Активные методы обучения: введение в тему и обсуждение темы
Активные методы обучения: введение в тему и обсуждение темы
Технология активного обучения предполагает использование активных методов обучения (метод проектов, моделирование профессиональных ситуаций, ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов» и т.д.), ориентированных на личность обучающегося, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных умений, творческое решение конкретных проблем.
Активные методы обучения (АМО) используются на разных этапах занятия, в данном случае приводятся примеры АМО, которые можно использовать на этапах введение в тему и обсуждение темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения: введение в тему и обсуждение темы»
«Активные методы обучения: введение в тему и обсуждение темы»
Обучение - это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, воспитание учащихся.
Решению данных задач способствует активное обучение, которое знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.
Технология активного обучения предполагает использование активных методов обучения (метод проектов, моделирование профессиональных ситуаций, ролевые и деловые игры, проведение «круглых столов» и т.д.), ориентированных на личность обучающегося, на его активное участие в саморазвитии, получение качественных знаний, профессиональных умений, творческое решение конкретных проблем.
Активные методы обучения (АМО) используются на разных этапах занятия, в данном случае приводятся примеры АМО, которые можно использовать на этапах введение в тему и обсуждение темы.
Введение в тему
Метод «Ульи»
Цель: научиться завязывать разговор в малых группах.
Численность: без ограничений; в том числе группы 3-6 человек.
Время: 10-20 мин.
Материал: карточки или лист большого формата, фломастеры для участников.
Проведение:
Участники разбиваются на группы по 3-6 человек в каждой. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Пример: Что для меня лично связано с темой этого семинара? Какую поддержку я рассчитываю здесь получить? Какие у меня есть вопросы по теме к ведущему?
Заранее известно, что ответы на вопросы, подобные второму и третьему в нашем примере, будут затем сообщены всем участникам. С этой целью участники пишут свои ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.
Примечания:
Если участники в начале выполнения задания обычно формулируют свои запросы и интересы, то затем они начинают более внимательно прислушиваться к предложениям преподавателя, благодаря этому они могут установить, отвечают ли предложения преподавателя их запросам и потребностям.
При использовании этого метода несколько снижается психологический барьер и смущение при необходимости выступать в малой и затем большой группе.
Варианты:
Этот метод можно с успехом использовать до начала или во время диспутов, чтобы активизировать учащихся.
Метод «Визитные карточки»
Цель: установление контактов; первое обсуждение темы.
Численность: без ограничений, пары.
Время: 15-30 мин.
Материал: 3-6 чистых карточек для каждого участника.
Проведение:
Каждый участник получает 3-6 карточек. На одной стороне каждой карточки он пишет свое имя (или имя и фамилию, в зависимости от отношений в группе). Ведущий пишет на большом листе 3-6 вопросов (по числу розданных карточек). Например: Когда я впервые столкнулся с данной темой? Какой наиболее важный для меня вопрос я хочу предложить по данной теме?
Участники пишут ответы на вопросы на чистых сторонах карточек. Теперь у них по каждому вопросу есть карточка с ответом. Затем все расходятся по аудитории и находят себе по одному партнеру для разговора. Двое собеседников выбирают один вопрос и кратко сообщают друг другу свой на него ответ. При этом они обмениваются соответствующими карточками. Собеседники прощаются и ищут себе новых партнеров для обмена ответами на следующий вопрос.
Примечания:
Обмен карточками облегчает установление контактов и начало разговора.
В коротких диалогах участников прежде всего интересует, что думают и могут сказать другие члены группы - ведь до сих пор каждый успел поговорить только с немногими участниками семинара. Образуется хорошая основа для дальнейшей работы в группах и дискуссии. Это тренинг не предназначен для глубокой проработки темы.
"Визитная карточка" - приятный сувенир, она останется на память о семинаре.
Метод «Экспертиза»
Цель: выработка тем самими группами.
Численность: без ограничений, малые группы.
Время: 1-3 часа.
Материал: информационный материал для "экспертов".
Проведение:
Приблизительно треть всех участников впоследствии примет роль "экспертов". Они получают материалы по теме, чтобы войти в курс дела. При этом различные аспекты темы разделяются, для того чтобы впоследствии не оказалось, что каждый из "экспертов" компетентен во всех вопросах по теме.
Прочие участники разбиваются на группы по 5 человек в каждой и составляют от 5 до 10 вопросов, которые они потом зададут "экспертам. Эта подготовительная стадия занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от темы и характера группы.
В заключение все участники собираются вместе. "Эксперты" садятся отдельно за столы напротив остальных участников. Преподаватель может предложить определенную последовательность проведения "экспертизы", если находит это целесообразным в смысле структурирования материала. Последовательно ставятся вопросы и выслушиваются ответы "экспертов".
Примечания:
Этот метод дает возможность группе интенсивно пройти первое ознакомление с темой. Благодаря тому, что на место преподавателей становятся компетентные "эксперты" из числа участников, возрастает уверенность участников в том, что их знания и способности также имеют значение для всей группы. В игровой форме осуществляется работа по выработке темы самими участниками.
Метод « Картинная галерея»
Цель: обсуждение темы.
Численность: 5 групп по 3 человека
Время: 15-20 мин.
Материал: листы с заданием, пазлы с изображением сюжета
Проведение:
Модератор предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагает пазлы, из которых нужно будет составить картину. При этом оговаривает, что некоторые пазлы лишние, и для того чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздает листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.
Примечание:
Участники семинара виртуально впадают в детство и отрабатывают материал в легкой игровой форме.
Метод «Баба-яга»
Цель: отработка групповой работы.
Численность: 3 группы по 5 человек
Время: 30 мин.
Материал: каждая группа получает плакат с изображением Бабы-Яги, карточки, кисти, краски, фломастеры и т.п.
Проведение:
Модератор рассказывает о Бабе-Яге – что в переводе с древнерусского «ягать», значит ругаться, что изображается она в виде лохматой, плохо одетой женщины и д.р. и задает участникам вопрос: «Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга была такой, если нет, то как дошла до такой жизни?» и предлагает каждой группе написать на одной карточке действия, которые способствуют превращению в Бабу-Ягу, а на другой – выходу из этого состояния. Затем предлагает исправить портрет Бабы-Яги на основе этих рекомендаций. В результате могут быть перерисованы прическа, подрисован макияж, добавлена бижутерия и т.д. После выполнения работ, группы демонстрируют результаты, объясняя, как они видят ситуацию. После этого выбирается самая красивая Баба-Яга.
Метод «Аквариум»
Цель: обсудить тему, выявить степень владения темой, задать общее направление работы
Численность: 15-20 человек
Время: 15-20 мин.
Материал: стулья
Проведение:
1й этап. Из группы выбирается 4-5 человек, которые будут золотыми рыбками в аквариуме. Они садятся в круг, остальные участники располагаются вокруг. Задача рыбок – дать перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой и расположить их в последовательности, в которой группа будет с ними работать. Работа идет без обсуждения, остальные участники не вмешиваются, просто слушают.
2й этап. Каждый участник, кроме рыбок, должен либо добавить еще один вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющийся.
Метод «История техники»
Цель: подтолкнуть обучающихся к самостоятельному поиску информации.
Численность: 15-20 человек, мини-группы
Время: 15-20 мин.
Материал: листы ватмана с изображенной на ней «лестницей технической эволюции» с историческими ступеньками, маркеры.
Проведение:
Группа разбивается на мини-группы (3-4). Каждой мини-группе выдается ватман.
Задача: разместить на этой лестнице в хронологическом порядке технические вещи: колесо, микроскоп, термометр, радиоприемник, телевизор, телефонный аппарат и т.д. У каждой ступеньки написать век или год и рассказать об истории возникновения этих вещей.
В перерыве для разминки можно провести конкурс по изобретению приборов. Группам можно дать задание: изобрести прибор для измерения площадей (ответ – палетка), или изобрести прибор для взвешивания стога сена (надо знать удельный вес сена, и геометрическим способом подсчитать объем – и не надо изобретать прибора) и т.д.
Следующее задание: что можно сделать в невесомости.
Модератор предлагает мини-группам прокатиться в невесомости на роликовой доске (нельзя из-за отсутствия силы тяжести), вскипятить воду (можно, хотя процесс более длительный, чем на Земле), зажечь свечу (можно, но она быстро погаснет, т.к. горячий воздух не будет подниматься вверх).
Обсуждение темы
Метод «Отрицательное и положительное».
Цель: обсуждение темы в малой группе. Формирование разностороннего подхода к теме. Анализ ситуации.
Группы: все участники.
Численность: группы по 5 человек Время: мин.
Материал: большие листы бумаги, фломастеры, скотч, цветная бумага.
Проведение: Участники делятся на группы по 5 человек. Каждая группа берет себе 3 большие листа бумаги и фломастеры. Ведущий задает всем три вопроса: «Почему в будущем на пути решения этого вопроса возникнут проблемы?», «По каким причинам в данной области будущее может стать еще мрачнее?», «Какой вклад вы можете внести, чтобы будущее вокруг данной проблемы стало еще мрачнее?» После окончания работы участники проходят по кругу и знакомятся с плакатами других групп. Затем после перерыва ведущий просит участников вернуться к своим плакатам и найти в отрицательных моментах, которые они написали положительные идеи. Положительные идеи записываются на небольших цветных карточках и прикрепляются поверх отрицательного момента. По окончанию работы над переводом минусов в плюсы, каждая группа выбирает одного человека, который будет представлять получившуюся у их группы картину. Примечание: Это упражнение позволяет участникам критически посмотреть на существующую ситуацию вокруг проблемы, выявить проблемы, а также положительные моменты. Положительные утверждения могут стать отправной точкой для дальнейшей работы над темой.
Метод «Структурированные раунды»
Цель: это упражнение помогает участникам решиться высказать свое
мнение и гарантирует каждому возможность быть выслушанным. Его можно использовать при разрешении конфликтов, поскольку оно выявляет весь спектр мнений. Такие «раунды» помогают каждой группе глубоко проработать тему. Каждый участник слышит все мнения и может существенно развить или изменить собственный взгляд на проблему.
Группы: все участники.
Численность: до 25 человек.
Время: каждому участнику дается ограниченное время на высказывание –1-2 минуты.
Материал: плакатные листы
Проведение:
Ведущий формулирует тему «раунда», например: «Как мы можем передать наши знания коллегам из компании Х?» и записывает ее на доске. Предложите кому-то из участников начать выступление и определите, кто будет следующим. Участники говорят по очереди. Не перебивая друг друга, и не комментируя сказанное. Все внимание сосредотачивается на говорящем. Важно следить за соблюдением регламента. Если время не используется полностью, участник
говорит, что он закончил, и приглашает высказаться следующего. У каждого члена группы есть право отказаться от выступления.
В конце «раунда» ведущий обобщает спектр мнений и помогает группе
прийти к общему мнению или решению.
Можно кратко изложить основные мысли каждого участника на доске и
подвести промежуточный итог. Решения и планируемые мероприятия нужно также записать. Если в ходе «раунда» группа не приходит к согласию, упражнение продолжается.
Время от времени полезно напоминать участникам, чтобы они не
перебивали других и не отпускали комментариев. Следует подбадривать
сдержанных участников, чтобы они также высказывали свое мнение.
Если упражнение состоит из нескольких «раундов», целесообразно, чтобы
их начинали разные участники.
Это простая и эффективная техника, которую можно использовать очень часто.
Метод «Карта группового сознания»
Цель: анализ существующей проблемы. Поиск решений.
Численность: малые группы по 5 – 6 человек.
Время: 15-30 мин.
Материал: большие листы блокнота, фломастеры, скотч.
Проведение:
Ведущий разделяет участников на небольшие группы по 5 – 6 человек. Каждая группа берет по листу блокнота и фломастеры. Ведущий формирует проблему. Каждая группа записывает ее в центре листа в круге. Далее участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся вокруг круга с проблемой.
Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают косвенные идеи, относящиеся не напрямую к проблеме, а к одному из аспектов, то они пишутся в стороне от основного положения и соединяются лучами с ним. По окончанию работы в группах, каждая группа вывешивает свои «карты
группового сознания» на стену и представляет ее.
Метод «Цепочка»
Цель: высказывание мнений участников, логическое продолжение
разговора.
Группы: участники делятся на 2 большие группы, одна из которых
дробится на малые, а другая является наблюдателем.
Численность: 20 - 30 чел.
Время: 30 мин.
Материал: тезисные лекции по теме.
Проведение:
Аудитория делится на 2 группы, одна из которых является наблюдателями.
Активная группа, в свою очередь, дробится на группки по 4-5 чел.
Преподаватель читает лекцию по теме, которая имеет форму тезисов. После каждого тезиса (который состоит из не менее 6 предложений) в активных группах начинается обсуждение (3-4 мин.). Один представитель высказывает мнение группы, затем мнение следующей группы высказывает их представитель
и так по цепочке. Каждый раз мнение группы оглашает новый человек, таким образом, никто не остается в стороне.
Отстрелявшись, две большие группы меняются местами. Теперь наблюдатели становятся активными.
Метод «А наше мнение такое»
Цель: вовлечь все группы в обсуждение проблемы.
Группы: желательно 3 группы.
Численность: все участники.
Время: 10-12 минут.
Материал: ватман и фломастеры.
Проведение: группы занимают места в разных местах помещения.
Задача первой группы – обосновать, почему они против; задача второй группы – обосновать, почему они поддерживают; задача третьей группы – высказаться, почему их не устраивает ни то ни другое мнение. Лучше всего это проводить с двумя группами. Каждая группа говорит по одному предложению и по очереди.
Участники делятся на группы по 5 человек. Каждая группа выбирает для себя необходимый материал. Ведущий предлагает им проанализировать «проигранные» ситуации и предложить свой путь решения проблемы. После окончания работы участники должны представить свои материалы.
Представление может быть пассивным (в виде вывешенного на стене плаката)или активным (озвученным, обыгранным). В любом случае необходимо предусмотреть время на вопросы от групп друг другу.
Примечания:
Метод позволяет участникам критически оценить ситуацию, выявить проблему и попытаться самостоятельно найти пути решения проблемы.
Метод «Психодрама на работе «Мне ……. (любая тема)»
Цель: вскрытие внутренних проблем участников.
Группы: не более 5 человек.
Время: 15 мин. на подготовку, 3-5 минут на представление.
Участники разбиваются на мини-группы (формально, рассчитавшись на1, 2, 3, 4, 5). Им предлагается в группах обыграть ситуацию «на моем рабочем месте появился/случился, ……» и через 15-20 минут представить ее.
Примечания: используется для вскрытия внутренних психологических проблем участников в непривычной ситуации, позволяет увидеть активность (или пассивность) в выборе пути для преодоления проблемы.
Метод «Древо головной боли»
Цель: обсуждение темы. Формирование разностороннего подхода к теме. Анализ ситуации.
Группы: вариант 1 – все участники, вариант 2 – мини-группы по 3-6
человек.
Время: 30-40 мин.
Материал: большой лист бумаги, фломастеры.
Проведение:
Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу.
Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.
Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.
Начертите вертикальную линию – это ствол дерева. Запишите прямо на стволе, какова ваша задача.
Начертите горизонтальные линии – это ветви дерева. Запишите на них препятствия: более легкие – на нижних ветвях, самые сложные – на верхних.
Информация на дереве может быть краткой, а может достаточно подробной. После выполнения упражнения в мини-группах каждая группа представляет свои «деревья».
Примечание: Метод можно также использовать для выявления ожиданий и опасений.
Метод «Анализ проблемы»
Численность: малые группы по 3-4 человека.
Время: 20-40 мин.
Материал: большие листы бумаги, фломастеры.
Проведение:
Ведущий формулирует проблему. Каждая мини-группа берет по листу бумаги и фломастеры. Лист бумаги делится на 3 части, в каждой из которых участники мини-группы с помощью графических символов изображают все, что у них ассоциируется с: 1) причинами проблемы, 2) состоянием проблемы, 3)способами решения проблемы.
По окончанию работы в группах каждая группа представляет свою иллюстрацию.