию ЗУН, ликвидацию пробелов в знаниях, а также через организацию самостоятельной работы на всех этапах учебной деятельности, повышение мотивации к обучению. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся, своевременный мониторинг организации учебных занятий способствовали своевременному выявлению проблем в обучении. В ходе работы над методической темой педколлектив стремился использовать разнообразные формы и методы, позволяющие решить проблемы и задачи стоящие перед школой.
Анализ методической работы по направлениям деятельности
Тематические педагогические советы, круглые столы
В 2012/2013 учебном году были проведены тематические педагогические советы:
Анализ работы за 2011-2012 учебный год. Планирование на 2012-2013 учебный год.
Изменение роли участников педагогического процесса в условиях введения ФГОС.
В рамках педсовета был проведен мастер-класс учителя начальных классов Папкиной Н. А. по разработке сценария урока в соответствии с ФГОС. Михайлова Е. В. рассказала о региональной системе оценки качества образования.
Круглый стол «Технология успеха»
В связи с тяжелой эпидемиологической ситуацией круглый стол был проведен в дистанционном режиме. Особый интерес коллег вызвали материалы реализованных проектов. Активное участие в организации приняла Варламова С. Н., учитель начальных классов. Материалы круглого стола были размещены на школьном сайте.
Интернет- педсовет по теме: «Дистанционное обучение школьников»
Педсовет был проведен на сайте МОУ-СОШ с. Подлесное. В нем приняли участие 26 педагогов. В ходе обсуждения пришли к выводу: Актуальность применения дистанционных технологий обусловлена тем, что без ее использования не могут быть глубоко осмыслены вопросы модернизации образования. Проведение мероприятий в дистанционном режиме дает равные возможности школьникам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование, наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности образования и обучения. Преимуществом дистанционного образования также является индивидуализация содержания, темпов учебной деятельности обучающихся, что в свою очередь позволяет достигать более высоких результатов в обучении и развитии личности школьника.
Работа методического совета
Для реализации задач методической работы на текущий учебный год методическим советом школы был разработан план заседаний на новый учебный год, утверждены графики проведения школьных олимпиад, предметных недель.
На заседаниях методического совета рассмотрены вопросы:
• анализ предметных недель и инновационной работы,
• подготовка к семинарам и педсоветам,
• рассмотрение графика аттестации единые требования к подготовке экзаменационного материала к итоговой аттестации,
• методический день и неделя взаимопосещений
• подготовка к ГИА
Особое внимание уделялось изучению нормативных документов, в том числе и по ФГОС. Обсуждались вопросы повышения качества образования и уровня обученности учащихся, состояние работы по предупреждению неуспеваемости, второгодничества, организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися, подготовка и проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9-11 классов. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса осуществлялось через контроль программ, учебников, календарно-тематического планирования учителей – предметников, что отражалось в справках, приказах.
Анализ работы методических объединений за 2012/13 уч. год
Главной структурой организующей методическую работу учителей – предметников, являются методические объединения. Это один из управляющих органов школы, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
В соответствии с общей темой работы школы, каждым методическим объединением выбраны темы работы, определены цели и задачи, отражающие совершенствование процессов воспитания и образования, согласно методической теме школы. Были составлены планы работы, по которым велась методическая работа. Руководителями методических объединений за прошедший год предоставлены анализы о проделанной работе. На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
Обеспечение учебно-методического сопровождения УВП
Освоение новых подходов в обучении
Контрольно-коррекционная деятельность
Работа с одаренными детьми, проведение школьных олимпиад, предметных недель
Изучение и обобщение педагогического опыта учителей, развитие творческого потенциала каждого учителя в своей предметной деятельности
Проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя, базовых документов ФГОС
Все МО организовали взаимопосещение уроков, с целью обмена опытом, оказания методической помощи молодым специалистам. Неделя взаимопосещения была посвящена теме «УРОК С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ». При подготовке к неделе учителя были ознакомлены с формой анализа урока с позиций здоровьесбережения, с правилами организации урока на основе принципов здоровьесбережения. Было посещено 47 уроков.
Методические объединения вели подготовку к предметным неделям, был организован и проведен школьный методический день на тему: На пути к введению ФГОС ООО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. В ходе методического дня было дано 16 открытых уроков. Каждый учитель посетивший урок составил информационную карту анализа урока (занятия) на основе деятельностного подхода.
Работа с педагогическими кадрами. Повышение их квалификации, аттестация.
Общеобразовательное учреждение на 100% (53 человека) укомплектовано педагогическими кадрами: 12(23%) педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 21(40%) педагога имеют 1 квалификационную категорию, 7(13%) педагогов со 2 квалификационной категорией, 4(8%) педагога прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности, 9(16%) педагогических работников не пройдена аттестация на соответствие занимаемой должности (Ларионов В. Н., учитель географии и ОБЖ(срок действия первой категории истек 31.03.2013г.)–прошел аттестацию в мае 2013 г., не получен приказ о присуждении категории, Мочалова О. Б., воспитатель ГПД- педагогический стаж менее 2 лет , проходит обучение в СГА, г. Москва; Савельева Т. Н. –стаж работы в МОУ-СОШ с. Подлесное менее 2 лет, включена в график аттестации на 2013-2014 учебный год, Жумашев П. Т.. - педагогический стаж менее 1 года, Косырева Н. В. – стаж работы 41 год, находится в очередном отпуске с последующим увольнением; Устенко И. М.– в отпуске по уходу за ребёнком; Кайль Н. А.-работает в МОУ-СОШ с. Подлесное по совместительству менее 1 года, Умникова Е. П.-работает в МОУ-СОШ с. Подлесное по совместительству, действие 2 категории истекло в 2012 -2013 уч. году, по основному месту работы включена в график аттестации на 2013-2014 учебный год;Максимова О. Б. – работает по должности-библиотекарь, по предварительной тарификации на 2013-2014 учебный год вести преподавательскую деятельность не будет).
Аттестация педагогических работников проходила согласно графику аттестации:
Моисеенко Н. Б. -1 к.
Папкина Н. А. -1к.
Варламова С. Н.-в.к
Феоктистова К. А. –в.к.
Михайлова Е. В. –в.к.
Воронкова Т.Н.-1 к.
Багдасарян С. Г.-соотв.
Милосердова Т. И. –соотв.
Важным направлением работы МО и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации. КПК на базе СарИПКиПРО прошли
№
Учитель
Направление ПК
По ФГОС
Очередные
ДО
1
Алексеева И. П.
+
2
Багдасарян С. Г.
+
+
3
Белякова Т. Ю.
+
4
Гончарук О. В.
+
+
5
Горячева Т. В.
+
6
Драчкова Т. В.
+
7
Зобкова И. А.
+
8
Лященко З.Н.
+
9
Максимова П. А.
+
10
Малыш Т. А.
+
11
Малыш А. И.
+
12
Рыбина Е. Ю.
+
+
13
Савельева Т. Н.
+
14
Сердогалиева С.А.
+
15
Ситкалиева Ж.С.
+
16
Харченко А. В.
+
17
Чередников Ю.М.
+
12
2
6
Михайлова Е. В., Феоктистова К. А. прошли переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Зобкова И. А., Феоктистова К. А. прошли КПК для заместителей директора по поддержке введения ФГОС ОО.
Контроль за состоянием преподавания и качеством знаний обучающихся
Внутришкольный контроль в 2012-2013 г. прошел в соответствии планом. Цели посещений уроков администрацией:
-организация и осуществление изучения нового материала на уроке как составная часть процесса формирования системы знаний
-целесообразность использования дидактического, раздаточногоматериала и ТСО
-организация дифференцированного обучения
-применение технологий соответствующих новым образовательным стандартам
-организация и осуществление изучения нового материала на уроке как составная часть процесса формирования системы знаний
-внедрение личностно-ориентированного подхода в учебный процесс
-организация закрепления и повторения изученного материала на уроках
Посещенные уроки были проанализированы, учителям по результатам анализа были даны рекомендации. По анализам посещенных уроков, можно сделать вывод:
- большинство уроков построено методически грамотно, уроки интересные, разнообразные. Учителя используют разнообразные методы и формы активизации познавательной деятельности, развивают творческую активность, самостоятельность.
Однако на уроках отмечены следующие замечания:
- отбор содержания, форм и методов обучения рассчитаны на среднего ученика, без учета индивидуальных особенностей
- домашнее задание не дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
Мониторинги качества знаний проводились по нескольким направлениям: стартовая и итоговая диагностика, региональные мониторинги по изучению учебных достижений обучающихся 1, 4 классов, преподавания физики, ГИА. Итоги диагностических работ стали предметом анализа и поводом для планирования дальнейшей работы по повышению качества знаний.
Экспериментальная деятельность
Педагоги школы приняли участие в региональных экспериментах:
Профильное обучение школьников в дистанционной форме
«Обеспечение требований стандартов второго поколения к образовательным результатам обучающихся 1 ступени посредством использования УМК «Перспективная начальная школа» в условиях образовательного пространства МОУ «СОШ с. Подлесное» Марксовского района Саратовской области»
На базе ОУ работала муниципальная научная лаборатория «Компетентностно-деятельностный подход в образовании, как способ получения нового образовательного результата». В рамках ее деятельности проведены муниципальная конференция «Дебют» и краеведческие чтения
Педагоги приняли активное участие в подготовке обучающихся к конкурсам и олимпиадам разного уровня, в конкурсах и фестивалях для педагогов:
Открытый Всероссийский конкурс для педагогов «Классный час-1 сентября 2012 года»
Областной туристический слет работников образования
10 научно-практическая конференция «Теория и методология преподавания» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2 международная научная конференция «Методология научных исследований» и др.
Анализ работы школы показал необходимость работы в следующих направлениях:
-организация методической помощи педагогам при подготовке к
ГИА и ЕГЭ;
- организация методической помощи педагогам при переходе к ФГОС
- культивирование интереса к нововведениям и их инициированию;
- приведение квалификации кадрового потенциала к современному уровню требований;
- организация, проведение и анализ мониторинговых исследований по оценке качества образования;
-составить и реализовать программу по повышению качества знаний.
В 2013-2014 уч. году следует продолжить работу с целью формирования ключевых компетентностей учителя и обучающихся как средства повышения качества образования.