Организация и осуществление учебно-методической работы
Общие положения
1. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической работы (далее-Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для осуществления руководства и координации учебно-методической работы в организациях образования и соответствующих инфраструктурах.
2. Настоящие Правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего, профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования.
3. В Правилах используются следующие основные понятия:
учебно-методическая работа – это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;
методист- педагогический работник организации образования, выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;
методический (учебно-методический, научно-методический) совет - форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;
заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно- методической) работе – должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;
учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет)- структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;
методический кабинет-структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой;
учебно-методические объединения – объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации
2
образовательных учебных программ различных уровней.
4. Научная и учебно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре.
5. Задачами учебно-методической работы являются:
научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;
разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;
развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.
Руководство научной и учебно-методической работой возлагается:
в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования;
в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования;
в высших учебных заведениях на структурные подразделения.
6. Учебно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами.
Содержание учебно-методической работы
7. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования включает следующие направления:
1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность;
2) ознакомление с нормативными документами в области образования;
3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы;
4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента,
3
инновациями;
5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования;
6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся;
7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;
8) разработка методической продукции.
8. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего образования включает следующие направления:
1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию;
2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс;
3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда;
4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов;
5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических материалов и внеурочных мероприятий;
6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения;
7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и профессиям, тематических семинаров, конференций и методических совещаний;
8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;
9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.
9. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления:
1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых
документов, классификатора специальностей высшего образования; государственных общеобязательных стандартов образования;
2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;
3) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;
4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;
5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования;
6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;
7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения;
8) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям;
9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;
10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;
11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся;
12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками;
13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;
14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;
15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;
16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы;
17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;
18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;
19) разработка методического обеспечения по трудоустройству
5
выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение
спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников);
20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;
21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения