Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса
Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса.
Краткая аннотация проекта.
Современный ребёнок получает большой объём информации, но не всегда умеет её правильно переработать и систематизировать, что могло бы положительно сказаться на качестве его знаний. Данный проект поможет родителям овладеть знаниями информационной культуры, адаптироваться в современных социально – экономических условиях, применять знания в обучении своих детей.
В его реализации примут участие: школьная библиотека МБОУ «СОШ №1», родители, учителя, учащиеся.
Проект будет реализовываться один год. Средствами реализации проекта являются: родительские собрания, беседы, анкетирование родителей, применяться медиарисурсы.
Цель проекта: обучение родителей ориентированию в современном информационном пространстве.
Задачи проекта:
Создать партнёрские отношения школьной библиотеки, семьи, учителей, направленные на целостное и интеллектуальное развитие учащихся.
Оказывать помощь родителям в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов.
2.1 Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса.
2.2 Проблема
Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение, информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно – познавательной и иных видов деятельности.
Под глобальным информационным обществом понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Необходимо отметить, что в настоящее время в силу повышения общего уровня образования, доступа к информации из различных источников рядовой гражданин получает больше возможностей для критического анализа того информационного потока, который на него воздействует. Огромный информационный поток – может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на общество и его культуру. Становится актуальным исследование рисков информационного общества. Это и замена духовной культуры на одномерные, узкоспециализированные знания, и опасные тенденции изменения досуга в сторону ориентации на низкопробные развлечения, вытеснение реального живого общения – виртуальным, формализация человеческого мышления, размывание национальных границ культуры, науки, искусства, образования. Более того, современная ситуация в этом отношении характеризуется, как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Опыт работы школьной библиотеки с родителями в сфере информационной культуры личности не освещён всесторонне, что позволило начать исследование в этом направлении.
Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна? Ещё никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно. Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? И помочь ответить на эти вопросы может именно школа. Школьный возраст эта ступенька формирования личности. О важности школьного периода говорят многие специалисты в области детства. Одним из важных факторов, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является чтение и посещение библиотеки. Только атмосфера сотрудничества ребёнка, родителя, учителей и библиотеки может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей.
2.3 Описание проекта.
Образование детей – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Практика показывает, что сотрудничество школьной библиотеки и родителей образовательного учреждения становится всё более актуальным, необходимым и востребованным. Особую роль в современном обществе в развитии и воспитании учащихся играет библиотека. Взаимное обогащение знаний и опыта работы библиотекаря и родителей способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к культуре, формированию нравственных основ, потребности в постоянном вдумчивом чтении, поддержке детского художественного творчества. Наблюдения показали, что заинтересованность родителей в организации детского чтения в семье имеет место. Родители уделяют время для совместного чтения и обсуждения прочитанных книг с детьми. Правда это не является постоянной практикой. Таким образом, чтобы повлиять на круг чтения, в выборе информации в интернете, нужно действовать на ребёнка через организацию системы работы с родителями, учителями, библиотекарем.
При подготовке проекта ознакомилась со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10. 2009№ 373(п.19.5).
Конвенция о правах ребёнка. Письмо Министерства образования РСФСР от 20 августа 1991 г. № 17 – 140 -12;
Стало традицией, что учащиеся приходят на первую экскурсию в школьную библиотеку. Библиотекарь рассказывает о режиме библиотеки, показывает красочные книги и приглашает первоклассников их родителей стать читателями, таким образом, первое посещение библиотеки останется в памяти детей надолго. Воспитание читателя, воспитание информационной культуры – процесс долгий и трудный. Следование курсу целей и задач привело к применению разных методов и форм работы, которые приведут к положительным результатам.
Для реализации проекта используются эффективные формы и методы работы по информационной культуре личности и внедряются в практику инновационные методики: Говорухина К.А., Манахова И.В.
Проектом « Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса» чётко определена система намеченных мероприятий:
«Информационно – образовательная среда, её безопасность». – лекторий для родителей.
«Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
«Библиотека как информационно – поисковая система». Родительское собрание, экскурсия в школьную библиотеку.
«Технология подготовки исследовательских и проектных работ». Родительский лекторий.
В мае 2016 года будет проделан анализ участников проекта (родителей), по результатам которых можно будет судить об эффективности действия проекта.
2.4 Рабочий план реализации проекта.
Тематический план курса
«Основы информационной культуры личности»
Для родителей
Наименование разделов и тем курса
Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
2.1.Введение. Информационно-образовательная среда, её безопасность.
1.2.Первичные документальные потоки как составная часть информационных ресурсов общества
1.3. Информационные ресурсы Интернета: сайты для школьников и родителей
1.4 Электронные библиотеки
Итого по разделу
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1.Библиотека как информационно-поисковая система.
2.2.Интернет: поисковые системы и сервисы.
2.3.Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
2.4.Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.
2.5.Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
Итого по разделу
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов работ учащихся
4.1. Технология подготовки исследовательских и проектных работ.
4.2. Технология подготовки выступления, доклада, сочинения.
2.5 Оценка результатов.
Завершится проект совместным заседанием его организаторов и участников, на котором будет проанализирована их деятельность, подведены итоги и разработаны предложения по дальнейшему развитию проекта.
2.6Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект можно считать универсальным. С одной стороны, работа по нему может быть постоянной, без ограничения срока действия, совместно с учителями, учащимися, администрацией школы. С другой стороны, возможно усовершенствование и развитие проекта посредством внедрения новых форм и методов работы с учащимися и их родителей.
Источники исходных данных о проекте.
Говорухина, К.А. Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности / К.А. Говорухина // Человек. Сообщество. Управление. – 2012.-№1. –С-. 26-31
2. Костин, А.В. Противоречия развития культуры информационного общества: Социальный и ценностный аспект / А.В. Костин. // Знание. Понимание. Умение. – 2009.- №4.- С.223-228
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1»
Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса.
Проект.
Выполнила:
Копылова Ирина Валерьевна,
Педагог - библиотекарь
Мариинск 2014
Краткая аннотация проекта.
Современный ребёнок получает большой объём информации, но не всегда умеет её правильно переработать и систематизировать, что могло бы положительно сказаться на качестве его знаний. Данный проект поможет родителям овладеть знаниями информационной культуры, адаптироваться в современных социально – экономических условиях, применять знания в обучении своих детей.
В его реализации примут участие: школьная библиотека МБОУ «СОШ №1», родители, учителя, учащиеся.
Проект будет реализовываться один год. Средствами реализации проекта являются: родительские собрания, беседы, анкетирование родителей, применяться медиарисурсы.
Цель проекта: обучение родителей ориентированию в современном информационном пространстве.
Задачи проекта:
Создать партнёрские отношения школьной библиотеки, семьи, учителей, направленные на целостное и интеллектуальное развитие учащихся.
Оказывать помощь родителям в нахождении, выборе и использовании информационных ресурсов.
2.1 Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса.
2.2 Проблема
Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение, информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно – познавательной и иных видов деятельности.
Под глобальным информационным обществом понимается общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, основой которой является взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Необходимо отметить, что в настоящее время в силу повышения общего уровня образования, доступа к информации из различных источников рядовой гражданин получает больше возможностей для критического анализа того информационного потока, который на него воздействует. Огромный информационный поток – может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на общество и его культуру. Становится актуальным исследование рисков информационного общества. Это и замена духовной культуры на одномерные, узкоспециализированные знания, и опасные тенденции изменения досуга в сторону ориентации на низкопробные развлечения, вытеснение реального живого общения – виртуальным, формализация человеческого мышления, размывание национальных границ культуры, науки, искусства, образования. Более того, современная ситуация в этом отношении характеризуется, как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Опыт работы школьной библиотеки с родителями в сфере информационной культуры личности не освещён всесторонне, что позволило начать исследование в этом направлении.
Как сделать мир информации необходимым для современного школьника? Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна? Ещё никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно. Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? И помочь ответить на эти вопросы может именно школа. Школьный возраст эта ступенька формирования личности. О важности школьного периода говорят многие специалисты в области детства. Одним из важных факторов, способствующих всестороннему развитию ребёнка, является чтение и посещение библиотеки. Только атмосфера сотрудничества ребёнка, родителя, учителей и библиотеки может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей.
2.3 Описание проекта.
Образование детей – одно из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Практика показывает, что сотрудничество школьной библиотеки и родителей образовательного учреждения становится всё более актуальным, необходимым и востребованным. Особую роль в современном обществе в развитии и воспитании учащихся играет библиотека. Взаимное обогащение знаний и опыта работы библиотекаря и родителей способствуют воспитанию у подрастающего поколения интереса к культуре, формированию нравственных основ, потребности в постоянном вдумчивом чтении, поддержке детского художественного творчества. Наблюдения показали, что заинтересованность родителей в организации детского чтения в семье имеет место. Родители уделяют время для совместного чтения и обсуждения прочитанных книг с детьми. Правда это не является постоянной практикой. Таким образом, чтобы повлиять на круг чтения, в выборе информации в интернете, нужно действовать на ребёнка через организацию системы работы с родителями, учителями, библиотекарем.
При подготовке проекта ознакомилась со следующими документами:
Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 06.10. 2009№ 373(п.19.5).
Конвенция о правах ребёнка. Письмо Министерства образования РСФСР от 20 августа 1991 г. № 17 – 140 -12;
Стало традицией, что учащиеся приходят на первую экскурсию в школьную библиотеку. Библиотекарь рассказывает о режиме библиотеки, показывает красочные книги и приглашает первоклассников их родителей стать читателями, таким образом, первое посещение библиотеки останется в памяти детей надолго. Воспитание читателя, воспитание информационной культуры – процесс долгий и трудный. Следование курсу целей и задач привело к применению разных методов и форм работы, которые приведут к положительным результатам.
Для реализации проекта используются эффективные формы и методы работы по информационной культуре личности и внедряются в практику инновационные методики: Говорухина К.А., Манахова И.В.
Проектом « Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса» чётко определена система намеченных мероприятий:
«Информационно – образовательная среда, её безопасность». – лекторий для родителей.
«Информационные ресурсы интернета: сайты для школьников и родителей». – распространение буклетов с указанием полезных сайтов для учащихся и родителей.
«Библиотека как информационно – поисковая система». Родительское собрание, экскурсия в школьную библиотеку.
«Технология подготовки исследовательских и проектных работ». Родительский лекторий.
В мае 2016 года будет проделан анализ участников проекта (родителей), по результатам которых можно будет судить об эффективности действия проекта.
2.4 Рабочий план реализации проекта.
Тематический план курса
«Основы информационной культуры личности»
Для родителей
Наименование разделов и тем курса
Количество часов
Раздел I. Информационные ресурсы общества и информационная культура
2.1.Введение. Информационно-образовательная среда, её безопасность.
1
1.2.Первичные документальные потоки как составная часть информационных ресурсов общества
1
1.3. Информационные ресурсы Интернета: сайты для школьников и родителей
1
1.4 Электронные библиотеки
1
Итого по разделу
4
Раздел II. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
2.1.Библиотека как информационно-поисковая система.
1
2.2.Интернет: поисковые системы и сервисы.
1
2.3.Адресный поиск и алгоритм его выполнения.
1
2.4.Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.
1
2.5.Тематический поиск и алгоритм его выполнения.
1
Итого по разделу
5
Раздел III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации
Раздел IV. Технологии подготовки и оформления результатов работ учащихся
4.1. Технология подготовки исследовательских и проектных работ.
1
4.2. Технология подготовки выступления, доклада, сочинения.
1
Итого по разделу
2
Всего
14
2.5 Оценка результатов.
Завершится проект совместным заседанием его организаторов и участников, на котором будет проанализирована их деятельность, подведены итоги и разработаны предложения по дальнейшему развитию проекта.
2.6Дальнейшее развитие проекта.
Данный проект можно считать универсальным. С одной стороны, работа по нему может быть постоянной, без ограничения срока действия, совместно с учителями, учащимися, администрацией школы. С другой стороны, возможно усовершенствование и развитие проекта посредством внедрения новых форм и методов работы с учащимися и их родителей.
Источники исходных данных о проекте.
Говорухина, К.А. Глобальное информационное общество и новые аспекты изучения пропаганды в контексте информационной безопасности / К.А. Говорухина // Человек. Сообщество. Управление. – 2012.-№1. –С-. 26-31
2. Костин, А.В. Противоречия развития культуры информационного общества: Социальный и ценностный аспект / А.В. Костин. // Знание. Понимание. Умение. – 2009.- №4.- С.223-228