Просмотр содержимого документа
«Воспитание у учащихся культуры чтения через игру в условиях школьной библиотеки»
Воспитание у учащихся культуры чтения через игру в условиях школьной библиотеки.
От состояния культуры детства (в том числе культуры чтения) зависит культура всего общества. Чтение - традиционный и до сих пор самый распространенный способ получения знаний. Однако признанной тенденцией последнего времени является снижение интереса к самому чтению. Обозначенная нами проблема вызвана: o обеспокоенностью отчуждения детей от серьезного чтения, что качественно снижает уровень интеллекта личности, не дает пищи для работы ума и души; o появлением проблемы функциональной неграмотности, которая затронула и россиян. Культуру ребенка, его художественные и творческие способности и интересы развивает и семья, и школа, и социальное окружение.
Школьная библиотека - это место, где любой ученик может получить книгу бесплатно, осуществляя свое право на культурное и творческое развитие личности, право на специализированную помощь в образовании и приобщение к источникам мировой культуры. Именно школьная библиотека призвана сыграть значительную роль в воспитании культурного человека. Вхождение ребенка в духовную вселенную происходит и с помощью книги: литературные герои, их отношения, переживания, временные и пространственные связи, переплетающиеся в своем многообразии вокруг вечных непреложных истин, оказывают большое влияние на личность. И для того, чтобы эти истины были близки, понятны ребенку, библиотекарю нужно обязательно научиться заполнять пробелы, образовавшиеся в его духовном развитии. «Чтение делает человека знающим» (Ф. Бэкон), открывает ему приемлемые модели поведения в обществе и соответствующий образ мыслей.
Среди немногих учреждений, наиболее удачных с точки зрения организации деятельности в этом направлении, находится школьная библиотека. Поэтому необходимо найти возможные пути разрешения проблемы воспитания культуры чтения. Наша библиотека широко использует формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, на воспитание культуры чтения и привитие любви к книге, в том числе игру. У игр широкие развивающие возможности, и при кажущейся простоте проведения они требуют огромной подготовительной работы библиотекаря и учащихся, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества. Творческая, интеллектуальная атмосфера в библиотеке способствует и хорошему настроению читателей, и воспитанию любви к книге, и развитию творческого потенциала участников. Наша цель воспитывать у школьников культуру чтения и любовь к книге, в идеале учить их читать творчески, увлеченно, чтобы полнее реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие способности. Этой же цели посвящено любое библиотечное мероприятие: выставки, беседы, знакомящие с творчеством писателей и их книгами, премьеры книг, обзоры литературы, уроки добра, уроки красоты, уроки этикета, игры и др. Выявить проблему воспитания культуры чтения помогли исследования круга чтения, социологические опросы учащихся, анкетирование, анализ читательских формуляров, т.е. маркетинговая деятельность библиотеки. В результате опроса и анкетирования школьников 6-9 классов выявлено: дети знают около 120 авторов; рейтинг популярности писателей
За последние годы интерес к чтению снизился; деловое чтение явно преобладает над досуговым, а последнее становится все более развлекательным. Дети затрудняются назвать свою любимую книгу! (у многих ее нет); часто читательские интересы ограничены только школьной программой; наиболее привлекают детей книги следующей тематики: приключения, фантастика, детективы, справочная и методическая литература, сказки.
Перед нами была поставлена задача: изменить имеющуюся ситуацию, создать условия для воспитания культуры чтения через игру. Особое внимание в работе библиотеки стало уделяться игре и игровым моментам. В рамках гуманистической парадигмы образования метод игры все решительнее завоевывает симпатии педагогов. Данные современной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что наиболее интенсивное развитие личности школьника происходит не на уроке, а в сфере свободного общения, досуга, труда, игр. Это положение важно и для воспитательного процесса в условиях библиотеки. Именно игра стала средством, с помощью которого мы стараемся усовершенствовать процесс воспитания культуры чтения. Мы строим работу с читателями с учетом их возрастных особенностей, основываясь на принципах гуманной педагогики и самым серьезным образом включаем в арсенал своих методов игру. Игра пронизывает все воспитание читательской культуры. Известные слова А.М. Горького: «Игра для детей - путь познания мира» получили широкое распространение в практике нашей работы. Несмотря на то, что игра привлекательнее учебы, она не всегда легче и требует не меньше внимания и целеустремленности. Игра может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе. А.С. Макаренко подчеркивал: «в детском возрасте игра это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело ... Надо пропитать игрою всю его жизнь».