Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования, предусматривающая дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Традиционный подход к обучению иностранному языку не в полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует необходимость применять новые методы обучения, позволяющие формировать у обучающихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.
Изучение английского языка – это сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов, который позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Существует множество классификаций проектов. Так английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:
- Групповой проект (исследование проводится всей группой, каждый его участник изучает определенный аспект выбранной темы).
- Мини-исследование (проведение индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью).
- Проект на основе работы с литературой (выборочное чтение по интересующей теме и подходящей для индивидуальной работы).
В трудах Е.С. Полат можно увидеть наиболее проработанную типологию проектов в соответствии с их признаками:
- по доминирующему методу: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.
- по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.
- по характеру координации проекта: непосредственный, скрытый.
- по характеру контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).
- по количеству участников проекта.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению. В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями:
- использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
- акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
- выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
- отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
- наглядное представление результата.
Являясь комплексным обучающим методом, метод проектов включает следующие этапы:
- Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Практическая работа над проектом начинается на стадии закрепления материала и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата (рисунок, аппликация или сочинение).
На начальном этапе очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и разумно определить временные рамки; продумать, какие материалы и источники могут использовать учащиеся; обсудить план написания сочинения и создания иллюстрации; выбрать оптимальную форму презентации результатов; составить и обсудить примерный план работы.
2. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое заведомо невыполнимо, оно должно соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для изучающего английский язык. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.
На данном этапе происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками: обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Важное условие эффективной работы над проектом –поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
3. На третьем этапе работы в рамках проектной деятельности (этап презентации) учащиеся работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей, то есть появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
В основе проекта лежит проблема, чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.
Рассмотрев основные этапы работы над проектом, мы можем отметить, что при поиске необходимой информации, при работе с языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. Переносится акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.
Метод проектов позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионно-исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках английского языка всегда должен присутствовать предмет обсуждения.
С точки зрения формирования учебной компетенции и развития автономии выполнение проекта ставит учащегося в такие условия учебной деятельности, в которых он самостоятельно и во взаимодействии с группой, последовательно осваивает все компоненты учебной деятельности:
- целеполагание и структурирование учебной деятельности (определение цели и характера проекта, отбор материала, построение программы);
- способность управлять своей учебной деятельностью, в том числе посредством рефлективного анализа, самоконтроля и самооценки характера и результата речевых и учебных действий;
- технологический аспект, связанный с использованием стратегий и приёмов учебной деятельности;
- способность принимать ответственные решения относительно характера и конечного результата учебной деятельности на всех этапах выполнения проекта, внося по необходимости коррективы;
- способность взаимодействовать с учебной группой в процессе решения учебных задач.