Просмотр содержимого документа
«Методическая работа в начальной школе. Анализ за 1 полугодие 2016-17 г.»
Анализ
деятельности методического объединения
учителей начальных классов
за 1 полугодие 2016-2017 учебного года.
В 2016-2017 учебном году методическое объединение начальных классов работает над темой: «Управление процессом достижения нового качества образования и воспитания как условие реализации ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в рамках ФГОС.
Цели работы МО:
Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС.
Создание образовательного пространства, способствующего развитию потенциала ребёнка, становлению его духовных потребностей, формированию стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
Модернизация содержания и форм образования в начальной школе путем внедрения в учебный процесс ФГОС.
Создание условий для непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции учителя, овладевающего современными педагогическими и информационными технологиями.
Работа над проектом: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе в рамках ФГОС».
Организация взаимодействия участников педагогического процесса как средство повышения мотивации, качества образования и воспитанности обучающих.
Направления работы МО:
Заседания МО.
Обеспечение учебно-методического сопровождения УВП.
Освоение новых подходов в обучении, образовательных технологий.
Контрольно-коррекционная деятельность.
Работа с одаренными детьми.
Предметные мероприятия и олимпиады.
Заседания методического объединения, проведенные в 1 полугодии 2016-2017 учебного года
№ п/п
Дата проведения
Тематика заседаний МО
Содержание заседаний
1.
30.08.2016г.
Организационно-установочное
Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год. Основные направления деятельности МО на новый учебный год. Оценка программно-методического обеспечения УВП. Рассмотрение и утверждение рабочих программ по предметам. Изучение требований к программам внеурочной деятельности. Создание рабочих программ внеурочной деятельности «Доноведение», «Логика», «Я – исследователь».
2.
31.10.16г.
Бюро педагогических идей
«Педагогические приемы для формирования познавательной активности воспитанников в урочной и внеурочной деятельности».
Анализ выполнения плана работы МО за первую четверть. Выступления Мозговой Н.Л. «Формирование познавательной активности у младших школьников», Новиковой Н.Н., Меньшиковой С.Н. Изучение справки «Уровень сформированности техники чтения у воспитанников 1-4 классов» (входная диагностика).
Разработка плана работы с воспитанниками с ОВЗ.
3.
30.12.2016г.
Мастер-класс «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке»
Анализ деятельности МО за первое полугодие. Анализ результатов участия воспитанников в предметных олимпиадах. Выступления: Мозговой Н.Л. «Исследовательская деятельность младших школьников», Новиковой Н.Н. «Проектная деятельность младших школьников на уроках», Казаковой М.В. «Новый подход в проектной деятельности воспитанников в внеурочное время». Меньшикова С.Н. «Мастер-класс организации проектной деятельности в начальной школе»
На данных заседаниях были рассмотрены актуальные проблемы начального образования. Особое внимание было уделено изучению и внедрению в учебный процесс ФГОС. Для повышения теоретического уровня подготовки и профессиональной компетенции были изучены и обсуждены следующие вопросы:
Требования к составлению рабочих программ.
Результаты проверки техники чтения в начальной школе.
Организация работы с воспитанниками с ОВЗ
Подведение итогов 1 четверти и полугодия. Достижение результатов внедрения ФГОС на предметном, метапредметном и личностном уровнях.
Формирование познавательной активности у младших школьников.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности.
Изучение данных вопросов помогло участникам МО правильно построить свою работу по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а также развивать у учащихся достаточный уровень познавательной деятельности и творческую активность учащихся. Прошедшие заседания полностью соответствовали плану МО. Темы заседаний в полной мере связаны с темами педагогических советов школы. Все участники МО активно принимали участие в заседаниях МО, лучшие методические находки были представлены на заседаниях педагогического совета школы. В следующем полугодии необходимо продумать организацию проектной недели для воспитанников начальной школы «Знания и умения всегда найдут применение», а также особое внимание следует уделить проведению семинара по теме «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников».
Обеспечение учебно-методического сопровождения УВП
В начале учебного года педагогами начальных классов были разработаны и дополнены рабочие программы по предметам. Особое внимание было уделено оснащению ЦОР и ЭОР, их систематизации по годам обучения и ключевым темам, а также организации проектной и исследовательской деятельности в учебное и внеучебное время. Участниками МО были разработаны новые программы внеурочной деятельности «Доноведение», «Логика», «Я – исследователь». Адаптированы для учреждения программы обучения воспитанников с ОВЗ. В следующем полугодии необходимо уделить особое внимание активному использованию имеющихся образовательных ресурсов на уроках.
Освоение новых подходов в обучении, образовательных технологий
Важным и актуальным вопросом для образовательного учреждения, работающего в рамках введения ФГОС, является внедрение в учебный процесс передового опыта педагогов и освоение ими новых педагогических технологий.
На заседаниях МО начальных классов в первом полугодии особое внимание было уделено изучению новых педтехнологий, использование которых способствует повышению качества образования, а также развитию познавательной активности воспитанников. Были изучены технология учебного проектирования, технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, технология игрового обучения. По объективным причинам участие педагогов начальной школы в профессиональных конкурсах было менее активным. В следующем полугодии необходимо более активно транслировать свой педагогический опыт.
ФИО педагога
Название конкурса
Результат
Казакова М.В.
4-й Всероссийский конкурс «Ты – гений»;
4-й Международный конкурс «Ты – гений»;
3 место
1 место
Мозговая Н.Л.
Всероссийский онлайн-конкурс "На знание ФГОС НОО и его требований";
Всероссийская онлайн-олимпиада «Методическая работа в школе в условиях введения ФГОС»;
Международная интернет-олимпиада «Работа с одаренными детьми по ФГОС»
1 место
2 место
Диплом 1 степени
Меньшикова С.Н.
4-й Всероссийский конкурс «Ты – гений»;
4-й Международный конкурс «Ты – гений»;
Областной конкурс Школа будущего»
Всероссийский конкурс «Знатоки педагогических наук»
1 место
3 место
1 место
2 место
Новикова Н.Н.
Всероссийский онлайн-конкурс "На знание ФГОС НОО и его требований";
4-й Всероссийский конкурс «Ты – гений»;
4-й Международный конкурс «Ты – гений»;
2 место
2 место
3 место
Контрольно-коррекционная деятельность
Контрольно-коррекционная деятельность педагога – одно из важнейших направлений работы МО, влияющих на качество образования в образовательном учреждении. В первом полугодии были запланированы и проведены различные контрольные и проверочные работы, позволяющие своевременно выявлять пробелы в знаниях в учащихся и вести качественную индивидуально-коррекционную работу.
Особое внимание в течение полугодия было уделено работе с учащимися с ОВЗ, испытывающими затруднения в обучении. Интересные формы и методы работы с этой категорией учащихся были представлены на заседаниях МО. Результатом этой работы можно считать отсутствие неуспевающих учащихся во 2-4-ых классах по итогам учебного года. Результаты входных контрольных работ выявили недостаточный уровень сформированности у воспитанников навыков работы с текстом: неумение выделить главное, сжатый пересказ прочитанного текста, недостаточный уровень ориентации в мире детской литературы. В следующем полугодии необходимо уделить особое внимание смысловому чтению обучающихся, приемам работы с текстом.
Работа с одаренными детьми, предметные недели и олимпиады
Не осталась без внимания работа с одаренными и мотивированными к учебе детьми. Количество таких учащихся увеличивается с каждым годом. Эти дети активно привлекались к интеллектуальной деятельности, как в классных, так и общешкольных и общегородских мероприятиях. Необходимо разнообразить формы работы с этими учащимися на уроках, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, активно привлекая их к поисковой и творческой деятельности. Для них были организованы и проведены следующие мероприятия:
Международная олимпиада Интолимп по русскому языку для 2 класса.
Международная олипиада Интолимп по математике для 2 класса
Международные олимпиады ИНФОУРОК
Международный конкурс Молодежное движение
3 Международный блиц-турнир «Крестики-нолики»
2 место
2 место
2 место
3 место
3 место
3место
1 место
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
1 место
1 место
2 место
1 место
1 место
2 место
3 место
3 место
3 место
3 место
3 место
3 место
3 место
2 место
2 место
2 место
3 место
3 место
3 место
3 место
Мозговая Н.Л.
В следующем полугодии необходимо усилить работу в данном направлении, разнообразить количество конкурсов, проводимых на областном уровне, а также конкурсах, проводимых в режиме онлайн, способствующих развитию познавательных интересов учащихся.
В следующем полугодии запланировано изучение новых форм и методов развития познавательной сферы учащихся для повышения качества образования. Особое внимание планируется уделить формированию ключевых компетенций у учащихся начальной школы, а также подготовке к проведению итоговой аттестации в форме проведения ВПР. Педагоги начальной школы во втором полугодии запланировали проведение семинара по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС».
Важным вопросом, который был поставлен перед участниками МО, был вопрос о повышении качества образования, а также формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы. Педагоги изучали передовой опыт по внедрению ФГОС, результаты данной работы были представлены на профессиональных сайтах и конкурсах.
Внедрение современных методов и технологий в следующем полугодии – основная задача методической работы. Обучение проектной и исследовательской деятельности учащихся необходимо активизировать в учебноей и внеурочной деятельности. Виды проектов, отображены в рабочих программах педагогов. Все участники МО уверенно владеют методикой организации проектов, но не всегда успешно оцениваются результаты работы учащихся, необходимо разнообразить способы презентации новых идей, полученных в результате проектной деятельности. Лучшие проектные работы учащихся 2-4 классов необходимо активнее представлять на научно-практической конференции школы, так как, защищая свои проекты, учащиеся начальной школы повышают уровень сформированности коммуникативных, регулятивных и личностных УУД.
Проведенный анализ позволяет дать удовлетворительную оценку деятельности МО педагогов начальных классов. Задачи, поставленные на 2016-2017 уч.г., решаются. В ходе анализа обозначились основные вопросы, которые требуют решения во втором полугодии.
Основные направления работы во втором полугодии:
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проведение семинара.
Организация работы над смысловым чтением. Формирование читательской и ИКТ- компетенций у учащихся. Взаимопосещение уроков.
Изучение особенностей работы с воспитанниками с ОВЗ. Корректировка созданных адаптивных программ.