Просмотр содержимого документа
«Анализ методической работы школы»
Анализ методической работы
2017-2018 уч.год
МБОУ «СШ №5» города Смоленска
Составитель: Романова Ирина Евгеньевна, заместитель директора
Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации,это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства. Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и определенно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.
С 2016 года в школа работает по новой методической теме: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Цель:
развитие открытой культурно-образовательной среды в школе, направленной на обеспечение высокого уровня образовательного процесса.
Задачи:
1. Создание условий для реализации права каждого учащегося на получение доступного, адаптивного образования через повышение мотивации обучения, развитие его способностей и возможностей.
2.Обеспечение роста профессиональной компетентности педагогических работников через систему самообразования с целью раскрытия личностного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.
3. Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе по требованиям ФГОС.
4.Создание условий для раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, формирования у них исследовательских, проектировочных и экспериментальных умений.
5. Реализация индивидуальных образовательных возможностей, обеспечение поддержки учащихся, имеющих трудности в обучении.
6.Повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;
7.Создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся, направленной на разностороннее развитие личности участников образовательного процесса.
8.Активизация работы по формированию основополагающих качеств личности, правового, толерантного сознания учащихся на основе государственной идеологии через укрепление школьных традиций и внедрение новых форм организации воспитательной работы.
9. Совершенствование работы по вовлечению родительской общественности в творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение авторитета семьи и школы.
10.Активизация работы по развитию здоровьесберегающей среды посредством создания безопасных условий пребывания учащихся в школе, формирования у них навыков здорового образа жизни, социального иммунитета.
Поставленные задачи выполнены практически в полном объеме, чему способствовали - спланированная деятельность администрации школы по созданию условий для участников образовательного процесса; анализ выполнения принятых управленческих решений, обеспечивающий качество результативности обученности учащихся; выявление причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая коррекция деятельности
При планировании методической работы школы на 2017-2018 учебный год педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1. Тематические педагогические советы.
2.Теоретические семинары.
3.Методические недели.
4. Работа школьных методических объединений.
5. Работа учителей над темами самообразования.
6. Взаимопосещение и анализ уроков.
7. Предметные недели.
8. Мастер – классы.
9. Индивидуальные беседы по организации и проведению урока.
10. Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
11. Аттестация педагогических работников.
12. Работа с молодыми специалистами.
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет. Педагогический совет является органом самоуправления коллектива педагогов, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями.
Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы.
Педагогические советы в 2017-2018 учебном году:
- Профилактика и предупреждение асоциального поведения.
- Формирование навыка смыслового чтения – необходимое условия развития метапредметных компетенций.
- Личностные достижения учащихся как показатель качества образования.
Проводились педсоветы с использованием следующих технологий: работа творческой группы учителей по подготовке к педсовету; работа творческих групп учителей в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов; анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива; анкетирование учителей и учащихся; диагностирование деятельности учителей; деловая игра, диалоговое общение, максимально применялись использовать компьютерные технологии. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.
Органам внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет. В него входят: заместитель директора по УВР – председатель МС, четыре руководителя ШМО, творчески работающие учителя. Содержания деятельности методического совета было определено общей методической темой школы.
В 2017-2018 учебном году было проведено 8 заседаний МС. В течение года методический совет осуществлял координацию деятельности методических объединений и определял стратегические задачи развития школы.
Целью работы методических объединений является совершенствование профессиональных качеств личности каждого учителя, развитие их творческого потенциала и, в конечном счете, повышение эффективности и качества образовательного процесса. Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладения инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями, изучением и использованием на практике современных методов воспитания.
Главное в работе методических объединений – оказание реальной, действенной помощи педагогу. Наряду с докладами, сообщениями, широко используется открытые уроки и внеклассные мероприятия, творческие отчеты, деловые игры, тренинги и другие активные формы деятельности.
В школе в 2017-2018 учебном году продолжили работу 4 методических объединения. Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.
Каждое методическое объединение имеет свой план работы, разработанный в соответствии с темой, целями и задачами методической службы школы. Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что все они работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды. В ШМО каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях ШМО, МС. Все вопросы, рассмотренные на заседаниях ШМО, были вызваны потребностью совершенствования процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, совершенствованию качества преподавания. Тематика обсуждаемых проблем соответствовала единой проблеме школы, а также утвержденным темам ШМО.
Повышению педагогического мастерства способствовали методические недели, которые стали уже традиционными в работе учителей нашей школы, их в 2017-2018 учебном году было проведено три методические недели:
- Смысловое чтение как фактор повышения качества образования.
- Путь к успеху через творчество учителя и ученика.
Уроки, классные часы, проведенные на методических неделях, посетили более 58% педагогов школы. Следует отметить, что в течение методических недель педагогический коллектив имеет возможность побывать на различных по содержанию, теме, структуре уроках.
В рамках методических недель были проведены теоретические семинары по темам:
- Методики профилактической работы.
- Системный подход в развитии стратегии смыслового чтения.
- Формирование учебной мотивации школьников.
- Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу проведения государственной итоговой аттестации учащихся.
Уже традиционными стали мастер- классы педагогов школы для наших педагогов. Так в 2017 -2018 учебном году были проведены мастер- классы по следующим темам:
- «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии, экологии»
- «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе».
- «Монотипия как средство повышения настроения».
Более 86% педагогов школы посетили заседания теоретических семинаров и отмечают их высокий уровень проведения и возможность использования знаний, полученных на семинарах, в своей работе.
С целью реализации задач, стоящих перед школой, а также для подготовки плановых методических семинаров и педсоветов в 2017-2018 учебном году была организована работа творческих и проблемных групп, количество педагогов, которые входят в эти группы остается прежним, все педагоги школы входят в состав творческих и проблемных групп.
Проблема профессионального роста молодых специалистов по-прежнему остается актуальной. Нужно отметить, что приходящие в школу молодые учителя испытывают значительные затруднения в составлении рабочей программы по предмету, организации познавательной деятельности учащихся на уроке, в школе работают 2 молодых педагога. Руководит Школой молодого специалиста заместитель директора Недашковская Н.В.
Характерной чертой истекшего учебного года в жизни и работе школы являлась стабильность.
Кадровый состав педагогического коллектива обладает высоким профессиональным уровнем: из 40 педагогов 39 имеют высшее образование (97%), (включены члены администрации).
95% педагогов имеют квалификационные категории: 23 учителя (58%) высшую категорию; 14 учителей (35%), первую квалификационную категорию. 3 учителя не имеют квалификационных категорий (Цудновец В.Н., Ермачкова В.Н., Цукорова Н.Г.). За 2017-2018 учебный год 11 педагогических работников школы прошли аттестацию: 5 человек получили высшую категорию и 6 человек – первую квалификационную категорию.
Средний возраст учителя составляет 53 года. По стажу работы: до 10 лет -4 учителя, 10 -20 лет – 5 учителей, 20-25 лет – 4 учителя, 25-30 лет -7 учителей, более 30 лет -19 учителей.
В административном составе изменений не произошло. Все члены администрации имеют высшее образование. 2 заместителя директора имеет административный стаж до 20 лет, один более 20 лет. Директор школы имеет стаж 13 лет. Все заместители директора аттестованы на соответствие занимаемой должности. Директор школы Оловянникова Тамара Александровна имеет звание кандидата педагогических наук. Все члены администрации имеют награды.
Возросший уровень мотивации у ряда педагогов к овладению новыми технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность привел к тому, что на базе школы были проведены:
Мастер – класс для учителей иностранных языков ««Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации» (присутствовало 19 педагогов школ города Смоленска).
Мастер- класс для учителей изобразительного искусства школ города Смоленска «Экологические проекты как формирование культуры обучающихся на уроках образовательной области «Искусство» (присутствовало 19 педагогов школ города Смоленска).
Проведен международный методический семинар для референдаторов ВУЗа постдипломной подготовки педагогических кадров г. Хаген (Германия). (Присутствало 13 человек).
Проведен мастер- класс для творческой группы учителей школ города Смоленска «Инновационные группы» по теме «Геймификация на уроке как средство повышения мотивации учащихся» (Присутствовало 8 учителей).
Проведено открытое занятие для учителей - логопедов школ города Смоленска по теме «Веселое путешествие буквы Л».
Таким образом, школа в 2017 - 2018 учебном году школа 5 раза открывала свои двери гостям из других школ, щедро делясь опытом своей работы.
Педагоги школы приняли участие в городских, областных и международных научно-практических конференциях и фестивалях (очно и заочно):
Городские мероприятия:
- 9 межшкольный научно –практический семинар «Обучение и психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов в современной образовательной организации». (Лантух Ю.Л., Александрова Л.Ф.).
- Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, посвященных 100-летию Великой российской революции и завершению Первой мировой войны (Лаврушкина Е.А.).
- Мастер –класс «Экологические проекты как формирование культуры обучающихся на уроках образовательной области «Искусство». (Ларюцкая С.В.).
- Мастер –класс для учителей английского языка школ города Смоленска «Развитие навыков говорения на уроках иностранного языка для успешной коммуникации» (Шустина Н.В.).
- Круглый стол «Актуальные проблемы экологического образования, воспитания и просвещения и пути их решения в современных условиях» (Романова И.Е.).
- Смотр- конкурс на лучшую организацию работы по гражданско- патриотическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях города Смоленска (Демочкина Л.В.).
- Фестиваль лучших воспитательных практик в образовательных учреждениях города Смоленска (Демочкина Л.В., Романова И.Е.)
Областные мероприятия:
- Практическое занятие в рамках комплексных курсов «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях стандартизации образования» (Шустина Н.В.).
- Областной конкурс макетов, буклетов и методических материалов по профилактике здорового образа жизни «Твое здоровье в твоих руках!» (Глебов А.А., Черткова Н.Ф., Новикова Г.В., Шустина Н.В., Лаврушкина Е.А., Маслова В.Е., Михаленкова Е.В., Закора Н.В., Андреева Н.В., Юркова О.В., Шинкоренко О.А.)
- Областной конкурс «ИКТ В образовательном процессе» (Романова И.Е.).
- Практическое занятие в рамках семинара повышения квалификации учителей иностранного языка «Технологическая карта урока иностранного языка –инструмент методического сопровождения» (Шустина Н.В.).
- Областной конкурс методических материалов «Формирование культуры здорового питания» (Андреева Н.В.).
- Проведение вебинара учителей эстетического цикла Смоленской области «Особенности преподавания предметов эстетического цикла в свете требований ФГОС» (Ларюцкая С.В.).
- Региональный конкурс на лучшую методическую разработку по курсу внеурочной деятельности (Шинкоренко О.А., Исаева И.В.,Подмарькова Л.А., Ермачкова В.Н., Дятлова С.А.).
- Региональный конкурс методических разработок педагогических работников Смоленской области, реализующих ФГОС (Сечкова Л.Н., Буряк Н.Н.).
- Межрегиональная научно –практическая конференция «Экологическое образование: основные приоритеты и механизмы развития» (Михаленкова Е.В., Романова И.Е., Оловянникова Т.А.).
- Выступление на семинаре повышения квалификации учителей иностранного языка Смоленской области «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках иностранного языка» (Шустина Н.В.).
- 2 региональный заочный конкурс инновационных программ, методических разработок педагогов образовательных организаций, осуществляющих обучение детей с ОВЗ (Недашковская Н.В.). - Региональный этап конкурса «За нравственный подвиг учителя» (Демочкина Л.В., Романова И.Е., Оловянникова Т.А.). -2 научно –практическая конференция с международным участием, посвященная проблемам обучения и воспитания в современной школе «Современное образование. Формирование нового педагогического мышления» (Абрамович И.В., Михаленкова Е.В., Романвоа И.Е., Чудновец Э.Т., Шустина Н.В.). - Областной конкурс «Интернет-сайт педагога как инструмент образовательного взаимодействия» (Романова И.Е.).
Всероссийские мероприятия:
-3 всероссийский педагогический конкурс «Мастерская педагога» (18 участников).
- 2 всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» (11 участников).
- Всероссийский конкурс «Лучший заместитель директора 2017». Площадка Ушинского (1 участник).
- Педагогические инновации. Всероссийский конкурс (1 участник).
- Научно –практическая конференция «Читательская грамотность и формирование способности понимания в основной и старшей школе. Диагностика качества чтения и понимания текста» (1 участник).
- Всероссийский конкурс «Педагогические инновации». (16 участников).
- 5 всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» (21 учитель).
Международные мероприятия:
-5 международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (1 участник).
- 12 международная научно –практическая конференция, посвященная памяти члена –корреспондента АПН СССР, заслуженного деятеля науки России Александра Ерофеевича Кондратенкова (2 участника).
- 1 международный дистанционный творческий конкурс для педагогов «Педагогический талант» (25 участников).
- Международный семинар для референдаторов постдипломной подготовки педагогических кадров г. Хаген (Германия). (5 участников).
- Всероссийский конкурс педагогов, учителей, воспитателей с международным участием. Академия интеллектуального развития (1 участник).
- Открытый международный конкурс педагогических идей «Педагог –новатор 2017 (1 участник).
Печатные работы педагогических работников школы:
Публикация на инфоуроке. Методическая разработка.
Печатная работа в сборнике «Деятельностная педагогика и педагогическое образование». Сборник тезисов участников 5 международной конференции (Воронеж, 6-10 сентября 2017 года).
Публикация в сборнике «Современное образование. Формирование нового педагогического мышления»!
В 2017-2018 учебном году в школе было проведено 6 предметных недель (неделя математики, физики, информатики; неделя иностранных языков; неделя истории; неделя русского языка и литературы; неделя начальной школы; неделя химии, географии, биологии, экологии) в рамках которых было дано 66 мероприятий разной направленности (уроки, праздники, конкурсы и викторины, сказки, театральные постановки, лекции). Предметные недели позволяют как учащимся, там и учителям дополнительно раскрывать свой творческий потенциал, самореализовывать себя. Предметные недели были проведены по плану, разработанному заместителем директора совместно с руководителями ШМО. В них приняли участие 100% учащихся 1, 2 и 3 уровней обучения, что позволило расширить банк данных по одаренным детям. В этом учебном году наиболее интересными были недели химии, географии, биологии, экономики; математики, физики; иностранных языков. Мероприятия, проводимые в рамках предметных недель, были подготовлены и проведены на высоком методическом уровне, учащиеся приняли активное участие во всех конкурсах и смотрах знаний. Было спланировано взаимопосещение уроков всех учителей для обмена опытом, что, безусловно, послужило повышению квалификации педагогов школы. Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создает праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию творчества самого учителя. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умение применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, значительно увеличивая мотивацию к изучению предметов.
Уже не первый год в школе осуществляется работа по отслеживанию результативности профессиональной деятельности учителей и классных руководителей по папкам – портфолио. Каждый учитель ведет документацию, которую заполняет по итогам четверти и года. Подобный итог работы помогает учителю не только анализировать, но и корректировать свою педагогическую деятельность, готовить материал к аттестации.
Одним из направлений методического совета, ШМО и администрации является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров в рамках курсовой переподготовки. Индивидуализация в системе повышения квалификации, планирование курсов на диагностической основе, отбор содержания и форм обучения с учетом личностных запросов педагогов, приводит к положительным результатам. Процедура планирования повышения квалификации педагогических кадров предполагает: диагностику профессиональной компетентности и мастерства педагога; определения вместе с учителем форм повышения квалификации (краткосрочные, авторские, целевые, проблемные, комплексно-целевые курсы, дистанционные, серия вебинаров).
В 2017-2018 в учебном году педагогами школы было подано 23 заявки (на комплексные курсы, семинары, краткосрочные курсы). Курсовую подготовку прошли все педагогические работники. 4 педагогов прошли курсовую подготовку дистанционно.
Несмотря на то, что средний возраст учителя школы составляет 53 года, коллектив работает профессионально, с интересом. Своим профессиональным мастерством педагоги школы ежегодно делятся со студентами Смоленской Государственной Академии физической культуры, СмолГУ, референдатарами поствузовской подготовки из Германии.
По итогам методической работы за 2017-2018 учебный год
можно сделать выводы:
1. Методическая работа школы проводилась по плану и соответствовала основным требованиям, предъявляемым к такого рода деятельности.
2. Охват методической работой педагогического коллектива 100%, о чем говорит возросший методический уровень проведенных открытых уроков и практических семинаров, мастер –классов, проводимых на базе школы.
3. Благодаря применению новых технологий проведения педсоветов, осуществляется совершенствование системы профессионального сотрудничества.
4. Заинтересованность педагогов школы в позитивном изменении качества учебного процесса способствовала продолжению роста профессионального мастерства учителей.
Наряду с положительными результатами в методической работе педагогического коллектива выявлены проблемы и недостатки:
1. Низкая организация взаимопосещения уроков учителями-предметниками.
2. На низком уровне остается психолого – педагогическое сопровождение методических мероприятий.
3. Результативность участия учащихся в конкурсах на уровне города и области остается достаточно на низком уровне. Снизилось количество участников конкурсов на этих уровнях.
4.Недостаточно активное включение и участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.
5. Педагоги школы слабо мотивированы на обобщение опыта работы на муниципальном и региональном уровнях.
6. Остается недостаточно высоким организационно - методический уровень предметных недель.
7. Равнодушное отношение ряда педагогов к росту своей профессиональной компетентности.
Проблемы, требующие решения в 2018-2019 учебном году:
1. Содействие развитию инновационной деятельности и распространению инновационного педагогического опыта на всех уровнях.
2. Проведение мероприятий, направленных на всестороннее развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Развитие и совершенствование системы работы и поддержки одаренных учащихся.
3. Усилить практическую направленность работы МО. Тщательно планировать работу каждого методического объединения. В ШМО строить свою деятельность на основе данных мониторинга результативности образовательного процесса в школе.
4. В течение учебного года систематически отслеживать деятельность учителей-предметников по совершенствованию методической наполняемости учебных кабинетов.