kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста

  В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определена важнейшая цель современного отечественного образования - «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

  Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля.

Слайд 3. Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный моральный выбор. Всё это требует наличия таких качеств, как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

слайд 4.  Становление гражданской активности школьника проходит два этапа.

Первый этап (начальная школа) – реализация школьниками в различных видах деятельности родительских ценностей в отношении общества. Эти ценности практически безоценочно присваиваются детьми от родителей в процессе семейного воспитания.

Второй этап (основная и средняя школа) – гражданская активность школьников, реализующая их собственные, зарождающиеся ценности и идеалы в отношении общества, основанные на личностном и групповом опыте. 

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

Детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспоминания детства зачастую определяют мировоззрение и жизненный путь человека.

 От того, что вложим в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям.

слайд 5. Воспитание гражданина - это значит воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Во-первых, за широту души. Во-вторых, за бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В-третьих, за чувство семейственности. В-четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать?

Слайд 6. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.

Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы стараемся, чтобы жизнь в нашей школе стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору. Дети воспитываются в каждый момент их жизни, воспитываются также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. 

Сегодня очень много говорят об инновационной деятельности, необходимым компонентом которой является творчество. Но не стоит забывать, что инновация это не всегда что-то совершенно новое, часто это усовершенствованное старое. 

Слайд 7. Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе.

 В нашей школе разработана программа «Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся». В рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик по направлениям: «Я – гражданин», «Забота», «Труд – основа жизни», «Долгожитель», «Голубая планета» ребенок получает возможность проверить, реализовать, обсудить со сверстниками, полученные от родителей знания о культурно-исторических событиях и выработать свое отношение к ним. Различные направления связаны между собой логически, способствуют эффективному усвоению знаний о своей стране, родном крае, а также, что чрезвычайно важно, способствуют воспитанию чувств.

Слайд 9. Мы – взрослые должны:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей  в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

слайд 10.

1. «Я – гражданин» - формирование гражданской позиции служения своему народу. Учим детей жить, соотнося свои интересы с интересами родителей, своих товарищей по классу. Надеемся, что повзрослев, они сумеют соотнести свои жизненные планы с интересами общества.

По этому направлению проводим беседы, классные часы: «Конституция России и права человека», «Я – гражданин России», «Символы России», «Праздники России», ролевые игры «Ваши права», уроки мужества «Детство, опаленное войной», «Великие люди России», «Дни воинской Славы России». В начальной школе организуем акции «Сердцем прикоснись к подвигу», «Открытка для ветерана».

Знакомимся с важнейшими государственными символами. Государственная символика является частью истории и культуры страны. Детям младшего школьного возраста доступны некоторые представления о геральдике, символике цвета и изображений. Символический язык образов и цветов герба и флага нашей страны рассказывает ребятам о том, какими мы, граждане России, должны быть: справедливыми, честными щедрыми, едиными и дружными, смелыми и мужественными, свободолюбивыми, любящими свою Родину. Ребёнку в силу возрастных особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть или выразить в рисунке. Ведущая функция герба, флага, гимна - объединительная. Государственные символы объединяют граждан страны, а работа над созданием эмблемы семьи сплачивает ещё больше ребёнка и родителей. Мы предлагаем детям попробовать себя в собственном «геральдическом» творчестве. Также наши ребята принимают участие в исследовательских и творческих конкурсах, посвященных истории государственной символики нашей страны и Иркутской области.

Проводим мероприятия, направленные на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив самое ценное в фольклоре, художественных промыслах, декоративно-прикладном искусстве. На уроках литературного чтения, ИЗО, технологии, окружающего мира, а также во внеурочной деятельности проводим виртуальные и реальные экскурсии по музеям, библиотекам,  конкурсы чтецов, изучаем фольклор, народные традиции и обычаи различных национальностей нашей страны, знакомимся с творчеством писателей и поэтов, художников и композиторов. Обсуждаем произведения, учимся давать оценку поступкам героев, соотносим со своим личным опытом.

слайд  11.

2. «Забота» -  утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, так как именно в семье ребенок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат семьи, взаимоотношения ее членов, отношение к событиям – все это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Формы работы. Поисковые: изучают историю своей семьи, составляют генеалогическое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив. Творческие проекты: «Увлечения моей семьи»,  «Герб семьи», выпуск фотогазеты «Человек, на котором держится дом». Ребята с гордостью помещали фотографии мам в газете, старательно и любовно изготавливали рамки, подбирали строчки из стихотворений. Проведен конкурс чтецов и конкурс сочинений, праздник для мам,  создана портретная галерея, презентация «Для любимых мам».  Выставки поделок и семейного рисунка «Секреты семейного счастья».

Слайд 12

3. Направление «Долгожитель» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».

В течение учебного года выходят в поход вместе с родителями. Каждая семья готовит и проводит с детьми игру из своего детства.

слайд  13.

4. Направление «Труд – основа жизни» привитие трудовых навыков. Суть работы в этом направлении очень точно выражена в словах замечательного советского педагога В.А.Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом: «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.

слайд  14.

5. Направление «Голубая планета» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Способность к защите жизнеобеспечения личности, природы и общества неразрывно связана с патриотизмом. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен  бережно относиться к природе.

 Изучение природы родного края, эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Патриотические чувства к родному краю закрепляются в ходе природоохранной деятельности детей. Постоянно ведем разъяснительную работу о том, что наша Родина не безгранично богата природными ресурсами и потребительское отношение к природе приведет к неизбежной экологической катастрофе. Воспитание экологической культуры – это единственный способ объединить человека с природой на основе её глубокого понимания.

Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нас, учителей, одной из главных.

Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе  не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Какими станут сегодняшние наши ученики, что принесут они обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы воспитать их душу, научили ли противостоять порокам современного мира? Ответ на этот вопрос покажет время. Хочется надеяться, что наши дети приобретут за годы учения положительный духовный и нравственный опыт и станут достойными гражданами нашего Отечества.

 

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста»

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста ГАВРИЛОВА ОЛЕСЯ ВИКТОРОВНА  Учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 21» г. Ангарска

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста

ГАВРИЛОВА ОЛЕСЯ ВИКТОРОВНА

Учитель начальных классов

МБОУ «ООШ № 21» г. Ангарска

Детство есть великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Н. В. Щелгунов

Детство есть великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку.

Н. В. Щелгунов

Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный моральный выбор.

Воспитание гражданственности – это формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознание внутренней свободы и ответственности за собственный моральный выбор.

Становление гражданской активности школьника проходит два этапа.

Становление гражданской активности школьника проходит два этапа.

  • Первый этап (начальная школа) – реализация школьниками в различных видах деятельности родительских ценностей в отношении общества. Эти ценности практически безоценочно присваиваются детьми от родителей в процессе семейного воспитания.
  • Второй этап (основная и средняя школа) – гражданская активность школьников, реализующая их собственные, зарождающиеся ценности и идеалы в отношении общества, основанные на личностном и групповом опыте. Это – осмысленная позиция, требующая ответственности и характеризующая субъектную позицию ребенка.
Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать?

Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне?

Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать?

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. А как «заставить» ребёнка полюбить Родину? Только через личные чувства и переживания детей.

Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе.

Переступив порог школы, ребёнок попадает на огромную, новую для него планету – Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему же они такие разные, по каким правилам они живут, что они ценят друг в друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотреть в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе.

Мы – взрослые должны:

Мы – взрослые должны:

  • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему
  • вовлекать детей в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех
« Я – гражданин» - формирование гражданской позиции служения своему народу. Учим детей жить, соотнося свои интересы с интересами родителей, своих товарищей по классу. Надеемся, что повзрослев, они сумеют соотнести свои жизненные планы с интересами общества.

« Я – гражданин» - формирование гражданской позиции служения своему народу. Учим детей жить, соотнося свои интересы с интересами родителей, своих товарищей по классу. Надеемся, что повзрослев, они сумеют соотнести свои жизненные планы с интересами общества.

«Забота» - утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

«Забота» - утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.

«Долгожитель» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости.

«Долгожитель» - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости.

«Труд – основа жизни» «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

«Труд – основа жизни»

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидания материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

«Голубая планета» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Голубая планета» - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилова Олеся Викторовна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 506993

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства